Студопедия — Кончики пальцев наиболее чувствительны к прикосновениям, относительно наименее чувствительны к боли, вызываемой максимальным давлением того же механического раздражителя
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кончики пальцев наиболее чувствительны к прикосновениям, относительно наименее чувствительны к боли, вызываемой максимальным давлением того же механического раздражителя






Тактильные чувствительность наиболее развита на дистальных частях тела(руках, кончике языка,на кончиках пальцев ног, рук). Подошвы ног обладают мини­мальной тактильной чувствительностью.в них очень слабо развиты тактильные ощущения, ноги «ощупывают» лищь поверхность земли, по которой человек пере­мещается, но это «ощупывание» носит ярко вараженный мышечно-суставной характер. К тому же следует учесть, что чувствительность кожи зависит собственно не от статического давления,а от перемены давления на кожный центр, которое возникает при трении разнородными предметами внешнего мира и кожно-михани­ческими рецепторами. Мы чувствуем перчатку, туфли лишь тогда,когда одеваем, обуваем. Но чрезвычайно быстро мы перестаем ощущать их.Но зато мы вновь ощущаем их при раздевании, т. е. при наличии трения или перемен давления.

Поэтому чрезвычайно существенен для понимания тактильной чувствительности характер тактильного разностного или различительного порога. Тактильная различительная чувствительность выступает в двух основных формах: временной и пространственной.

Тактильные ощущения возникают с чрезвычайной быстротой, что свидетельствует о высокой возбудимости кожно-механических рецепторов. Эта возбудимость тем выше, чем дистальнее расположены данные рецепторы. О высокой возбудимости можно судить не только по времени реакции,но и по частоте нервных им­пульсов, которые передаются от рецепторов в мозг. Эта частота токов действия чувствующего нерва уменьшается в процессе адаптации. Но она велика в началь­ный момент раздражения. Скорость тактильной реакции выше зрительной реакции, непосредственно приближаясь к слуховой реакции. Этот факт свидетельствует о том, что настройка кожно-механических рецепторов на реакцию определяется корой головного мозга. Сигнальное значение тактильных раздражителей очень велико. С этим связан и малый дифференциальный порог тактильных ощущений, т. е. их временная различительная чувствительность. Под этой формой различи­тельной тактильной чувствительностью мы понимаем тактильное различение во временной последовательности тех или иных перемен давления.

Можно сказать, что и тактильная чувствительность анализирует, подобно слуху, временную последовательность раздражителей с очень большой точностью. Наиболее хорошо развита временная тактильная чувствительность на кончиках пальцев рук. Под влиянием развития различительной тактильной чувствительности повышается и абсолютная тактильная чувствительность. Абсолютная тактильная чувсивительность определяетсяпо порогу ощущения,т. е. едва заметному ощу­щению прикосновения, возникающему при воздействии на некот.точку кожи минимального давления предметом.

Пространственная различительная тактильная чувствительность есть главное средство для геометрического ознакомления с миром. Разность одновре­менно приходящих сигналов с кожи имеет исключительное значение для определения пространственных признаков воздействующих механических раздражите­лей(протяженность и величина, угол пространственной формы и т. д.). Необходимо подчеркнуть, что П.Р. тактильная чувствительность кожно-механического ана­лизатора резко отличается при действии одного и того же механического раздражителя на разные участки кожи.

Значение резкой обособленности границ пространственной чувствительности заключается в том, что при одновременном механическом воздействии различ­ных частей одного итого же предмета мы ощущаем этот предмет (в темноте или закрытыми глазами0 как один предмет. Представление о той или иной кривизне поверзности предмета создается благодаря разности сигналов от различных ближних или дальних точек прикосновения. Для пространственного пассивного осяза­ния необходима умеренная разность сигналов с точек прикосновения смежных зон для того, чтобы предмет воспринимался не раздвоенным или множественным, а единым. Большая разность сигналов с кожи имеет значение в другом отношении, а именно для синтеза ощущений, чувственных знаний человека о целостности своего тела.

Восприятие человеком собственноготела складывается из сочетания пространственно-тактильной чувствительности, мыщечно-суставных и органических ощущений. Это комплексное восприятие человеком собственного тела носит название схемы тела.

Рука играет ведущую роль в процессе активного осязания.

