Внешне – не похож— Следовательно, если исходить из этой логики, желудь не имеет в себе и образа дуба, хотя качества дуба – его сила, возможности и свойства – заложены в желуде. Пример с желудем и дубом здесь неудачен, он используется посвященными в другом смысле. Желудь – это символ духа. И ему еще предстоит быть взращенным и обрести силу и полноту. К сожалению, в данном случае Омраам Макаэль Айванхов отступил от единого учения посвященных и, в частности, от слов собственного учителя – Петра Дынова, который в своих беседах многократно подчеркивал, что Человек является воплощенным образом и подобием Бога. Теперь обозначим следующее: образ есть сходство в большей степени внешнее, нежели внутреннее; подобие – это сходство внутренних качеств и состояний. — Хорошо, – тогда в чем образ? — Образ Божий проявлен в Человеке в полноте его триединства. Человек обладает духом, душой и телом – творческими способностями, эмоциональным чувствованием и телесным корпусом. Точно так же и Господь обладает духом, душой и телом. Подобие же заключается в аналогичности внутренних свойств Господа и Человека. Пока мы не утратили способность любить, расширяться, творить, жертвовать собой, быть свободными в своем выборе и в своих поступках, – мы подобны Господу. Иное, что многие от этого подобия отказываются, уходят от него, так сказать, на периферию своей личности; но это не значит, что подобия нет. Да, желудь может попасть на дурную почву и не вырасти в дуб, но в желуде есть и образ, и подобие дуба, просто они сокрыты внутри его и пребывают в энергии желудя. И Человеку свойственны полнота триединства и качества Творца. Но пребывают они в Человеке в сжатом, уплотненном, уменьшенном многократно состоянии; иначе ему незачем было бы расти, совершенствоваться, делать свободный выбор. Тогда не было бы разницы между Богом и Человеком. Поскольку эта разница существует, подобие означает не тождество, но – аналогию. И «чудо единства», о котором говорит Гермес Трисмегист во втором пункте «Изумрудной скрижали», – есть осуществление завета между Богом и Человеком. В библейском тексте «образ» подчеркивается потому, что основой подобия Божия в Человеке является полнота, то есть триединство духа, души и тела. Из этого вытекают все качества, которые даны Человеку как подобие Божие. Если мы говорим о единстве формы и содержания в произведениях великих художников, то это единство должно быть в наивысшей степени свойственно Божественному творению. По меньшей мере, неразумно бросать Богу обвинение в непоследовательности. И если сказано сначала: «сотворим по образу и подобию Нашему», то нет основания утверждать, что потом Господь передумал. — Ну что ж, вернемся к доказательству богоподобия человека. — Богоподобие Человека доказывается следующими тезисами: идея; творчество; гармония; расширение; любовь; свобода. И последний – таинственный – жертва. Мы установили, что мир есть нечто умственное и продуманное. Мы доказали, что мир сотворен, что в нем есть гармония, что творчество непрерывно продолжается. Это осуществляется через непрерывное расширение Вселенной. Теперь спросим себя: любит ли Творец свое творение? Ответим на это предельно просто: творчество без любви не есть творчество – шедевра так создать невозможно. — Ты считаешь этот мир шедевром? — Мир, безусловно, является величайшим шедевром. И не только этот мир, но и все миры, созданные Богом. Мир – это величайшая картинная галерея! Так вот, следовательно, Бог любит свое творение, иначе Ему незачем было бы его создавать. На уровне легкомыслия и развлечения шедевры также не создаются. Заметим – свобода. Свободен ли Бог в этом? Да, потому что творение есть процесс, протекающий на уровне воли и желания. Это Божественная Воля и Божественное Желание, не запрограммированные никаким иным существом, творят миры. Посмотрим теперь на Человека. Триедин ли Человек? Лежит ли идея в основе человеческого существа? Да, безусловно, ибо Человек также есть материя, для существования которой необходима энергия; для поддержания энергии необходима идея. Человек обладает мыслью, эмоциональным восприятием мира и физическим телом. Итак, он триедин в духе, душе и теле. Следующее: расширяется ли Человек? До тридцати трех лет – в среднем – расширяется само физическое тело человека, каждая клеточка растет изнутри, духовная сила управляет физическим ростом. В дальнейшем Человек расширяется посредством творчества. Вы написали великое произведение – оно распространилось и объяло весь мир. Есть ли вы в этом произведении? Несомненно. Таким образом вы расширились. И истинно сказано, что наше расширение пропорционально нашему творчеству. Но, кроме такого расширения, существует еще другое расширение – чисто энергетическое. Оно заключается в расширении сознания Человека. Мы утверждаем, что у сознания есть конкретная энергетическая структура – дух. Этот дух также имеет форму. В духе Человек является совершенным шаром, который, подобно Вселенной, непрерывно расширяется. И это можно доказать легко: начертим человеческую фигуру на бумаге, начнем ее обводить линиями. Девятая линия замкнется в гармоничный круг. Таков и дух Человека – он, как мы доказали, несоизмеримо больше, чем его тело. А духовное