Вопрос 5.1
Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки. Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах. Основными свойствами всякого звука являются: 1) его громкость 2) высота 3) тембр При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адаптация очень не велика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Далеко не все звуки, в зависимости от высоты, воспринимаются нашим ухом (ультразв. и инфразв.). Существует два порога различения высоты: 1) порог простого различия 2) порог направления. Способность определять направление, из которого исходит звук, обусловлена бинауральным характером нашего слуха, т.е. тем, что мы воспринимаем звук двумя ушами. Локализацию звука в пространстве обозначают, поэтому как бинауральный эффект. Люди, глухие на одно ухо, лишь с большим трудом определяют направление звука и вынуждены прибегать для этой цели к вращению головы и к различным косвенным показателям. В естественных условиях пространственная локализация звука определяется не только бинауральным эффектом, а совокупностью данных, служащих для ориентировки в реальном пространстве. Существенную роль при этом играет взаимодействие слуховых данных со зрительными. Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрение позволяет нам воспринимать нам цветовой тон, светлоту, насыщенность цветов, и т.д. Из всех ощущений, пожалуй, ни не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию. Есть запахи нестерпимые и другие – упоительные. Некоторые люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении так велика, что породила целую отрасль промышленности – парфюмерную. Вопрос № 5.2 Первичные характеристики перцептивного образа. Образ ощущения считается порциальным. Каждый вид ощущения отражает лишь одну сторону (часть) мира. Восприятие – комплексный процесс совместной работы ощущений разных видов, которые, сотрудничая порождают новый продукт. Чисто сенсорной жизнью живет младенец в утробе матери. Мир для него предстает в виде отдельных сигналов. Чтобы познать мир, надо взаимодействовать с ним. Сенсорная психика познает мир отдельными кусочками. На уровне ощущений ответ на вопрос нечеткий. Пространственные характеристики. В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При восприятии величины и формы предмета большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас. Восприятие величины и формы предметов осуществляется при сложном сочетании зрительных, осязательных, и кожно-мускульных ощущений. В ощущениях отражается лишь местоположение стимула. Но не отвечает на вопрос о размере, форме, объеме, т. е. вопросы на которые отвечает предметность. Временные характеристики. Если говорить о временных характеристиках, то можно выделить: длительность, последовательность, одновременность. -Длительность - как долго воздействовал стимул. Присутствует и в ощущениях. -Последовательность - какой стимул шел за каким. Присутствует и в ощущениях. -Одновременность - сосуществование различных событий в одном временном поле. Присутствует только в восприятии. Характеристики модальности. Как сильно воздействует стимул. Для любого вида ощущений есть интенсивность. Модальные характеристики(качественные). «Из чего сделано?» Качественная характеристика стимула – это модальность, модальность связана с анализаторами, ощущениями. Внутри анализатора тоже есть модальная характеристика. Образ ощущений – мономодален, образ восприятия – полимодален. Первичные образы возникают в присутствии объекта, который сейчас на нас действует, влияет.
|