Опыты Веккера показали, что правильное отражение формы при отсутствии движения предмета по руке оказалось невозможным. В процессе активного ося­зания указательный палец играет ведущую роль. Веккер сделал вывод о том, что «движение является стержневым регулирующим фактором в формировании об­раза. Именно движение реализует последовательный процессе взаимодействия руки и предмета. При этом образ отдельных частей предмета формируется совер­шенно правильно, независимо от того движется рука относительно предмета или наоборот.

Большой палец является точкой опоры или начальной точкой отсчета.Ведущим звеном в кординатной системе является указательный палец,от которого идут передатчики импульсов движения – средний и безымянный палец. Координатная система замыкается мизинцем. Координатная система руки продолжает действо­вать при выключении мизинца и безымянного пальцев, причем тогда роль замыкателя играет средний. Координатная система нарушается,когда исключается большой или указательный. Пространственно-тактильные различение осуществляется не только одной,но и двумя руками. Осязание обеими руками носит назва­ние бинамуального осязания, где одна рука является ведущей в большинстве трудовых действий человека.При одновременном ощупывании одна рука выполняет опорную роль,а другая – различительную. Между правой рукой и зрение образовалась прчная система зрительно-моторной координации,определявшей точность трудового воздействия на предмет.

Как и все виды чувствительности, тактильная развивается в процессе деятельности путем упражнения,т. е. замыкания новых и закрепление старых временных связей.

Особо важную роль играют три фактора в сенсибилизации пассивного осязания.

1. Влияние активного осязания. Т. е. совместная деятельность кожно-механического и двигательного анализатора.

2. Взаимодействие зрения и осязания.

3. Влияние второй сигнальной системы на перестройку пассивного осязания в смысле большей точности тактильного различения.

Тактильные ощущения составляют один из важнейщих источников восприятия человеком пространства. Следует отметить, что тактильные ощущения не только сигнализируют о пространственных признаках вещей, но и о раздрожаемой в данный момент части всего пространства наружного покрова тела.,т.е. само пространство локализуется, но в разной степени, в зависимости от распределения в них кожно-механических рецепторов.На основе тактильных ощущений мы не только относим отражаемые механические свойства к определенному предмету ит его пространству, но и относим действие механических раздражений к опреде­ленной части своего тела. Поэтому тактильные ощущения составляют один из источников «самоощущения» человеком собственного тела и его отдельных орга­нов. Кожно-тактильные ощущения участвуют в образовании схемы тела,т. е. осознание человеком целостности своего тела и орпеделенной соотнесенности частей тела друг к другу. Тактильные ощущения сочетают в себе сигнализацию внешней среды и состояние самого тела человека.

Вопрос № 3.1 Абсолютные и различительные пороги ощущений

Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и различительные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различия. Исследования установили прежде всего, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций, окружающих нас тел, не видим невооруженным глазом множества постоянно вокруг нас происходящих микроскопических измене­ний. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражителя называется нижним абсолютным порогом. Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. Если чуть-чуть увеличить стимул, то раздражитель приносит болевые, неприятные ощущения, человек не понимает качество стимула. Эти ощущения для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.

Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируя те или иные чувст­венные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности и, таким образом быть или не быть замеченным в зависимости от того, какое значение он принимает для человека: появляется ли он как безразличный момент окружения данного индивида или становится значимым показателем его деятельности.

Различительный порог – дифференциальный порог – характеризуется той минимальной разницей между двумя стимулами, при которой человек чувствует их как разные.

Человек, у которого низкие пороги, обладает высокой чувствительностью. Он различает множество оттенков. У человека с высоким нижним абсолютным поро­гом, верхний абсолютный порог – ниже. Мужчины чаще более чувствительные, чем женщины.

Вопрос № 3.2 Фазовая динамика формирования перцептивного образа

Одним из первых экспериментальных исследований развёртывания пространственных параметров перцептивного образа была работа Н.Н. Ланге «Закон пер­цепции» - 1891, Одесса.

Эксперименты:

1. Человеку показывают объект на большом расстоянии и постепенно приближают, то есть изменяют дистанцию.

2. Изменение освещённости объекта.

3. Изменение времени экспозиции: моментально†показывали предмет и убирали его, затем постоянно увеличивали время экспозиции.

4. Изменение положения объекта в поле зрения: перемещение его из периферии в область наилучшего видения.

По Ланге:

1. Minimum sensibile – нечто появилось на фоне.

2. Min separabile – более чёткое выделение, вычленение отдельных элементов, из которых состоит объект.

3. Min cognoscibile – минимум узнавания – человек понимает, что это такое.

4. Адекватное отображение конкретной формы данного объекта.

