Периоды и школы античной философии
Подходы понимания: 1) религ.:фил-я связывает смысл жизни с Богом, видя цель и оправдание земной жизни в потустороннем мире, в «вечной жизни» после смерти. Ж. -это достойное подготов-е к вечности. Земная жизнь дана чел в качестве испытания, выдержишь-будешь бессмертен.=>цель-спасение бессмертной души. 2) светский: либо личность подчинена общ-ву,а смысл ж. чел вывод-ся из общего истор. смысла сущ. общ-ва(Платон, Гегегль, Маркс);либо (экзистенц. школа и персонализм)-они настаивают на первичности индивид. бытия и ищут смысл ж в ней самой. 3)только мы сами сознат. или стихийно, намеренно или невольно посред-вом нашего бытия придаем ей смысл и тем самым выбираем чел. сущ-ть. Смысл жизни – это выбор каждого отд. чел-ка. Это самост. осознанный выбор тех ценностей, кот. (по Э.Фромму) ориент-т человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использ-е всех челов. потенций). Смысл жизни чел. – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с др., жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем больше она оказывает влияние на окр. ее людей, социокультурную среду. Чел. сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Это зависит от историч. условий бытия и от возрастных особ-тей. Смысл жизни можно рассм-ть в 3х временных измерениях: прошлое (ретроспекция), наст. (актуализация) и буд. (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в общ-ве мн. условий, среди кот. является наличие демокр. свобод, гуманных целей и соотв. им средств. Концепции. ГЕДОНИЗМ: Жить – значит наслаждаться. ЭВДЕМОНИЗМ: Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека. АСКЕТИЗМ: Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов. УТИЛИТАРИЗМ: Жить – значит из всего извлекать пользу. ЭТИКА ДОЛГА: Жизнь – это самопожертв-е, во имя служения идеалу. ПРАГМАТИЗМ: цель жизни оправдывает любые ср-ва ее достижения. Конечность чел. бытия – естеств. закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если чел. живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. Реальное бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает соц., духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.
Периоды и школы античной философии. I. Период ранней классики (до Сократа). 1) Милетская школа, основоположник – Фалес. Утверждал, что все произошло из воды. Второй представитель – Анаксимандр. Утверждал, что некая частица, апейрон, - бескачественное неопределенное начало. Третий представитель – Анаксимен. Утверждал, что основа всего – воздух. Представители Милетской школы стали основоположниками стихийного материализма. 2) Эфесская школа. Представитель – Гераклит. Основа всего – огонь. Возникновение мира из огня – путь низ, во зло. Возвращение всего к первоначальному состоянию – путь наверх, добро. Мир возникает из огня, потом сгорает, потом снова возникает и т.д. Мир находится в состоянии непрерывной борьбы противоположностей. Ничего постоянного, устойчивого в мире нет. Гераклит стал основоположником стихийной диалектики, т.е. учения, которое рассматривает борьбу противоположностей в качестве источника развития мира. 3) Пифагорейская. Основоположник – Пифагор. Основа всего – число, весь мир – гармония чисел. 4) Элейская. Представитель – Парменид. Разработал учение о бытие и первым ввел этот термин в философию. Он соглашался с Гераклитом, что в мире нет ничего устойчивого, все постоянно меняется. Основа – нечто вечное и неизменное. Однако оно недоступно нашему чувственному восприятию. Нашим чувствам доступно только становление. Неизменную основу всего нельзя увидеть. Это неизменное, вечное, лежащее в основе мира – есть бытие. Тем самым, Парменид стал основателем метафизики – учения, которое полагает, что в основе нашего изменчивого мира лежит недоступное нашему восприятию первоначало – бытие. Оно вечно, неизменно. 5) Античный атомизм (Демокрит). Основа мира – множество атомов которые движутся в пустоте. Предметы не вечные, а атомы – вечные.
|