Позднее Возрождение
Вторая половина XVI в. — сложный период в искусстве Италии, отмеченный переплетением самых различных тенденций. Восприятие мира становится более сложным, сильнее осознаётся зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания. Этот период связывается с творчеством венецианских мастеров Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто). Их живопись отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров изобразительного искусства. Идеальные прекрасные образы соседствуют с яркими характерами; трагические конфликты - со сценами ликующей радости. Образы наделяются индивидуальной яркостью, подчас портретной неповторимостью. Излюбленные темы произведений - изображения торжественных пиров и празднеств, которыми славилась в то время аристократическая Венеция. Обозначились черты бурной эмоциональности, многофигурных композиций, блестящего колорита, предвосхищающие искусство барокко XVII в. Более поздние работы отличает сложная атмосфера взволнованного чувства, мечта о моральном возрождении человека, глубокие раздумья. 5.4. Искусство Возрождения в СевернойЕвропе
Своеобразным очагом искусства Возрождения XV-XVI вв. были Нидерланды - одна из самых богатых и передовых стран Европы. Однако процесс формирования ренессансной культуры протекал в Нидерландах медленнее, чем в Италии, и сопровождался компромиссами между средневековыми традициями и новыми веяниями. Главными центрами нового искусства и культуры были вольные города южных провинций - Фландрии и Брабанта. Нидерландское искусство имело более народный характер, чем итальянское. В нём сильны черты фольклора, но главной его особенностью было отображение жизни различных слоев общества, глубокое чувство национального своеобразия. В изображении человека художников интересует сфера духовной жизни; восторженно запечатлевают они красочное богатство природы; тонко чувствуют поэзию обыденного, уютность обжитых интерьеров. Для нидерландского искусства характерно выражение органической связи человека и окружающей его среды, восприятия действительности такой, какова она есть. Эти особенности находят отражение в бытовом жанре, портрете, интерьере, пейзаже (Ян ван Эйк, П. Брейгель, Босх). Величайшее достижение в живописи связано с возникновением в Западной Европе станковой картины, которая приходит на смену настенным росписям романских церквей и готическим витражам. Для нидерландских художников главное средство художественного выражения - колорит, что вызвало переход от темперы к масляной краске, позволившей более детализировано и красочно воспроизводить материальность мира. К концу XV в. - первой трети XVI в. искусство Возрождения развивается и в Германии. Немецкие художники обращаются к сокровенной духовной жизни человека, его переживаниям, психологическим конфликтам. Портрет - наиболее значительное достижение немецких художников. Однако то синтетическое развитие архитектуры, пластики и живописи, которое сопровождает расцвет итальянского Возрождения, где часто крупный художник работает в различных видах искусства, немецкому Возрождению не свойственно. Оно несёт на себе печать дисгармоничности и трагизма. Причина сложности путей развития искусства коренится в особенностях исторического развития страны. Великая крестьянская война знаменовала подъём творческих сил общества, так были созданы условия для всестороннего, но кратковременного расцвета немецкой культуры £Дюрер, Гольбейн). 1
|