Экспериментальные исследования динамики перцептогенеза в школе В.М.Бехтерева, продолженные Ананьевым и Алек­сандровой и подвергнутые уточнению и дополнению в лаборатории инженерной психологии ЛГУ, опубликованы в книге Ло­мова «Человек и техника».

1. Различение положения предмета и грубая оценка его общих пропорций.

2. Мерцание формы.

3. Различение резких перепадов кривизны.

4. Глобально – адекватное восприятие, в котором форма представлена без различения её деталей, в частности, вели­чин углов.

5. Адекватное отражение формы во всей полноте деталей её контура.

Последовательность фаз была выявлена при применении четырёх различных методик (см. выше).

Однако поэтапность динамики восприятия была установлена в ситуации улучшения внешних условий восприятия и, кроме того, она охватывает только зри­тельную модальность.

Была исследована фазовая динамика становления перцептивного образа при постепенном улучшении внутренних усло­вий восприятия, таким образом, при сня­тии внутренних помех. В качестве фактора, снижающего внутренние помехи, было избрано улучшение условий процесса симультанирования образа, методика поэлементного кинопредъявления частей контура при постепенном нарастании скорости проекции.

Такое сопоставление двух серий экспериментов обнаруживает общую закономерность стадиальности перцептогенеза и некоторые специфические особенности каждого из вариантов.

Так, обнаруженная в условиях симультанирования стадия разорванности внутренней структуры или разомкнутости кон­тура в описанной Б.Ф. Ломовым после­довательности фаз не зафиксирована.

Однако со следующей стадии начинается отчётливо выраженная структурная общность обеих последовательностей.

Были проведены эксперименты по исследованию становления образа формы обязательной модальности. Так, в исследо­ваниях процесса построения образа в об­ласти пассивного осязания при последовательном обведении частей контура давно была обнаружена стадия незамкнутого контура.

Л.М. Венкер соотнёс экспериментальный материал приведённых серий экспериментов по зрительным и осязательным сенсорно – перцептивным переходным формам и выделил четыре этапа:

1. аморфная и вариативная структура замкнутого контура, при зрительном восприятии включающая эффект мерца­ния формы;

2. выделение резких сдвигов кривизны, выраженное, в частности, переходом одной прямой в другую;

3. грубое воспроизведение общей формы при некоторых нарушениях пропорций, углов и смещённых деталей;

4. адекватное воспроизведение формы.

Билет № 4.1 Кинестетические ощущения

Ощущение движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприорецепторов расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами сможет ощу­тить положение и движение своих членов. Им­пульсы, поступающие в ЦНС от проприорецепто­ров вследствие изменений, происходящих в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и иг­рают существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприорецепторов. Вы­падение проприоцептивных раздражений влечёт за собой более или менее значительное рас­стройство координации движений. Отчасти это нарушение координа­ции может корректиро­ваться зрением. Кинестезия находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений, с другой стороны вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные коор­динации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т.д. кинестетические ощущения играют очень важную роль в формировании у нас пространственных восприятий и представлений.

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Суще­ственной стороной автоматизации движений является переход контролянад их выполнением с экстро- к проприорецепторам. Такой переход имеет место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот, клавиа­туры, доверяясь искусству своей руки.

Вопрос № 4.2 Целостность перцептивного образа

Уже в рамках описания свойства предметности по существу был затронут ряд феноменов, непосред­ственно примыкающих к феноменологическому выражению свойства целостности перцептивного об­раза. И такое взаимопроникновение не случайно, поскольку предметность и целостность органически взаимосвязаны. По­этому воплощающие их эмпирические факты получены в контексте исследований одного и того же экспериментально-психологического направления – гештальт-психологии. Если пред­метность характеризует различие в типе связи между элементами перцепта внутри образа отдельного предмета, с одной стороны, и связями этих внутрипредметных элементов с внешнефоновыми – с дру­гой, то целостность выражает общую специфику соотношения между любыми элементами перцепта и его интегральной структурой.

