Мифологическое мировоззрение и его особенности. Мифологическая картина мира
Исторически первым типом в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение —фантастическое видение окружающего мира и население его сверхъестественными существами, которым приписывалась главенствующая роль в создании мироздания и судьбе человека. При этом сверхъестественные существа наделялись всеми человеческими чертами характера, а мир человека виделся как повторение мира мифологических существ. Другими словами мир, в котором жил человек и мифологические существа был единым и неразделённым. Здесь знания передавались в виде сказок, мифов, былин, песен, загадок, поговорок, примет и т.д. Мифология тогда закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения, отвечала на “вечные “вопросы. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф почти полностью изжил себя. Мифология — это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний. Мифологическая картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных мифологических понятий и принципов. Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой таких наглядных образов выражала мифологическую картину мира. В качестве оснований, связывающих наглядные образы в мифологии, выступали аналогии с самим человеком, с кровно-родственными связями первобытной общины. Человек переносил на окружающую его действительность собственные черты. В мифе очеловечивалась природа. Для мифа природа есть поле действия человеческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой организацией. Картина мира выступала аналогией картины того рода, в котором сложился данный миф. В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем; вещи и слова; вымысла, фантазии и действительности; вещи и свойств; пространственных и временных отношений; правды и «поэзии» и др. Миф нес в себе не только определенное обобщение и понимание мира, но и переживание мира, некоторое мироощущение. Миф всегда сопровождается переживаниями, открытыми чувственно-эмоциональными состояниями. В мифе обобщались и выражались желания, ожидания, страдания человека, его эмоциональные порывы. Для мифа свойственны и высокая эмоционально-аффективная напряженность, и значительный динамизм воображения, иконическая полнота воспроизведения содержания памяти, синкретичность и полифункциональность наглядно-чувственных образов. Своеобразие мифа в том, что он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным. Поэтому миф как бы достраивает реальные родовые отношения в общине идеальными мифологическими образами, заполняя ими «пропасть» между человеком и природой. Этим самым между природой и человеком поддерживается некоторая гармония, равновесное отношение. В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое, единичное, неповторимое не противостоит необходимому, закономерному, повторяющемуся. В мифе выделение черт предмета определяется не его объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа (шамана, колдуна и др.), в русле его индивидуальных ассоциаций. Способ обобщения строится на основе подражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умозаключения по аналогии, не разделяющие закономерные и случайные черты предмета. В мифологии имеет место неполная обратимость логических операций (если А + В = С, то для первобытного сознания С — В может быть и не равно А), следствием чего является нечувствительность мифа к логическим противоречиям. Таким образом, мыслительная деятельность на уровне мифологического сознания качественно отлична от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации. Основные черты наглядно-образного мифологического мышления: + преобладание умозаключений по аналогии; + обобщение на основе подражания; + недецентрированность (или эгоцентризм) отражения; + неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию; + неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося
|