Условия призыва к добру и запрета зла
Вопрос № 1056: Каково положение относительно того, если призыв к добру и запрет зла навлечет позор на того, кто не совершил обязательное или совершил запретное, и вызовет потерю уважения его среди людей? Ответ: Это непредосудительно, если будут соблюдены условия и правила призыва к добру и запрета зла, и призывающий не будет выходить за их рамки. Вопрос № 1057: Указ о том, что обязанность людей в отношении призыва к добру и запрета зла в Исламской Республике Иран ограничена лишь словесным призывом и запретом, а другие его формы являются обязанностью руководителей – государственный указ или фетва? Ответ: Это является фетвой - положением исламского закона. Вопрос № 1058: Можно ли без разрешения исламского правителя приступать к призыву к добру и запрету зла в случаях, когда для запрета зла необходимо создать препятствие между греховным действием и тем, кто хочет совершить его. И для этого нужно будет нанести телесные повреждения или запереть человека и ограничить свободу действия или распорядиться его имуществом, и, возможно, даже уничтожить его? Ответ: Этот вопрос имеет разные стороны и обстоятельства. В целом, призыв к добру и запрет зла в словесной форме, если они не будут проводиться по распоряжению тех, кто совершает запретное, и призывающий не будет иметь корыстных интересов, не нуждаются в получении разрешения. Такие действия обязательны всем религиозно обязанным людям. Однако, в случаях, когда призыв к добру и запрет зла требуют большего, чем словесный призыв или запрет, и это будет в месте, где есть исламское правление, которое обращает внимание на эту обязанность, нужно получить разрешение у правителя, соответствующих руководителей, местной милиции и судебных исполнителей. Вопрос № 1059: Является ли обязательным разрешение правителя в случаях, когда запрет зла в очень важных делах, таких, как сохранение жизни, принуждает к тому, чтобы избить нападающего, что может окончиться его ранением или смертью? Ответ: Если сохранение жизни и препятствие совершению убийства требуют быстрого и прямого вмешательства, то это дозволено, и даже обязательно, с точки зрения исламского закона, для защиты жизни, и получение разрешения у правителя или наличие указа на это не обязательно. На случаи, когда защита жизни вызовет убийство нападающего, имеются отдельные предписания различного рода, которые могут отличаться друг от друга. Вопрос № 1060: Должен ли тот, кто хочет призывать к добру и запретить совершать зло обладать такой возможностью? Когда ему обязательно призвать к добру и запретить зло? Ответ: Тот, кто хочет призывать к добру и запрещать зло, сам должен знать, что есть добро и что зло. Также, он должен знать, что совершающий зло знает о том, что его действие является злом, но все же умышленно, не имея никаких уважительных, с точки зрения исламского закона, причин совершает его. Призыв к добру и запрет зла обязателен тогда, когда человек предполагает, что его призыв или запрет воздействуют на того, кого он хочет призвать к чему-то или запретить ему что-либо. Также, если его призыв или запрет не будет иметь для него самого вреда. В противном случае, он должен принять во внимание соотношение между предполагаемым ущербом для себя и важностью добра, к которому он хочет призвать, или зла, от которого он хочет отстранить. В случае, если предполагаемый ущерб превышает возможные благие последствия, призыв к добру и запрет зла не обязателен. Вопрос № 1061: Если кто-то из наших родственников начнет совершать грех и по отношению к своему поступку будет нерадив, то какова наша обязанность относительно поддерживания отношений с ним? Ответ: Если вы предполагаете, что временное прерывание отношений с ним убережет его от совершения греховного, то вам это дозволено, как призыв к добру и запрет зла, в противном случае, прерывание родственных связей не дозволяется. Вопрос № 1062: Дозволено ли отказаться от призыва к добру и запрета зла из страха увольнения с места работы? К примеру, если человек видит, что руководитель одного из учебных центров, который имеет дело с молодежью в университете, совершает противоречащие исламскому закону действия или создает почву для совершения грехов в том месте, но если кто-либо скажет в качестве запрета зла об этом, то есть опасение, что руководство под каким-либо предлогом уволит его с работы? Ответ: В целом, если человек опасается того, что в случае призыва к добру и запрета зла, ему будет нанесен большой вред, то эта обязанность с него снимается. Вопрос № 1063: Если в некотором университете не будет соблюдаться исламский закон и распространится греховное, и если для призыва к добру и запрета зла появятся все необходимые условия, но призывающий к добру и запрещающий зло будет холостяком, то снимается ли с него обязанность призыва к добру и запрета зла из-за того, что он холостяк или нет? Ответ: Если имеются причины и условия призыва к добру и запрета зла, то это, с точки зрения исламского закона, считается необходимой человеческой и социальной обязанностью для всех религиозно обязанных людей, вне зависимости от того, холосты они или женаты. Эта обязанность с них не снимается только из-за того, что человек является холостяком. Вопрос № 1064: Если некий человек, который как есть основания полагать, совершает грехи, запретные дела и обманывает людей, обладает влиянием и высоким