Целостность относится, таким образом, не к различиям во взаимосвязях разных частей друг с дру­гом, а именно к отношениям этих разных частей к целому. Гештальтпсихологией эмпирически выяв­лены два основных естественно вычленяющихся здесь аспекта – влияние целого на восприятие частей и факторы объеди­нения частей в целое. Главное эмпирическое существо открытого гештальтизмом фе­номена целостности перцептивного образа относится к первому аспекту и за­ключается в доминирова­нии целостной структуры перцепта над восприятием его отдельных элементов. Экспериментальный ма­териал свидетельствует о наличии нескольких различных проявлений такого доминирования. Первая из форм доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это отчет­ливо демонстрируется характером восприятия двойст­венных изображений.

Так, один и тот же элемент, никак не меняя собственных пространственных характеристик, воспри­нимается в структуре лица молодой женщины как очертание нижней части щеки, а в структуре лица старой женщины – как крыло носа. Другой элемент, воспринимаемый как часть лица молодой жен­щины, видится как ухо, а в качестве части лица старой женщины – как глаз. В этих феноменах измене­ния характера восприятия отдельных элементов определяющее влияние той структуры, в состав кото­рой данный элемент входит, столь отчетливо представлено, что не нуждается ни в каком дополнитель­ном описании и пояснении.

В указанном случае доминирует пространственная характеристика целостной структуры, в частно­сти форма объекта, что выражается в изменении восприятия пространственной же характеристики эле­мента.

Однако такого рода детерминирующее влияние целого проявляет себя в области модальных харак­теристик перцепта. Так, по данным Фукса, один и тот же средний желто-зеленый кружок видится как зеленый, если он воспринимается в окружении сине-зеленых кружков, и как желтый, если он воспри­нимается в струк­туре из желтых кружков.

Вторая форма доминирования целостной структуры перцепта над его отдельными элементами вы­ражается в том, что если заменить отдельные элементы, но со­хранить соотношения между ними, то об­щая структура образа остается неизменной. Так, еще Х. Эренфельс подчеркнул, что при проигрывании одной и той же мелодии на разных инструментах или в разных регистрах она воспринимается как та же самая. Между тем, в каждом из таких вариантов проигрывания все звуки изменяются по характеристи­кам высоты и тембра. Эта независимость восприятия всей структуры от изменения характеристик ее от­дельных элементов и выражает вторую форму примата целого над частями. В области зрительной пер­цепции эта форма доминирования отчетливо демонстрируется таким, например, фактом, как сохранение общей структуры восприятия изображения при замене пространственных характеристик его отдельных элементов, которые могут быть представлены точками, черточками, кружками, крестиками и т.д.

Автономность целостного гештальта здесь проявляется столь же отчетливо, как и в первой форме его доминирования. Наконец, третья форма преобладания це­лого над частями получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения интегральной структуры при выпадении ее частей. Так, в штри­ховых изображе­ниях воспроизведения нескольких точек контура человеческого лица все же достаточно для его целостного восприятия.

Известны также факты помехоустойчивости восприятия строки печатного текста при наложении помех на 85% ее площади. Общий смысл эмпирических фак­тов, воплощающих в себе все перечислен­ные формы доминирования, заключается в том, что конкретные характеристики отдельного элемента перцепта ограничены в собственных степенях свободы и детерминируются и даже предопределяются тем местом, которое этот элемент занимает в общей структуре гештальта. Поэтому одни и те же эле­менты ряда элементов его контура в разных гештальтах воспринимаются поразному, а различие элемен­тов в одном и том же гештальте не меняет восприятия общей структуры.

В обоих случаях эффект определяется не самими по себе характеристиками данного элемента, а именно его местом в общей структуре, что и выражает эмпири­ческое существо первого из аспектов со­отношения целого и частей. Хотя гештальт-психология в своих теоретических позициях исходила из изначальности и пер­вичности целого по отношению к элементам, в ее экспериментальном материале – в полном соответствии с несомненным общенаучным положением о том, что целое состоит из элементов и поэтому в каких-то своих характеристиках неизбежно от них зависит – содержатся факты, вопло­щающие второй аспект этого соотно­шения – зависимость способов группировки элементов в целое от характеристик самих элементов. Эксперименты выявляют несколько факторов или эмпирических зако­нов такой группировки элементов в целостную структуру. Факторы эти следующие:

1. Фактор близости. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.

2. Фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в совокупно­сти составляющие замкнутый контур или замкнутую трех­мерную поверхность.

3. Фактор хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как круг или прямая линия, т.е. тел или фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т.д.

4. Фактор коллективного движения. К объединению в группу тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение (стая птиц, эскадрилья самолетов и т.д.).

