Человек – высокоорганиз. существо, продукт исторического данного общественного строя. Видовое понятие, которое включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Индивид – отдельный конкретно взятый человек. Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие. То, что отличает одну человеческую личность от другой. Личность – это конкретный чел в его обществ. сущности, обладающий сознанием и самосознанием, самостоятельностью, достоинством как член общества. Психологич. стр-ра личности - целостное системное образ-е, совокупность социально значимых св-в, кач-в позиций, отн-й, алгоритмов действий и поступков чела, сложившихся пожизненно и определяющих поведение и деятельность. Есть много теорий и подходов к рассмотрению стр-ры личности у отечественных психологов (Платонов, Ковалев) и у зарубежных психологич. школ. Долго отеч. психология стояла на принципах деятельностного подхода. Суть изложена Гальпериным: деятельностный принцип означает требование изучать психич. деят-ть не саму по себе, а в составе внешней, предметной деят-ти субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деят-ти, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психич. деят-ть не как безличный процесс, а как деят-ть субъекта в плане психич. отражения проблемной ситуации. В отечественной психологии личность изучается с 2х точек зрения: С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психич. процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избират. хар-р, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера). С т.зр. изучения личности самой по себе - ее стр-ры, особенностей форм-я и развития, самосозн. и самооценки. Л.С. Выготский. Центр. категорией, кот-й Выготский уделял первостепенное внимание - категория сознания. Его концепция была названа культурно-историч., потому что интерпретацию сознания и психич. процессов можно было вывести только из их развития и становления. Форм-е личности, по Выготскому, - процесс культурного развития. А.Н.Леонтьев. Концепция Леонтьева продолжала линию Выготского, утверждая роль соц. детерминации в развитии личности. Ведущим понятием его концепции - категория деятельности. Она рассматривается "как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития". Стр-ра личности раскрывается им через понятие мотива и деят-ти. Он утверждает, что "исходя из набора отдельных психологич. / социально-психологич. особенностей чела никакой "стр-ры личности" получить невозможно, что реальное основание личности чела лежит не в заложенных в нем генетич. программах, и не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, а в той системе деят-тей, которые реализуются этими знаниями и умениями". С.Л. Рубинштейн. Личность как целое выражается через триединство: чего хочет чел (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отн-ю к деят-ти. Личность и ее психич. св-ва являются одновременно результатом и предпосылкой деят-ти. Важным в исследовании личности явл-ся особенности ее включения в более широкий контекст - не только в деят-ть, но и в жизнедеят-ть. "Сущность человеч. личности находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю". Личность как субъект жизни имеет 3 уровня организации: 1) психич. склад - индивидуальные особенности протекания психических процессов; 2) личностный склад - качества характера и способности; 3) жизн. склад - нравственность, ум, умение ставить жизн. задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт. Теория структуры личности, разработанная вначале Рубинштейном, а затем Платоновым. Это базовая психологич. модель личности исходит их личностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостности и динамич. сопряженности, системности стр-ры личности, на допущении объективной измеримости и жизненной значимости выделенных личностных параметров. Платонов выделил 4 подструктуры личности: - направленность личности; - опыт (професс., художеств. поведенческий); - индивид. способности психич. процессов (познават., эмоц., волевых); - биологически обусловленная подстр-ра (темперамент и патологические изменения личности). Платонов разработал карту личности и методику количественной оценки ур. и динамики личностных особенностей чела. В этой карте наряду с вышеперечисленными подструктурами выделена система черт хар-ра и способностей личности, а также общесоц. хар-ка чела. Б.Г. Ананьев. Им было разработано понятие возраста как основной единицы периодизации жизн. пути чела. Он ставил задачу исследовать связи биологич. особенностей и соц. достижений личности. Особенностью концепции Ананьева - включение чела в более широкий, чем деят-ть, контекст - в контекст человекознания. Идея соц. детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центр. мест. Соц.фактор рассматривается через понятия соц. статуса, соц. ситуации, образа ж. и проч. Он тщательно исследовал проблему индивид. развития чела. В этой проблеме выделял понятия индивида, личности, субъекта, чела. Личность - наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это "связано с образованием постоянного комплекса соц. связей, регулируемых нормами и правилами, освоением ср-в общения… предметной деят-ти… Подобно тому, как начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности - долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни чела". Б.Г. Ананьев предложил антропологич. подход к исследованию чела, который реализован с пом. проведения генетич. исследований. Гуманистич. психоанализ Э. Фромма. Теория личн. Фромма – попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культ. факторов ее формирования. Личность – это целостность врожденных и приобретенных психич. св-в, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Приобретенные св-ва - различия в хар-ре, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-историческую обусловленность хар-ра и личности чел., Фромм вводит понятие "соц. хар-ра" как связующего звена между психикой индивида и соц.стр-рой об-ва. Психоанализ Фрейда. Стр-ра личн., по Фрейду, состоит из 3х компонентов – Ид (Оно), Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознат. и явл. энерг. основой личности. Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиц. ценности и идеалы об-ва. Между тремя компонентами личн. существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Теория самоактуализации Маслоу заложил осн. принципы гуманистич. психологии, предложив в кач-ве модели личн. ответственного чел., свободно делающего свой жизн. выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отд. событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого чел. как единое, уникальное, организованное целое.