Древнегреческое искусство
Греческие племена населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья. Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу, они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока греческие города-государства были очень малы, но именно они создали великий перелом в судьбах мировой культуры. Искусство Древней Греции было связано с религиозным культом и с мифологией. Характерная черта мифологической подосновы -очеловечение её образов, что способствовало утверждению реализма в искусстве. История Древней Греции прошла следующие периоды развития: 1) гомеровская Греция (XI-VIII вв. до н.э.); 2) архаика, период образования рабовладельческих городов-государств (VII-VI вв. до н.э.); 3) классика, период расцвета греческих городов-государств (V и три четверти IV в. до н.э.); 4) эллинистический период (конец IV в. по I в. до н.э). В результате длительной эволюции сложилась цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. Выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчёте и гармоничном соотношении частей, образующих единое целое. В эпоху архаики в VII в. до н.э. греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом «мужественном» и ионическом «женственном», позднее, в V в. до н.э., появился коринфский «девический» ордер. Дорический ордер отличался тяжеловесностью, массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности (храмы Аполлона в Коринфе, Посейдона в Пестуме). В ионическом ордере ценились, напротив, лёгкость, изящество, капитель имела характерную форму (святилище Артемиды в городе Эфесе, храм Геры на острове Самос). Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя с его великолепным храмом Парфеноном стал символом гармонии и величия античной культуры. Коринфская колонна появилась в Y веке до н.э. в богатом городе Коринфе. По преданию скульптор Каллимах увидел на кладбище стоящую на земле корзину сквозь которую пробивались молодые побеги так в его сознании родилась изящная капитель коринфского ордера. Общий характер скульптуры определился развитием реалистических тенденций. Образ человека просветлён и возвышен. Соотношение реального и идеального - характерная черта скульптурных произведений великих мастеров Фидия, Поликлета, Мирона. Позднее зарождается интерес к характерным особенностям психологического склада человека (Скопас, Пракситель, Леохар, Лисипп). В эллинистический период, начавшийся с походов Александра Македонского, особое развитие получило строительство общественных зданий и сооружений: портиков, каменных театров, мавзолеев, монументальных алтарей (алтарь Зевса в Пергаме). Скульптура этого периода, продолжая традиции классики, характеризуется подчёркнутым драматизмом (Лаокоон). Самые знаменитые статуи - Ника Самофракийская, Афродита Милосская, Аполлон Бельведерский - поражают совершенством пластики и высокой одухотворённостью. Всемирную славу древнегреческому театру принесли величайшие драматурги Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан, заложившие основы мирового театрального искусства.
|