Реалистическое искусство
В противоположность формалистическим направлениям XX века развивается Новый реализм, приобретающий всё большую политическую и эмоциональную заострённость. Реализм XX века -очень неоднородное явление, предстающее в различных модификациях - это и социальный реализм, и неореализм, романтический реализм, так называемый социалистический реализм и т.д. Огромную роль в развитии реалистического изобразительного искусства сыграла графика (Кольвиц, Мазерель). Острота социального обличения, демократический, революционный пафос, обобщённость художественных образов, борьба за мир - все эти черты отличают их произведения. Реалистический метод сохраняется и в скульптуре, вплоть до Второй мировой войны. Крупнейшие завоевания реалистической скульптуры принадлежат Бурделю, Майолю, Деспио, Манцу и др. Монументализм, динамика крупных пластических масс соседствует с античной красотой, цельностью и ясностью, совершенством пластики. Острые противоречия искусства XX века наиболее ярко сосредоточились в творчестве П. Пикассо, проникнутого беспокойными исканиями от формалистических решений к выразительности реалистических образов. Реалистическая линия с перерывами и отступлениями сохраняется на всём протяжении его творческого пути. В картинах «голубого» и «розового» периодов звучит глубокое сочувствие страданиям простых людей. Сила психологического проникновения, острая и точная наблюдательность, обличение сил реакции, протест против жестокости войны, художественное воплощение больших проблем эпохи делает искусство этого художника ярчайшей страницей мировой культуры. К прогрессивному искусству XX века относится творчество Марка Шагала, охватывающее почти всё XX столетие. Оно стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи. Невозможно с точностью определить его принадлежность к какому то ни было направлению. Скрипач, парящие над землёй любовники, коровы, лошади, покосившиеся деревянные домики Витебской окраины - эти мотивы сопровождают произведения всех этапов его творческой жизни. Он творил для всего мира и в самых разных жанрах. Большую роль в развитии реализма сыграли художники Американского континента - группа «Восьмёрка» (Слоун, Лаке). Картины, разоблачающие американское «процветание» (жалкие жилища бедняков, трущобы, задворки) вызвали озлобление буржуазной публики и «Восьмёрка» получила прозвище «Школы мусорного ящика». Представителями социального реализма являются художники Мексики (Ороско, Сикейрос, Ривера). Основные идеи их монументальной живописи - борьба против национального угнетения, за социальное освобождение трудящихся.
|