5. Фактор однородности, заключающийся в том, что детерминантой объединения элементов оказы­ваются их общие пространственные или модальные ха­рактеристики; в единую группировку входят компоненты одной формы, одного цвета и т.д.

Эти факторы представлены в экспериментальной психологии и приведены в настоящем перечне лишь в виде простого феноменологического описания, но уже самое предварительное и поверхностное эмпирическое обобщение сразу же позволяет выделить общие черты, в рамках которых проявляется специфика каждого из них. По сути дела все они воплощают в себе модификации фактора однородно­сти или общности элементов по различным признакам.

Так, фактор близости представляет общность элементов по положению в одной и той же "окрестно­сти" пространства.

Фактор замкнутости очевидным образом выражает общую принадлежность элементов к одной и той же предметно обособленной, вещной структуре.

Фактор хорошей формы, наиболее неопределенный в отношении критериев объединения (что зна­чит "хорошая" форма?), по существу заключает в себе прояв­ление геометрической однородности или общности. Окружность есть линия, все точки которой обладают общим свойством одной и той же уда­ленности от центра. Прямая есть совокупность отрезков с одинаковой (нулевой) кривизной. Ритмич­ность, периодичность, симметричность также заключают в себе проявление таких признаков общности по определенным пространственным или временным признакам. Таким образом, принадлежность к классу "хороших" форм действительно, как это явствует из самого эмпирического материала, определя­ется однородностью элементов данной формы по какому-либо из их геометрических признаков.

Фактор коллективного движения представляет проявление однородности по кинематическим при­знакам – общей величине и направлению вектора скорости.

Наконец, фактор, который фигурирует в экспериментальной психологии под именем однородности, выражает действительно однородность или общность, но по наиболее зримым и очевидным простран­ственным или модальным характеристикам объединяемых элементов (форма, цвет).

Таким образом, все выделенные факторы, на основе которых элементы связываются в целостную структуру, суть не что иное, как разные частные формы об­щего объединяющего их начала – однородно­сти по какому-либо из пространственно-временных или модальных признаков. Но однородность есть выражение огра­ниченности разнообразия. Связывание элементов в группы по их однородным призна­кам реализует, тем самым, тенденцию ограничения разнообразия формирую­щихся структур или тен­денцию уменьшения числа степеней свободы отдельных элементов. Организация группировок частей в целое осуществляется в таком на­правлении, чтобы количество степеней свободы частей оказалось ми­нимизированным.

Так, результат уже самого предварительного эмпирического обобщения приводит к заключению, что в обоих аспектах феномена целостности – доминировании целостной структуры перцепта над ее от­дельными элементами и факторах объединения элементов в целое – в разных модификациях проявляет себя одна и та же общая тенденция, состоящая в минимизации количества степеней свободы отдельных элементов. Но это и есть по самому своему существу выражение природы целостности. Всякая форма целостности какой-либо структуры – физического тела как совокупности молекул, организма как сово­купности клеток тканей и органов или сигнала как совокупности элементарных состояний своего носи­теля – есть не что иное, как связанность компонентов этой структуры, физически выражающаяся в ог­раничении взаимной независимости компонентов или в уменьшении количества их степеней свободы. За разнообразием фактического материала, представляю­щего оба аспекта организации перцептивного гештальта, стоит, таким образом, единая феноменологическая закономерность, легко обнаруживаемая уже в контексте эмпирического описания, как бы непосредственно под самой его поверхностью.

Последний момент, который целесообразно в этом описании подчеркнуть, заключается в том, что в обоих рассмотренных аспектах феномена целостности реа­лизующая ее тенденция минимизации коли­чества степеней свободы элементов проявляется и в пространственно-временных, и в модально-интен­сивностных их характеристиках. Так, доминирование интегральной структуры перцепта выражается в изменении восприятия формы, цвета или светлоты отдельного компонента, а группировка элементов в целое совершается по признакам геометрической, кинематической или модально-интенсивностной од­нородности. В перечне факторов объединения элементов модальные и интенсивностные характери­стики представлены меньше по той простой причине, что в силу трехмерности пространства коли­чество конкретных признаков, в которых выражена однородность элементов, значительно больше, чем соот­ветствующее количество конкретных модальных и ин­тенсивностных характеристик. В итоге есть осно­вания заключить, что целостность, как и константность и предметность, является свойством "второго порядка", т. е. свойством основных первичных характеристик образа – пространственно-временных и модально-интенсивностных.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия