Критический реализм в художественной культуре России. Передвижники
Вторая половина XIX века - это время осознанного поворота, русского искусства к демократическому реализму, национальной самобытности, современности. Этому способствовала историческая ситуация в стране, общественное возмужание разночинной интеллигенции, революционное просветительство Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Родоначальниками реализма в русском изобразительном искусстве стали А. Иванов и П. Федотов, показавших богатство и сложность характеров, глубину психологических состояний человека. Новый этап развития критического реализма связан с подъёмом революционно-демократического движения в России. В 1863 году было положено начало независимому от официальной опеки искусству («бунт 14»). Создание «Товарищества передвижных художественных выставок» и артелей художников ставило целью приблизить искусство к народу, активно участвовать в мобилизации сил для его освобождения. Художники-передвижники (Крамской, Перов, Репин, Суриков, Ге и др.) обратились к бытовому жанру, как наиболее доступному широкому зрителю. Темы страданий угнетённого народа, социальной сатиры, раздумий о судьбах Родины, утверждения достоинства и красоты человека заняли важное место в их творчестве. Осмысление роли народа как действенной силы, творящей историю, стало лейтмотивом исторических полотен художников. Многообразие социальных типов, яркая индивидуальность образов, глубина психологических характеристик - основные черты портретного искусства. Новое слово сказали передвижники в реалистической пейзажной живописи, для которой характерна задушевность, «песенность», многогранность внутреннего содержания, национальный колорит, «очеловечивание» природы (Саврасов, Васильев, Куинджи, Шишкин, Левитан). В искусстве русских передвижников была заложена тенденция к повышенной экспрессии, к душевному гиперболизму, их влекла «драма жизни», впечатления природы, дух истории. Для русской живописи характерен особенный лиризм, не столько интимно-личный, сколько национально-всеобщий лиризм русской природы и страны, ощущаемых как нечто целое. Путь русских передвижников был очень близок течению французских импрессионистов: у тех и других был общий враг - академизм, те и другие противопоставили ему реализм, современность, национальность, демократизм, раскрепощение творчества от условных канонов; но результаты их деятельности оказались разными. 6.5. Искусство Россия XIX - XX веков. «Мир искусства»
Этот период характеризуется новым по сравнению с искусством передвижников отношением к проблеме человека и общества, определяемым тревожным и радостным предчувствием близких перемен в общественной жизни. В изобразительном искусстве открываются новые пути художественного поиска, связанные с философским осмыслением жизни, выражением великой стихийной силы и самобытности русского народа, обращением к сказочно-былинному, ярко-праздничному пласту народной жизни (Рябушкин, Малявин, Врубель, Рерих, Кустодиев). Ведущую роль играет портретное искусство, для которого характерны высокая гражданственность, реализм и современные формы пластического выражения (Серов). Важнейшим событием в русской культуре этого периода стало объединение группы художников во главе с А. Бенуа вокруг журнала «Мир искусства», организация ими выставок. Общая установка мирискусников (Сомов, Головин, Бакст, Добужинский, Грабарь и др.) - вселить в окружающем обществе любовь к самому существу искусства. Деятельность этих художников развивалась в русле того неоромантизма и эстетизма, который охватил в конце века всё европейское искусство, но русский вариант отличался многими своеобразными чертами: характерно его культуртрегерство, стремление распространить и открыть высокие достижения русского искусства ХVIII-XIХ веков для широкого зрителя не только в России, но и в Западной Европе. В художественной практике деятелей «Мира искусства» общей особенностью был ретроспективизм (пассеизм) — пристрастие к прошлому, но особого рода - через призму современного мироощущения. Они выступали не реставраторами прошлого, а творцами нового, иронического мифа о старых временах. Художники радикально обновили театрально-декорационное искусство, подняли оформление спектаклей на высоту большого искусства, создающего целостный образ спектакля - живописный синтез декораций, костюмов, освещения, мизансцен. Кроме этого, мирискусники обновили книжную графику как художественное единство всех элементов книги - текста, иллюстраций, обложки, виньеток, шрифта. Просветительская роль «Мира искусства» чрезвычайно велика и многогранна.
|