тело Человека, египтянами названное САХУ, – тело совершенной силы – является большим сияющим шаром, который может сужаться или расширяться. Человек расширяется, живя в согласии с законами Вселенной. Если же он противодействует этим законам, то – сужается, болеет и умирает. Итак… — В конце концов, это свойственно всем – сужаться и умирать. — Нет. Каждый Человек, рано или поздно, должен умереть на физическом уровне. Неизбежно в клетках, когда начнет исчерпываться их энергетический ресурс, будут задействованы процессы сужения. Но это сужение механическое. Оно не затрагивает духовные структуры Человека – в том случае, если Человек действительно расширял свое сознание при жизни. Итак, мы доказали, что, подобно Вселенной, Человек расширяется: расширяется в своем творчестве, расширяется в своем физическом теле, расширяется в своем духовном теле – и это расширение может быть бесконечным. Любит ли Человек свои творения? Безусловно, любит. Может и не любить, но в таком случае это не творения. Гармоничен ли Человек? Безусловно, в сущности своей – гармоничен. Если мы нарисуем схему, на которой обозначим кружочками его физические органы, и соединим их линиями, то получим уникальную систему из четырнадцати взаимосвязанных кружочков. Это уникальная решетка, своеобразная молекулярная решетка человеческой психики, совершенно гармонично и симметрично устроенная. В человеческом скелете мы увидим ту же гармонию, соразмерность и пропорцию. Свободен ли Человек? Да, Человек свободен, хотя, оставаясь свободным, он может быть рабом. В этом и заключается великая загадка человеческой свободы. Бог наделил Человека свободой, подобной собственной. Но, будучи не в силах удержать такую свободу, Человек своим выбором отказался от всемогущества, предал себя во власть иных, темных сил. В борьбе с ними проявляется его свобода. В отрешении от них и в отсечении этих сил от себя проявляется его победа или его освобождение. Таким образом, человеческая свобода двояка: это свобода делать добро или зло. Но освобождение его является следствием свободы делать одно лишь благо. В связи с этим интересна древнейшая египетская загадка, которую, по преданию, Сфинкс задавал проходящему мимо него путнику. Это так называемая вторая загадка Сфинкса. «Если всемогущ Великий Амен (Бог – З.А.), может ли он создать такой камень, который Сам Он не в силах был бы поднять?» Соответственно, если Амен всемогущ, то Он должен создать такой камень. А если Он не может его поднять, тогда Он не всемогущ. Вот для Фомы великий повод усомниться во всемогуществе Амена. Тем не менее, такой камень есть. И этот камень сам Человек. Созданный Богом, он не может быть поднят Богом, помимо воли Человека, здесь и сейчас. Безусловной истиной является то, что каждая душа рано или поздно придет к Богу, – каждый дух, точнее, к Нему вернется. Весь вопрос в том, вернется ли как личность. — Или духовный зародыш… — Совершенно верно: как личность, или – не проявивший себя духовный зародыш. И Бог не может сделать Человека личностью, помимо воли, желания, стремления и свободы Человека. Поэтому свобода Человека представляется в эзотерическом учении в виде гексаграммы – шестиконечной звезды. Шестиконечная звезда состоит из двух треугольников – эволютивного, направленного вверх, и инволютивного, направленного вниз: из силы благих устремлений Человека и из силы темных наслоений его души. Человеческая свобода состоит из четырех основных сил. Это сила благого желания Человека – она всегда ведет его ввысь; сила дурного желания, дурного устремления души – она всегда ведет Человека вниз, к служению телу; голос совести, который является голосом Бога внутри нас, который только эволютивен, эссенциален и не имеет в себе отрицательных антитезисов; и сила духовного компромисса. У Человека возникает дурное желание – например, выпить несколько рюмок водки… — А одну? От нашего разговора у меня вдруг возникло такое желание. — Выпить одну рюмку водки также есть дурное желание, потому что именно этот напиток связан с очень темными силами. Какими – если надо, я объясню позже. Итак, у Человека появляется это дурное желание: выпить, грубо говоря, напиться. Но вместе с этим в его душе есть и некое благое желание: например, все-таки прийти вовремя домой и заняться чем-нибудь полезным. Далее – в его душе возникает голос совести, который говорит ему: «Ты же Человек! Недостойно Человека ползать на четвереньках! Недостойно Человека путать свои мысли!» И тут же возникает иной голос: «Но ведь я чуть-чуть и в последний раз…» — Совершенно с тобой согласен. Так оно и происходит. — Таким образом – вот эти четыре силы, определяющие наш свободный выбор. И духовное освобождение Человека есть результат следования голосу совести и силе своих благих и созидающих желаний. Это и есть свобода творить добро. — Это еще одно доказательство богоподобия Человека? — Это еще одно доказательство богоподобия Человека. — Еще ты говорил о жертве… — Жертвенность – это таинственное, мистическое качество, свойственное Богу и Человеку. Человек жертвует своим духом, сердцем, кровью, жизнью – ради своего ближнего или ради идеи. И Бог для того, чтобы создать мир, пожертвовал частью Самого Себя, ибо мир сотворен