Классификация имеет методологическое значение. Благодаря ей выстраивается, разрабатывается методика изучения различных групп источников. С одной стороны она нужна чтобы упорядочить источники в соответствии с признаками, с другой стороны классификация способствует познания источника, метода извлечения из нее информации. Классификация – это распределение всего множества источников на группы по определенному признаку, общему для каждой группы. Классификация не самоцель, это промежуточный этап работы. Это логическая процедура, которая состоит в разделении изучаемых источников на отдельные группы. Существует много классификаций. Любая классификация условна и может быть подвержена изменениям. Основной вопрос это вопрос критерий. На основе одного признака или нескольких возможно разработать классификационную систему. Среди историков кон.19- нач. 20вв. наиболее четкая предложена БЕРНГЕЙМОМ: делит всю массу источников на остатки (данные языка, обычаи, нравы, произведения всех наук, деловые акты, законодательные и делопроизводственные документы, монументы и надписи) и традиции (устная, письменная, изобразительная). 1930г. СААР тематическая классификация: по истории государств и идеологий; по истории экономического развития общества; по истории революционного движения. Недостаток – репрезентативность информации, что затрудняет отнесений к той или иной группы. 1940г. ТИХОМИРОВ дополнил классификацию ПИЧЕТЫ (вещественные, письменные, устные) дополнил этнографические, лингвистические. Впервые хронологический принцип деления письменных источников, внутри длит по происхождению и видам. ЗИМИН делит все письменные источники в соответствии с их содержанием и выделяет 3 группы: по социально-экономической истории; по истории внутренней и внешней политики; по истории общественно-политической мысли и культуры. Очень серьезная критика, т.к. источники комплексного характера и могут попасть в несколько групп. От нее отказались. Ввели новую из 6 групп: письменные, устные, вещественные, лингвистические, этнографические, кинофотофонодокументы. В 70-ые гг. последнюю группу разделили на две. Письменные источники делились по хронологическому признаку, а затем по видам. 1975г. вышла работа ПУШКАРЕВА посвященная классификации письменных источников. Он четко определил понятие: тип, вид, род. Разработал циклическую и линейную систему классификацию. Тип – наиболее широкая категория источников, которые отличаются друг от друга самим принципом хранения и кодирования информации, т.е. наиболее общим его свойством, предопределяющим его источниковедческую ценность. Основные типы и/и: письменные, вещественные, устные, этнографические, данные языка, кинофотодокументы, фонодокументы. Род – это каждый класс предметов, в состав которого входят другие классы предметов, являющиеся его видами. Между родами нет четких границ. 2 рода: повествовательные и документальные, внутренним признаком отличающим их является преобладание отображения или воплощения действительности в источнике. Вид – это исторически сложившийся комплекс письменных источников, для которых характерны сходные признаки их структуры и внутренней формы. Пушкарев предлагает циклическую систему деления источников, которая наиболее убедительно подчеркивает взаимосвязь различных типов источников и наличие переходных групп между ними. циклическая система классификации изображает всю совокупность источников в виде замкнутого круга, разделенного (условно) на семь основных типов источников (для удобства изображения кинофотодокументы разделил на две группы: кинодокументы и фотодокументы). Однако эти типы не отделены друг от друга непереходимой границей, наоборот, между ними находятся большое количество переходных форм. С практической точки зрения бывает нужно развернуть циклическую систему в линейную т.е. в каком-либо условном месте разорвать замкнутый цикл источников и представить его в виде линейного ряда. Такая необходимость, по мнению Пушкарева, диктуется прежде всего стремлением показать, что ряд исторических источников бесконечен, так как с развитием науки и техники будут возникать новые типы исторических источников, основанные на новых способах кодирования информации. С другой стороны, линейный ряд циклической классификации наглядно может продемонстрировать связь и/и с естественно-физическими и естественно-биологическими источниками. Естественнее всего, как считает ученый, разрыв провести в пункте, соединяющем этнографические источники с фонодокументами. Классификация письменных источников, разработанная Пушкаревым, в своем графическом выражении строится на тех же принципах. Наиболее объективной графической формой классификации следует считать циклическую, т.к. она наглядно показывает условность деления письменных источников на два больших рода, на разряды внутри этих родов и на виды. Между всеми видами можно установить переходные формы, которые будут содержать черты, общие для соседствующих видов. При развертывании циклической системы классификации письменных источников в линейный ряд разрыв между двумя родами будет условным и относительным. Пушкарев считает, что логичнее всего провести этот разрыв в пункте соединяющем картографические источники с научными, т.к. сама форма отображения и воплощения действительности в двух этих видах существенно и наглядно отличается. КОВАЛЬЧЕНКО показал к классификации следует подходить с позиции теории информации. Предлагает свою типологическую систему. В основе общего деления на группы – синтаксический аспект информации, т.е. каким образом информация выражена в источнике: письменные, вещественные, изобразительные, фонодокументы. Источники внутри каждой группы делит по видам основано на прагматическом аспекте. Цель создания того или иного документа ведет за собой единстве формы и содержания. Видовой подход помогает проследить эволюцию того или иного источника. Семантический аспект информации: на основе учета содержания возможно только решение каких-то практических задач, а не для построения общей классификационной системы. МЕДУШЕВСКАЯ классификация рассматривается как познавательное средство для осмысления всего многообразия и/и. Важной определена видовая классификация, в ее основе – учет цели и назначения произведения, т.к. источники возникают в целенаправленной человеческой деятельности как облеченные в материальную форму произведения, как достижение той или иной цели, удовлетворение потребностей. В связи с тем, что одной из задач классификации является разработка методов исследования различных источников, то проблема классификации рассматривается во взаимодействии с междисциплинарным подходом. В ходе источниковедческого анализа источниковедение использует данные всех дисциплин и отраслей знаний (палеография, статистика, социология, правовые науки и т. д.), которые дают возможность изучать произведения, созданные людьми.