Типы мировоззрения. Роль знания в разных типах мировоззрений
История духовного развития человека знает несколько основных типов мировоззрений: мифологическое, религиозное, жизненно-практическое (обыденное) и философское. В каждом из типов мировоззрения обобщенные знания играют главную роль, только качество знаний в различных типах мировоззрения не одинаково Исторически первым типом в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение —фантастическое видение окружающего мира и население его сверхъестественными существами, которым приписывалась главенствующая роль в создании мироздания и судьбе человека. При этом сверхъестественные существа наделялись всеми человеческими чертами характера, а мир человека виделся как повторение мира мифологических существ. Другими словами мир, в котором жил человек и мифологические существа был единым и неразделённым. Мифология тогда закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения, отвечала на “вечные “вопросы. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф почти полностью изжил себя. Коренные же вопросы всякого мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождения и смерти и т. п.) продолжают решаться, но уже в других мировоззренческих формах. Например, в форме религиозного или философского мировоззрения. Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных существ или сил. В этом мировоззрении весь окружающий человека мир делится на две части: на понятный, мир постигаемый с помощью органов чувств человека, и мир сверхъестественный, непостижимый органами чувств человека, на мир, имеющий, в силу сверхъестественности. и населенности сверхъестественными существами и силами, возможность решающего влияния и даже управления этим миром, миром человека. Философское мировоззрение (или научное)-- это теоретически сформулированное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на человека и их взаимоотношения. Система этих взглядов базируется на достижениях науки о природе и обществе, создает новые, более совершенные модели окружающего мира и общества, вырабатывает новые, соответствующие достижениям науки мировоззренческие ориентации. Другими словами мир природы и мир человека (его духовная жизнь) продолжают быть как бы разделенными, но только для удобства научного изучения. Такая типология является упрощенной, в ней не учтены различные подтипы и варианты объединенных типов, но она помогает рассматривать мировоззрение не только с точки зрения его содержания, представляющего собой результат отражения действительности в сознании людей, но и с точки зрения взаимосвязи знания о мире и о человеке с социальным субъектом, с основанным на этом знании его отношения к действительности. Но любая историческая эпоха не уносит с собой полностью свое мировоззрение, сохраняя его остатки в массовом сознании людей, живущих в последующие времена. Каждый исторический тип мировоззрения имеет свои материальные социальные и теоретико—познавательные предпосылки, представляя собой относительно целостное отражение окружающего мира, обусловленное данным уровнем развития общества и науки, и которое именуется картиной мира. 3. Понятие «картина мира» и его характеристика. Влияние мировоззрения на картину мира. Картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. Это некая модель, которая описывает до некоторой степени реальность в понимании человека и позволяет ему действовать согласно неким правилам, которые явно и неявно заложены в эту картину. Каждому человеку, в соответствии с его мировоззрением, свойственно создавать свою картину мира, которая, так или иначе, отражает общественное мировоззрение и историческую эпоху. Наука, лежащая в основе картины мира, это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания. Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, науки дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т.д Различают обыденную картину, общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, и картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.). Таким образом, научная картина мира, как и любая из перечисленных выше, напрямую зависят от мировоззрения человека, общества.
|