Искусство второй половины XIX века -утверждение критического реализма
Середина XIX века ознаменована нарастанием демократического и пролетарского движения во Франции. Большое значение имела революция 1848 года, когда впервые на историческую арену вышел рабочий класс как огромная самостоятельная сила, и, наконец, Парижская коммуна 1871 года. Развернувшиеся классовые битвы, обострившиеся социальные проблемы вызвали рост новых тенденций во всех областях культурной жизни. В этот период создаётся теоретическая программа реализма, получившая практическое воплощение в произведениях литературы, живописи, графики, а позже - в скульптуре. Основной тенденцией художественной жизни явилось обострение идеологической борьбы интеллигенции против академизма с одной стороны, и «салонности» буржуазных вкусов, с другой. Это вызвало к жизни разнообразные объединения художников с разнообразными эстетическими программами («бар-бизонцы», импрессионисты во Франции; передвижники, «Могучая кучка» в России и т.д.). Важнейшими тенденциями реалистического искусства этого периода стали критика буржуазной действительности, осознание детерминирующего воздействия социальных законов, энциклопедичность в показе картин общественной жизни. Предметом реалистического изображения становится жизнь в её диалектическом развитии, отображение «типических» характеров в «типических обстоятельствах». Появляются новые темы в изобразительном искусстве - политическая сатира, тема труда, поэтика крестьянского мира, «индустриальная» тема и т.д. (Домье, Милле, Мендель и др.). В реалистической живописи возрастает мастерство психологического анализа. Одно из важнейших завоеваний искусства критического реализма - разработка исторической тематики, в которой впервые раскрывается роль не только отдельных героев, но и народных масс, конкретнее воссоздаётся историческая среда (Курбе). Обращение к современности, утверждение национального реалистического пейзажа (Коро, художники-»барбизонцы») становится характерной особенностью французского изобразительного искусства. Архитектура этой эпохи связана с ростом крупных городов, появлением новых видов технических и инженерных сооружений: заводов, фабрик, бирж, институтов; возводятся «репрезентативные здания» - театры, музеи, правительственные и административные учреждения. Стиль позднего классицизма с ордерной системой, тормозящей развитие новых тенденций, сменяется эклектическим использованием отдельных приёмов разных стилей прошлого.
|