Структура Личности
Психологическая структура личности — это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психол. особ-ти Л. Л представляет собой сложное, внутренне структурированное образование. Но состав стр-рных элементов, образующих Л, понимается различными исследователями неоднозначно. Внутенняя структурированность Л находится в прямой зависимости от истолкования понятия Л. Некоторые отеч. психологи Л рассматривают как биосоциальное существо и выделяют в ней две подструктуры: эндопсихическую и экзопсихическую. Эндопсихика имеет биол., прир. основу, как подструктура Л выражает внутр. взаимозависимость псих. Эл-тов и ф-ций, представляет собой как бы механизм чел. Л, осуществляемый с нервно-психической организацией человека. Такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевые усилия, импульсивность и другие, включены в структуру эндопсихики. Экзопсихика опр. соц. факторами и обусловливает отношение человека к внешней среде, т. е. к сфере того, что противостоит Л, к чему она так или иначе может относиться. Экзопсихика включает в себя систему отношений человека и его опыт, под которым понимаются интересы, убеждения, идеалы, сформировавшиеся знания и т. д. А.В. Петровский сформулировал наиболее концепцию стр-ры Л, основанную на понимании Л как соц., сверхчувственного качества человека. В структуру Л входят три подсистемы: 1) представленность И-да в пространстве индивидуальной ж/д характеризует И-дуальность, или интраиндивидуальная подсистема; 2) представленность И-да в межлич. отн-ях хар-ет интериндивидуальная подсистема; 3) представленность И-да в др. людях хар-ет надиндивидуальная подсистема. Мы используем модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С.Л. Рубинштейном, а затем К.К. Платоновым Рубинштейн.: 1) направленность Л, к-рая проявл. в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминир. мотивах д-ти и поведения и мировоззрении (формир. воспитанием) 2) знания, умения, навыки приобретаются в процессе жизни и познават. д-ти 3) индивид.-типологич. особ-ти (Т, Х, способности) Стр-ра Л по Платонову: 1) мировоззрение (научность, систематичность, последовательность, обобщенность, связь д-ти и поведения); 2) идеал (образ, к-рым руководствуется Л в наст. время и к-рый опр. план самовоспитания); 3) склонности (эмоц. проявления познават. потребностей); 4) интересы; 5) желания; 6) влечения (неосознанные побуждения); 7) убеждения (важный, осозн. мотив поведения, придающий всей д-ти Л ясную направл-ть и особую значимость). Форм. в сис-му устойч. принципов. Структура Л по Немову: 1) способности – индивид. устойчивые св-ва чел., опр. его успехи в различ. видах д-ти; 2) Т – качества, от к-рых зависит р-ция чел. на др. людей и соц. обстоятельства; 3) Х – кач-ва, опр. поступки чел. в отн. др. людей; 4) волевые кач-ва (охватывают нес-ко спец. личн. св-в, влияющих на стремление чел. к достижению поставл. целей); 5) эмоции; 6) мотивация; 7) соц. установки – убеждения и отношения людей. Это базовая психологическая модель личности исходит из личностно-деятельностного подхода. Выделенные подструктуры имеют место в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопоставлении. Личность динамична и самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. саморазвивается, реализуя целенаправленное поведение в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве. 1) направленность Л - Важнейший компонент Это с-ма побуждений, к-рая опр. избирательность отношений и активность ч-ка. Развитые ценностные ориентации - признак зрелой Л, показатель меры ее социальности. 2)самосознание; Наше «Я» - отображ-е самого себя. Ребенок не рожд-ся с ним. Сначала он гов. о себе в 3-ем лице. Формир-ся в связи с изменением соц. ситуации развития (шк) → рефлексия, осознание самого себя. Понятие «Я», как отнош-е ч к самому себе, выражает ед-во., устойч-ть лич-ти. Она вкл в себя представление о своей индив-ти и идентичности + самооценка, самоуваж-е. Образ – просто представление о себе, а «Я»-концепция – осознанная устойч. система представлений ч-ка о себе, на основе чего он строит отношение к себе и к другим людям. «Я»-концепция вкл компоненты: - когнитивный образ своих способностей, знаний; - эмоциональный (эмоц-волевой, оценочный): самоуважение, себялюбие, стремление повысить самооценку. Завоевать уважение. - поведенческий: реализация в жизни. 3)способности и задатки; 4) темперамент и х-р; Направл-ть сильно связ. с характером. Их взаимодействие вкл. убеждения, идеалы, желания. Характер (в широком смысле слова) неотделим от Л, поскольку реализует главные жизненные устремления человека. 5)особ-ти психич процессов и состояний; 6)психический опыт личности
|