общественным положением и при желании, может навредить всем, кто ему перечит, то дозволено ли в таком случае, прекратить призыв к добру и запрет зла в его отношении? Обязательно ли при наличии угрозы нанесения им вреда, все равно продолжать призывать его к добру и запрещать ему все злое и греховное? Ответ: Если опасение о нанесении вреда будет иметь разумные начала, то приступать к призыву к добру и запрету зла не обязательно и эта обязанность с вас снимается. Однако, не подобает человеку принимая во внимание лишь статус и положение того, кто не совершает обязательное или совершает греховное, или лишь предполагая о том, что его призыв или запрет может нанести ему незначительный вред, оставить увещевание и наставление своему брату по вере. Вопрос № 1065: Иногда во время призыва к добру и запрета зла случается то, что некто, совершающий грех по причине неосведомленности об исламских предписаниях и обязательствах, при удержании его от зла, начинает думать плохо об Исламе и если его оставить в этом заблуждении, то он создаст почву для разврата и греха других. Какова наша обязанность в таком случае? Ответ: Призыв к добру и запрет зла, при соблюдении всех условий, является всеобщей обязанностью, с точки зрения исламского закона, для сохранения предписаний Ислама и здорового образа жизни общества. Одно лишь предположение о том, что совершающий зло или некоторые люди начнут плохо думать об Исламе, не должно приводить к оставлению этой важной религиозной обязанности Вопрос № 1066: Если специальные органы, отвечающие со стороны государства за удержание от зла, будут пренебрегать своими обязанностями, то могут ли люди сами приступить к этому? Ответ: Не дозволяется другим вмешиваться в дела, которые считаются обязанностью правоохранительных органов и судебных исполнителей. Однако, непредосудительно стремление людей к призыву к добру и запрету зла, если они будут соблюдать его условия и меры. Вопрос № 1067: Обязанностью людей в вопросе призыва к добру и запрета зла является лишь словесный призыв и запрет? Ограничение словесным увещеванием противоречит тому, что изложено в сборниках фетв, в особенности в книге «Тахрир аль-василя» Имама Хомейни. Если другие степени призыва к добру и запрета зла дозволены при необходимости, то можно ли в случае нужды использовать все методы, изложенные в книге «Тахрир аль-василя»? Ответ: Во время исламского правления другие формы призыва к добру и запрета зла, идущие после словесной, можно возложить на правоохранительные органы и судебных исполнителей, в особенности, в случаях, когда для удержания от совершения греховного, нет иных выходов, кроме применения силы и распоряжения имуществом того, кто совершает грех, наказания, лишения свободы и т.п. Во время исламского правления всем религиозно обязанным людям необходимо ограничиться лишь словесными формами призыва к добру и запрета зла. В случае необходимости применения силы, люди должны доложить соответствующим органам. Это не противоречит фетве Имама Хомейни в этой области. Если же нет исламского правления, религиозно обязанным необходимо, при наличии условий, использовать все формы призыва к добру и запрета зла, учитывая при этом порядок их применения, для достижения цели. Вопрос № 1068: Некоторые водители включают у себя в машине кассеты, содержащие греховную музыку и песни. Несмотря на наставления и увещевания, они их не выключают. Просим пояснить, как нам следует вести себя в таких случаях и с таким людьми. Дозволено ли обращаться с такими людьми грубо? Ответ: В случае наличия условий запрета зла вы должны ограничиться лишь словесным запретом. Если это не окажет никакого воздействия, то вам необходимо воздержаться от прослушивания греховной музыки и песен. Если звук греховной музыки и песни непроизвольно и без вашего желания будет доходить до ваших ушей, то от вас не требуется предпринимать никаких действий. Вопрос № 1069: Я работаю медсестрой в одной из больниц. Иногда, в некоторых отделах больницы, я вижу, что некоторые пациенты слушают греховную и развратную музыку. Я их наставляю, чтобы они прекратили слушать это и после повторного наставления, в случае, если оно не даст эффекта, я вытаскиваю кассету из магнитофона и, стерев запись, возвращаю им. Дозволено ли такое обращение в подобных случаях? Ответ: Удаление греховного для прекращения запретного использования кассеты дозволяется, однако на это должно быть получено разрешение владельца или местного религиозного законоведа. Вопрос № 1070: Из некоторых домов доносится музыка, о которой не известно дозволена ли она или запрещена. Иногда звуки музыки очень громкие, что доставляет неудобства верующим. Какова наша обязанность в таких обстоятельствах? Ответ: Входить в дома людей не дозволяется. Призыв к добру и запрет зла ограничены определенной областью их применения и наличием необходимых условий. Вопрос № 1071: Каково положение о призыве к добру и запрете зла в отношении женщин, не соблюдающих полностью исламские нормы одеяния? Какова обязанность человека в случае, если он опасается, что может соблазниться во время словесного запрета? Ответ: При запрете зла не дозволяется смотреть со страстью на постороннюю женщину. Каждому религиозно обязанному необходимо удерживаться от совершения запретного, в особенности, тогда, когда он хочет приступить к исполнению такой святой обязанности, как запрет зла.
|