из Ума и Души Бога. Об этом сказано у Моисея в Книге Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Это удивительное изречение. Пятый мистический иероглиф древнееврейского языка «ХЭ» (Дыхание), который имеет значение пяти, символически пять раз повторяется в этой фразе. «Вдунул» – раз; «дыхание» – два; «жизни» – три (ХЭ есть также символ жизни); «душею» – четыре, (ХЭ также есть душа); «живою» – пять. Каждое из этих слов в древнееврейском тексте может быть заменено коротким словом – мистическим элементом «ХЭ (hE). — А самого иероглифа там нет? — Слово «Роах» (дыхание) может быть заменено иероглифом «ХЭ». Это внутреннее содержание, символ. Иероглиф «ХЭ» также выражает Человека, выражает любовь и жизнь. Три главных названия иероглифа «ХЭ» – это «Дыхание», «Жизнь» и «Любовь». Жизнь человеческая невозможна без дыхания, невозможна без любви. Без них Человек мертв. Но еще одно мистическое значение слова «ХЭ» – это жертва. А Господь сотворил Человека через жертву. Господь выдохнул мир из Среды Себя. И на вопрос: «Как Господь сотворил мир?» – иудейский мудрец мог ответить тремя словами: «Роах Аэлохим Аор». — Что это значит? — «Дыханием Божественного Света». Это мистическая фраза, я не буду ее сейчас объяснять. — Не надо. По сути – доказательством богоподобия человека являются те качества – именно качества, – которые свойственны только Богу и человеку? — Совершенно верно. Мы говорим, что совокупность этих качеств, достоинств и сил свойственна только Богу и только Человеку. И любое творение Бога, которое обладает этими качествами, должно быть названо Человеком – независимо, инопланетянин это или какое-то иное существо. — Если бы червь обладал всеми этими качествами… — Он был бы не червем, а Человеком. Если бы новооткрытая в тропических джунглях ящерица проявляла все эти качества, то она была бы не ящерицей, а Человеком. — А как доказать, что Бог способен только на добро? — Один мудрый священник, когда его спросили: «Почему Вы верите в Бога?», – сказал очень хорошую фразу: «Я верю в Бога, потому что верю своим глазам». Как доказать, что Бог способен только на добро? Не будем сейчас пускаться в сложную диалектику, хотя можно неопровержимо доказать, что даже здесь, в человеческом обществе, где творится столько зла, мера добра все равно превышает меру зла… Самым лучшим доказательством послужит то, что, когда Человек в глубине своего сознания произносит слово «Бог», у него мгновенно возникает образ бесконечного блага, добра и всемогущества. Это представление о Боге свойственно с самого рождения каждому Человеку, скрыто в каждой клеточке его тела, в каждой сфере его души и ума. В свое время русский философ Алексей Федорович Лосев доказывал присутствие Бога в любой, даже материалистическо-сатанистической, душе так: «Сам факт присутствия Бога доказывается представлением о Боге, которое имеет эта душа». То есть любое понятие, существующее в нашей душе, механически находится во взаимосвязи с эйдосом (с универсальным понятием), соответствующим ему. А более конкретно можно сказать следующее: мы установили уже, что есть некая мера творчества Человека и некая мера Творчества Бога. Есть некая мера блага Человека и некая мера Божественного блага. — Мера блага – Бога? — Условно говоря – мера, ибо, как говорил Пифагор: «Все есть число». И Бог также есть число. Вообразим следующее… — Извини, перебью тебя: что значит – Бог есть число? Как это понять? — Все в мире может быть выражено через символ числа. Первый закон Священной Математики утверждает, что эйдетическое, сущностное значение числа возрастает пропорционально его нумерологическому убыванию. Чем меньше число математически – тем больше оно эйдетически или духовно. Так самое большое число – это единица, из которой происходят все остальные числа. И Бога всегда обозначали этим числом, говоря: «Единый». Так вот, представим себе лучшего, наиболее одухотворенного и прекрасного из людей, который в жизни сделал только благо и не оставил ничего, кроме блага, – например, Иисуса Христа. И, принимая за основу то, что он – Сын Бога, мы приходим к выводу, что мера Божественного Блага и Божественной Любви должна превосходить меру любви Сына и меру всемогущества Сына. Христос говорил: «Отец, пославший меня, больше, чем я». Именно так на уровне теологии доказывается, что Бог есть абсолютное благо. — Далеко не у всех людей при произнесении слова «Бог» в сознании возникает представление о неком абсолютном благе. А первобытному человеку было свойственно ощущение страха, когда он имел дело с теми силами, которые представлялись ему божественными, высшими. Он трепетал при этом. — Ты смешиваешь разные понятия. Конечно, если Человек посвятил свою жизнь, скажем, сатанизму, при слове «Бог» у него возникает ощущение подавленности, уныния или страха, или чего-то еще. Но я говорю сейчас об ином: глубоко в недрах сознания, произнося слово «Бог», каждый Человек чувствует благо. Иное, что для абсолютного зла абсолютное благо будет смертью. Представь себе комнату, совершенно изолированную от света. И вдруг в ней прорубают огромные окна к яркому солнечному свету. В этот момент тьма в комнате умирает, потому что контакт тьмы со светом является смертью для тьмы.
|