МОДЕЛИРОВАНИЕ И МАКЕТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ
Макет — пространственный объект, воспроизводящий визуальные или отдельные функциональные характеристики изделия (сооружения, комплекса). За исключением демонстрационных М.; целью которых является создание представления о внешнем виде как проектируемых, так и существующих изделий, остальные виды М. служат преимущественно проектным целям. Макетирование (от итал. «macetto» — эскиз, набросок) — условное или «натуральное» объемно-пространственное изображение объектав определенном масштабе, позволяющее вести поиск и оценку эстетических, функциональных, конструктивно-технологических или потребительских качеств новых изделий и форм, в комплексе анализировать различные аспекты конкретного проектирования. М. дает возможность воссоздавать и изучать различные явления в лабораторных условиях, способствует механизации процесса проектирования, позволяет оперативно получать приближенные к натуре материалы испытаний дизайнерских объектов. Макеты различают: - в зависимости от имитируемых сторон объектов дизайна (художественно-эстетических, конструктивных, технологических); - в зависимости от этапа проектирования (рабочие, эскизные, демонстрационные, для лабораторных испытаний); - по масштабу (в натуральную величину, уменьшенные в различном соотношении); - по объемности (трехмерные — объемные, полуобъемные диорамы, циклорамы, перспективные макеты, макеты-декорации, плоскостные); - по материалу изготовления (от бумаги, ткани, дерева, условно передающих формы будущих объектов, до прямого воспроизведения задуманных материалов, фактуры, цвета). Одновременные учет и решение на одной модели различных вопросов проектирования (например, функциональных, материально-конструктивных и эстетических) в сочетании с графическими материалами обеспечивают на практике реализацию комплексного подхода в проектировании. Моделирование проектное - воспроизведение существенных свойств и форм конкретного объекта или явления в виде условной копии(схемы); перенос центра тяжести в рассмотрении проблематики предметного творчества с предмета на метод. При проектировании дизайнерских объектов, особенно сложных, используется значительный арсенал различных средств моделирования: функциональные схемы, блок-схемы, системные модели, всевозможные матрицы и классификационные таблицы, модели типологические и т.д. Вместе с тем используются возможности и средства художественные, принадлежащие искусству. К наиболее употребительным из них относятся визуально-графические и пространственно-пластические средства моделирования. Менее традиционны для дизайна в целом, но остро необходимы в ряде конкретных ситуаций (при проектировании крупных комплексных объектов, разработке отраслевых программ и др.) средства драматургии, театра, кино, сценографии, аудиовизуальной техники, журналистики и др. В этом случае возникает принципиальная методическая задача выявления, раскрытия и использования применительно к дизайну этих средств художественного подхода. Например, в средовом дизайне часто используется сценографическое моделирование организующих среду процессов — чтобы перевести их из явлений прагматических в ранг событий художественных. Для этого применяют сугубо «театральные» технологии: деление процесса на «мизансцены», распределение «главных ролей» среди слагаемых среды, определение «сверхзадачи» проектирования средового комплекса и др. Модель проектная – конкретная дизайнерская форма высказывания об объекте, фиксация (предъявление) научной или проектной мысли. М.п. является предметом проектирования и одновременно средством коммуникации как между профессионалами, так и между автором, заказчиком и потребителем. М.п. должны отличать: адекватность (правдоподобие, верность, реалистичность) действительности, так как модель есть более или менее точное подобие реального объекта; условность, так как модель не буквально повторяет реальность, а представляет собой обобщенное, приближенное ее отражение, выявляющее только существенные с точки зрения решения данной задачи свойства; концептуальность так как модель есть искусственный объект, необходимый для решения определенных задач и, следовательно, предполагает наличие творческого замысла, авторской концепции, демонстрирующей позицию художника по отношению к действительности, и должна выражать эту позицию. М.п. могут быть графические, объемные, словесные и т.д.
|