Искусство XVII века. Барокко. Классицизм. Реализм
Семнадцатый век - новый этап в истории искусства. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ в Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII в. сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым, но образ человека остаётся по-прежнему в центре внимания художника. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоёвывают светские: бытовой жанр, пейзаж;, портрет, натюрморт. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств: здания органически включаются в пространство улицы площади, парка; скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет архитектурные интерьеры. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), XVII в. характеризуют два больших стиля - барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. В крайних проявлениях оно тяготеет к иррационализму, мистике, прежде всего воздействуя на воображение и чувство зрителя масштабностью, драматическим напряжением, экспрессией форм (Рубенс, Эль Греко). Цветовые эффекты, динамизм, декоративная пышность характеризуют этот стиль в живописи. В архитектуре и скульптуре наивысшего расцвета стиль барокко достиг в творчестве Бернини, Борромини. В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Прекрасным с их точки зрения является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично. В архитектуре стиль классицизма характеризуется: ясностью, строгостью конструкций, простотой, логичностью; мелкие вертикальные и горизонтальные членения придают зданиям ритмичность, ясную гармонию, торжественную величавость (ансамбли Версаля, Лувра и Петербурга). И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению: мастера барокко тяготеют к динамичным массам, к ансамблям; в искусстве классицизма единство достигается путём соединения и соответствия всех частей целого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение. Великолепные образцы «высокой» трагедии и комедии дало творчество ярчайших представителей литературы французского классицизма Корнеля, Расина, Мольера. В живописи классицизм характеризуется стремлением к созданию облагороженной действительности, идеальных образов, соответствующих представлениям о разумном, героическом и прекрасном. Художники выработали ясный, лаконичный язык, нормы которого соответствовали принципам меры и порядка (Пуссен, Лоррен). Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве этого периода возникает мощное реалистическое направление. В этом плане высочайших достижений достигла живопись Голландии, Испании, Италии. Наиболее полное выражение реалистическое направление нашло в произведениях итальянского художника Караваджо, который оказал громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы. Суровый реализм, необычайная жизненность и демократизм его искусства соединяются с монументализмом. Величайшую гордость Голландии составляет творчество Рембрандта, в центре живописи которого стоит человек, психологически верная передача характеров и душевных движений. Главным объектом изображения голландских художников явилась окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Ведущее место заняли: бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, марины, анималистический жанр. Специфические черты испанского искусства XVII в. - демократизм, народность, реализм (Веласкес, Сурбаран, Мурильо, Рибейра). Суровая простота, серьёзность и жизненность их произведений сочетаются с глубоким драматизмом и выразительностью образов. Преобладающую роль в их творчестве играют религиозные сюжеты и портретная живопись.
|