Понятие и признаки государства, их характеристикаГос-во — это организация политической вл-ти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общ-ва. Гос-во отличается от других организаций, входящих в политическую систему общ-ва, рядом существенных признаков 1. Территория. Это пространственная основа гос-ва. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории гос-во осуществляет независимую вл-ть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других гос-ств 2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории гос-ва. Население гос-тва может состоять из людей одной национ-сти или быть многонац-ным, как, напр, в России проживает более 60 наций. Гос-тво будет стабильным и будет развиваться, если отношения м/у ними будут добрососедскими, а не конфликтными 3. Публичная власть. Пуб-я вл иначе назыв-ся вл-тью общественной, т. е. вл-тью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Гос-ная власть осуществляется с помощью гос-ных органов и учреждении. Все они объединяются в единую систему, называемую гос-ным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Гос-ная вл-ть распространяется на всех людей, проживающих на территории гос-тва. 4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном общ-ве и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (напр, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой гос-тва, т.е. спец-ными гос-ными органами. Если правила поведения в первобытном общ-ве вырабатывались постепенно самим общ-вом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы), то правовые нормы формируются в основном гос-ными органами 5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в кот-ю входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы Они необходимы любому гос-ву, потому что гос-ная вл-сть осуществ-тся с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный хар-р. Если к вл-ти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусм-ные в нормах права 6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности гос-тва. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают м/у смежными гос-вами. По своему размеру армия д.б. способной отразить любую агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некот-х гос-вах армия используется во внутренних конфликтах 7. Налоги. Это обязат-ные платежи с получаемого дохода граж-н и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает гос-тво, издавая соотв-вующие законы. Налоги необходимы для содержания гос-ных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий 8. Суверенитет. Это незав-сть гос-тва при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность гос-тва к-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что гос-ная вл-ть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный хар-р для всего населения. Внешний суверенитет позволяет гос-тву самостоятельно строить свои взаимоотношения с др-ми гос-вами, основываясь на своих интересах. В междун-дных отношениях суверенитет выраж-тся в том, что вл-ти данного гос-тва не обязаны юридически подчиняться другим гос-вам.Государство = власть + население + территория. То есть, гос-во - это организация политич-й вл-ти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения. 7. Происхождение государства: основные теории. Основные теории происхождении права дают нам понять о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства. И так, существует около 8 основных теорий происхождения государства: Теологическая (Божественная). Возникла раньше всех. Согласно ей, Бог сотворил все сущее и государство в том числе. Данную теорию поддерживал: Аврелий Августин, Фома Аквинский. Патриархальная теория. Исходя из сути этой теории, можно понять, что государство произошло из разросшейся семьи, т.е. власть отца трансформируется во власть монарха. Зародилась в Др. Греции, основателями считается Платон и Аристотель. Договорная теория. Получила распространение в более позднее время в 17-18вв в Голландии, Липши и Франции. Согласно ей, государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, т.е. государство сознательное творчество народа. Представители - Жан-Жак Руссо, Томас Гоббс, Россия - Радищев. Теория насилия. Согласно ей, государство возникает в результате завоевания одного народа другим. Завоеватели создают государство, что бы эксплуатировать завоеванных. Представитель - Карл Каутский. Психологическая теория. Объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами (желание властвовать, подчиняться). Представитель - Зигмунд Фрейд. Органическая теория. Согласно ей, государство результат органической эволюции - социальной эволюции. Подобно, как и в живой природе, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе, в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор. Основатели - Герберт Спенсер. Социально-экономическая или Марксистская. Объясняет возникновение государства как результат появления частной собственности и раскола общества на атогонические классы (рабы - рабовладельцы). Господствующий класс создает государство для защиты своих интересов и привилегий. Авторы Энгельс, Ульянов-Ленин Ирригационная теория. Согласно ей, государство возникло в связи с необходимым строительством ирригационных сооружений (каналов, пластин). Основатель –Фогель. 8. Типология государства и права: формационный и цивилизационный подходы Типология гос и пр- их специфическая классификация проводимая в основном с позиции 2х подходов форм-го и цивил-го Тип гос-ва – научная категория, под кот понимаются совокупность черт, св-ств, признаков, характ-щих гос-во на определенном этапе. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип гос-ва. Глав-м критерием 1 подхода выступ социально-экономические признаки (общественно-эконом-кая формация). В его основе лежит учение об общественно-эконом-кой формации, кот-я включ-т в себя тип производ-ных отношений (базис) и соответ-щий ему тип надстройки (гос-тво, право.). Именно базис (тип производ-ных отношений) явл-тся, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, Ленина), решающим фактором общественного развития, кот детерминирует и соответ-щий тип надстроечных элементов: гос-тво и право. В зависим-ти от типов эконом-кого базиса выделяют следующие типы гос-тва: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Рабовл-ское гос-тво есть орудие поддержания вл-ти рабовладельцев над рабами, кот-е были собств-тью свободных граж-н. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное гос-во - это диктатура класса феодалов, земельных собств-ков, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное гос-тво представ-ет собой диктатуру буржуазии, в кот-м сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридич-ки свободен, но лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное гос-тво проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное гос-тво. Социалистическое гос-тво, по мнению представителей форм-ного подхода, как гос-во высшего типа есть отмирающее гос-тво, базирующееся на общественной собств-ности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Первые 3 типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское гос-во". Сущность данного гос-ва состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. Социалистическое же гос-во - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "гос-вом не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип гос-ва, кот-й, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общ-ва. В основе цивилиз-ного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические Представители: англ-й историк А. Тойнби (20 в.), русский социолог, проживающий в США, Сорокин, немец мыслители XX в. М. Вебер и др. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и др-х признаков. В зависим-ти от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем гос-вам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих др друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации Цивилизации явл-ся как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, кот-я увлекает за собой инертное большинство. Отсюда Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
|