И. Кант
Цель – критика метафизики вещей, переход к метафизике познания -высший абсолютно истинный мир существует, но этот мир не доступен нашему познанию, «вещь в себе» - это и есть высший мир -видимый мир – результат воздействия высшего мира на сознание, сознание искажает истину на подобии очков, призмы, представляет его другим, «кантовые очки»; -мы никогда не увидим реальный мир, так как нельзя отстраниться от сознания Хаотичные импульсы от высшего мира чувственным восприятием упорядочивается и появляется представление о пространстве и времени(это форма нашего сознания), за сознанием нет времени и пространства. Рассудок представлен логическими категориями: причины и следствия. Т.е. весь мир находится в пространстве и времени и упорядочен по категориям. Синтез категорий и пространства, времени и есть представление о нашем мире. Человек в пространстве и времени и одновременно категория предмета, категория живого и т.д. Для завершения целостности, нашему миру не достает окончательной оформленности, ее восполняет чистый разум, на этом уровне возникают идеи. Идеи – Бог, душа – идеи чистого разума. «Бога нет, но он должен быть» - тезис Канта. Бога нет, но есть идея бога, тем самым Кант упразднил метафизику вещей, полагающую Бога, как самостоятельную сущность и заменил ее на Бога как идею разума. Душа не является предметом, который дан нам в чувственном опыте, это не предмет, душа – идея разума. В нашем мире мы видим лишь проявления души и Бога. Гегель Разработал диалектику как способ философского познания. В основе любого существования лежит движение отрицания и утверждения(самого себя отрицает, а потом сам себя утверждает). В любом существовании есть момент негативности и отрицания, любой предмет является самим собой, а с другой стороны постоянно становится не самим собой – суть диалектики. «единство тождества и не тождества, позитивного и отрицания» Одновременно ты являешься собой, но в тоже время ты не являешься собой. 1)тезис или тождество – изолированное, абстрактное определение чего-либо.(студенты) 2) отрицание – но мы являемся, например, не только студентами, но и дочерью или сыном и т.д. 3)синтез – объединение тождества и отрицания(мы и студенты и не студенты). 1)бог- абсолютное начало, тождество 2) природа(отрицание) 3)истина – синтез низшего и высшего мира Синтез нужен для того, чтобы внести в конечный мир высший мир. 1)человек отрицает жестокий мир 2)придумывает Бога, идеала 3)с помощью этого идеала преобразует истинный мир 1)Борьба между людьми, побеждает тот, который готов дойти до конца – господин; 2)есть и несмелые люди, они отступают – рабы. 3)Раб преобразует мир под страхом господина, тем самым его позиция выгоднее и он, по сути, становится господином. Таким образом, в основе диалектики лежит движение отрицаний, все что есть постоянно переходит в свою противоположность.
8. Марксистская философия XIX века: материалистическая диалектика и исторический материализм. Карл Маркс унаследовал от Гегеля диалектику, однако он ее применил к материализму диалектический материализм. Материя развивается под влиянием движения отрицания и противоречий. На основе материальной диалектики он предложил исторический материализм. История развивается в результате движения отрицаний. Тезис – первобытное общество(отсутствие разделения на классы). Отрицание – возникновение классового общества(частная собственность). Синтез - коммунизм(отменяется частная собственность, классовость, но сохраняются позитивные достижения предыдущих этапов). «Всеобщее равенство на основе всеобщей нищеты» - первобытное общество. «Всеобщее равенство на основе всеобщего богатства» - коммунизм. 9. Особенности современной постклассической философии. Основные идеи и школы.
|