Теория модернизации (Липсет, Хантингтон)
Идеи Хантингтона. Критика теории модернизации со стороны О’Доннела В 60-70-е гг. получает развитие теория модернизации. Ключевое понятие – модернизация, переход от традиционного общества к современному. Данная теория восходят к идеям М.Вебера о традиционном обществе, которые сводятся к следующему тезису: у традиционного общества - низкий уровень вертикальной и горизонтальной мобильности (индивид принадлежит к какой-либо страте) и доиндустриальный, аграрный тип экономики. Модернизационная парадигма заключалась в неизбежности перехода всех стран от “традиционности” к “современности”, перехода к либеральной демократии вследствие социального (Липсет, Хантингтон) культурно-политического развития (Алмонд, Даль). Сторонники теории модернизации утверждали, что модернизация сопряжена с возникновением „современных" политических институтов — рациональной бюрократии, политического представительства, а в конечном счете — демократии. Хантингтон выдвинул на первоем место в политическом развитии общества уровень институционального развития (речь шла о проблеме становления и трансформации политических институтов, которые должны обеспечивать стабильность общества и демократии). Теория модернизации подверглась нападкам со стороны ряда политологов (О’Доннел). По их мнению, теория модернизации у исследователей Восточной Европы и Латинской Америки порождает: а) американизацию, б) вестернизацию. Политическое развитие же латинских и восточноевропейских стран может идти вразрез с западными странами. 1. Экономическое направление. ТО: аграрный тип, ручной труд, доиндустриальные технологии, натуральный характер производства. ИО: индустриальные технологии, товарно-денежные отношения, рыночные механизмы, промышленность. Путь: индустриализация. 2. Социальное направление: ТО: сословный тип общества, низкий уровень социальной дифференциации и мобильности, закрытый тип общества. ИО: классовый тип, высокий уровень социальной дифференциации и мобильности, открытый тип общества. Путь: переход от закрытого к открытому типу 3. Политическое направление: ТО: авторитарные режимы, выключенность масс, патриархально-подданический тип политической культуры. ИО: демократические режимы, включенность населения, гражданский тип политической культуры. Путь: демократический транзит. 4. Духовное направление: ТО: низкий уровень грамотности, национально-региональна ограниченность, доминирование церкви, отсутствие толерантности. ИО: всеобщая грамотность, интернационализация общественной жизни. Тезисы работы Пая “Незападный политический процесс” Пай даже выпустил книгу “Незападный политический процесс”, посвященную исследованиям политических процессов в незападных обществах, насчитал 17 отличий незападного политического процесса от западного: 1. Сфера политики не отделена от общественных и личных отношений. 2. Политические партии претендуют на выражение мировоззрения и образа жизни. 3. Политический процесс отличается преобладанием клик. 4. Характер политической ориентации предполагает, что руководству политических группировок принадлежит доминанта в определении тактики и стратегии развития. 5. Оппозиционные партии, элиты часто выступают в качестве революционных движений. 6. Отсутствие интеграции среди политических участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. 7. Политический процесс отличается значительным масштабом рекрутирования для исполнения политических ролей. 8. Резкое различие в политических ориентациях поколений. 9. Незначительность консенсуса в отношении целей и средств. 10. Интенсивность и широта политических дискуссий мало связана с процессом принятия решений. 11. В политическом процессе велика степень совмещений и взаимозамещений ролей. 12. В политическом процессе велика значимость организованных групп интересов (легальных и играющих специальные роли). 13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к недифференцированной общности. 14. Неструктурированный характер политического процесса, вынуждает ориентироваться на внешнюю, а не внутреннюю политику. 15. Увеличение эмоциональных и символических аспектов в политике (выходит на первый план). 16. Увеличивается роль харизматических лидеров. 17. Отсутствие участия политических брокеров в политическом процессе. Вывод: незападные общества перестают оцениваться как девиантные, они просто отличаются от западных. Происходит Выявление некого культурного кода, от которого зависит иная ориентация в политической жизни и т.п.
|