Панлогизм- идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум и видящее в мире осуществление разума. Характерный представитель панлогизма - Гегель.
Гегель поместил Бога целиком в диалектику, заставил Абсолютный Дух принять деятельное и исключительное участие в диалектическом движении. Диалектика с точки зрения Гегеля есть самодвижение и саморазвитие Духа, а все остальное, все эти самодвижущие понятия (идеи Платона или модусы Спинозы) суть лишь различные модификации того же Духа. При этом Дух мыслит самого себя (по Аристотелю) и любит самого себя. В этой своей самолюбви и самомышлении Бог-Дух занят исключительно самим собою. Этот абсолютный эгоизм — главный аттрибут Духа-Бога, все же остальное имеет второстепенное значение. Мирской процесс и история есть самодиалектика Духа и в этом процессе Абсолютная Идея (Дух-Бог) становится реальностью, реализуется и тогда только становится Духом. До этого и вне этого процесса Абсолютный дух есть бытие в себе, то есть абстракция или абстрактное общее, или вернее Ничто. Здесь сразу же бросается в глаза идентичность Бытия и Не-бытия. Абсолютный Дух и есть это Бытие-Небытие. Только в своем Инобытии, в мире реальностей, Дух становится действительностью. Таким образом реальное или действительное — только в чувственном, проявленном мире, материальном, и здесь — скрытый материализм Гегеля, разоблаченный его учеником Фейербахом. Гегель не знает трансцендентного, надмирного, сверхчувственного духа, Духа вне природы и истории, так как такой Дух по Гегелю есть только абстракция, чистый продукт мышления. Абсолютный Дух не есть действительность, он становится ею только в космической, материалистической и исторической диалектике, пройдя через видимый чувственный мир объектов через свое отрицание, через материю.
Дух становится действительностью в релятивном или через релятивное, Бытие возникнет через становление. Бог-Дух, целиком растворившийся в материи, вне мира и материи, не имеющий бытия, это — пантеизм, извечный, набивший оскомину всем мыслителям и теологам, нашедший у Гегеля лишь иную формулировку, более разработанную и импозантную. Бог, целиком вошедший в свое творение, пребывающий во всем и всех, и вне всего этого не имеющий бытия, таков этот вульгарный пантеизм в интерпретации Гегеля.
Абсолютный Дух повинуется какому то влечению, темному, ему самому неясному, которое есть в то же время логичеческое выполнение. Логика начинается здесь с бессознательного или вернее, влечение не лишено логикию, Абсолют -подвержен необходимости, а свобода есть негативность. Из этого следует, что творческий интеллект следует влечению. Панлогизм Гегеля есть психизм. Об отождествлении мышления и бытия, логики и метафизики мы уже говорили.