Студопедия — Вопрос 9. Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 9. Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века






- общество как совокупность отдельных индивидов;

- роль иррациональных факторов в социальном поведении;

- человеческая природа имеет некий неизменный характер (источник социальных и социально-психологических закономерностей).

1.непосредственных отклик на соц.события

2.направленность на Зап.Европу

3.интерпретации психологические, а не соц-эконом.

Михайловский Николай Константинович (1842-1904)

• «Герои и толпа» (1882), «Научные письма: к вопросу о героях и толпе» (1884), «Патологическая магия» (1887), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893)

• Общественная ситуация 80-х г.г.: «под покровом толков о народе началась самая гнусная, самая возмутительная травля на интеллигенцию, а вместе с нею и на просвещение вообще»

• Интеллектуальный контекст: осознание невозможности построения гуманитарного знания по образцу естественно-научных дисциплин, поиск путей междисциплинарного анализа социальных явлений, рефлексия необходимости смены методологии («субъективный метод»)

«Герои и толпа»

• требование психологизации всего обществознания, перемещения его фокуса внимания к «душевным явлениям»

• «изучение массовых движений, природы отношений между толпой и тем человеком, которого она признает великим, должно стать основанием истинного сотрудничества различных областей знания»

• субъективный метод: «мыслящий субъект только в том случае может дойти до истины, когда вполне сольется с объектом и ни на минуту не разлучится с ним, то есть войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдание, проплачет его слезами»

• «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело. Толпой будем называть массу, способную увлекаться примером, опять-таки высокоблагородным или низким, или нравственно-безразличным. Не в похвалу, значит, и не в поругание выбраны термины...»

• «Герои не с неба сваливаются на землю, а из земли растут к небесам... их создает та же среда, что выдвигает и толпу», а потому героем может стать кто угодно: «злодей, глупец, ничтожество, всемирный гений или ангел во плоти»

• антитезой толпе является народ; «Тард непреклонен, как математически прямая линия, считая, что коллективная мысль или деятельность всегда ниже мысли или деятельности индивидуальной»

• «подражание – вещь несомненная и вместе с тем таинственная в силу непонятности оснований выбора объекта подражания, ведь оно обрывается при самом ничтожном препятствии»; «признать подражание единственным двигателем массовых движений невозможно»; «дело в особенностях настроения масс и усиленной работе воображения»

• социальные условия «толпообразования» - общественное разделение труда и его деперсонализирующие следствия; психологические – причины аффективного свойства: отсутствие эмоционально ярких событий, бедность перцептивного опыта человека, когда «самостоятельная жизнь индивида поедается скудостью и однообразием впечатлений»;

• обедненность чувств влечет за собой однообразие представлений («ослабление мысли»), создавая питательную среду для единообразия «психологических процессов в толпе», следствием которых и является подражание

Потебня Александр Афанасьевич.(1835-1891)

• 1862 – «Мысль и язык»

• «Основной вопрос познания «что такое?» для современного человека сводится к вопросу «как я, один из многих, стал таким?»

• Формирование предпосылок культурно-исторического подхода к психике: «человек отличается от животного тем, что обладает орудием для совершенствования своей мысли…поэтому мы извлекаем из познания природы науку, в то время как дикарь извлекает из нее лишь богов»

• Учение о «внутренней форме слова» (признание существования образа значения). Ценность в форме, а не в содержании.

• Идея «апперцепции в слове» - человек рождается лишь со способностью к чувственному восприятию, категории времени, пространства, причины оформляются лишь при овладении словом

• Основа самосознания – образы. Формирование образов зависит от времени и культуры через язык.

• Ввел понятие интериоризации. «Чтобы сделать какой-нибудь факт своим, его сначала нужно отделить».

• Народность – некая ментальность. Национальность – осознание себя как носителя какого-то языка.

 

Вопрос 10. Вопросы лидерства и внутригрупповой структуры в работе З. Фрейда «массовая психология и анализ человеческого Я»

Консолидирующая основа объединения людей – либидо (либидозное влечение людей). «Масса, объединяемая любовью». Масса позволяет себя объединять, благодаря желанию быть в согласии, в любви. Данный априорный тезис объяснения слабо доказуем (это психологический механизм, интерпретация, теоретическая конструкция). Разрушение либидозной группы начинается с разрушения либидозных связей.

Либидозные связи:

- вертикальные (эмоциональная привязанность к вождю). Мы всегда взаимосоотносим себя с лидером, чтобы было единение по вертикали;

- горизонтальные (эмоциональная привязанность к себе подобным).

Механизм идентификации – механизм поддерживающего движения лидера. Идентификация начинается с детства. Через вторичные идентификации формируется наше идеальное Я (Сверх-Эго). Вот здесь и связь с вождём. Выдвижение вождя – необходимость для толпы.

Степень лидерства вождя в группе зависит от степени выдвижения наших идеалов вождём.

Стадный инстинкт. Отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один. Противоречие стаду равняется отделение от него.

Троттер. Первичные позывы: инстинкт самоутверждения, питания, половой и стадный.

У ребенка нет долгое время стадного инстинкта. Он образуется в детской, где много детей – важна справедливость.

Масса и первобытная орда. Вождь никого любить не обязан. Вождь – праотец, к которому все преисполнены страха. Масса хочет, чтобы ей управляла неограниченная власть.

Отдельный чел отказывается от своего Идеала Я и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде. Идентификация Я и замена Идеала Я.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 359. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия