Студопедия — Теории восприятия(22)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теории восприятия(22)






1.Структурализм. Ученик Вундта – Титчинер взялся за изучение структуры восприятия. Иными

словами, экспериментальная психология поставила перед собой цель изучить простейшие, базовые элементы сознательного опыта, а именно простейшие ощущения. По Титченеру, задача психологии —разложить восприятие на составляющие его элементы — на простейшие ощущения. Речь идет о восприятии как о комбинации отдельных ощущений, которые можно разложить на простейшие, индивидуальные элементы.

Представим, что есть некий треугольник из точек и каждая точка этой фигуры вызывает одиночное элементарное ощущение, и восприятие треугольника создается блягодаря результату воздействия этих ощущений. Сегодня никто всерьез не воспринимает этот подход, он представляет собой исторический интерес.

2. Гештальт-психология. гештальт-подход обращает основное внимание на то, что мы воспринимаем окружающий мир, учитывая его структурные элементы и их соотношения, и что мы стремимся воспринимать целостные, связные и имеющие смысл формы. «Гештальтистский треугольник» - 3 точки. Вместо простой суммы элементов вы воспринимаете единую, интегрированную фигуру. Воспринимаемый вами треугольник обладает уникальными свойствами, отсутствовавшими у тех элементов, из которых он образован, и не является их простой суммой. Элементы так связаны между собой, что образуют фигуру, имеющую свойства и качества, которых нет у ее отдельных частей.

3. Конструктивистский подход. воспринимаемое нами в любой момент представляет собой

ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных стратегиях, нашем предшествующем опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации, внимании и т. д. Иными словами, конструктивистский подход основан на том, что наблюдатель конструирует или даже «выводит» восприятие логическим путем исходя из интерпретации поступающих к нему извне сведений. Принципиальной для конструктивистского подхода является мысль о том, что возникновению восприятия предшествует конструирование, осознание связи между явлениями и событиями

физического мира, ее опосредование. восприятие есть некий результат интерпретации сенсорного сигнала

4. Экологический подход. перемещаясь в окружающем мире, наблюдатель непосредственно усваивает информацию, необходимую для эффективного адаптивного восприятия. В соответствии с его представлениями сигнал, который посылает внешний мир, — информация, поступающая в виде зрительного образа, — содержит все необходимые сведения, вполне достаточные для непосредственного восприятия физического мира, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке. Изменения визуальной текстуры поверхностей являются важным источником пространственной информации. Постепенное

изменение текстуры поверхности в зависимости от расстояния называется градиентом текстуры.

5. Информационный подход (Марра). основан на точном анализе визуального восприятия, ориентированном на применение математики и базирующемся преимущественно на компьютерных имитациях и искусственном интеллекте. В этом подходе развивалась основная идея Гибсона, заключающаяся в том, что окружающая среда снабжает всей информацией, необходимой для восприятия, но также предполагалось, что восприятие таких характеристик, как форма или очертания, требует от наблюдателя некоего дополнительного действия в виде решения проблемы или обработки информации, передаваемой сигналом извне, а именно извлечения из зрительного образа предмета в символической форме некоторых его черт, например линий,

краев, границ, контуров, движения и других признаков. В соответствии с информационным подходом подобная информация обрабатывается и трансформируется — «пересчитывается» — в интернальные представления, отображающие изменения в затененности, освещенности и в других более тонких особенностях текстуры поверхности во многом точно так же, как компьютерная программа позволяет машине интерпретировать отобранную сенсорную информацию и принимать решения, касающиеся отличительных признаков предметов, например формы или

очертаний.

6. Нейрофизиологический подход. такие явления, как ощущение и восприятие, лучше всего объясняются известными нейронными и физиологическими механизмами функционирования сенсорных систем; понимание разнообразных, безусловно сложных форм поведения возможно только при изучении лежащих в их основе биологических процессов. Часть аргументов в пользу этого подхода базируется на том, что все аспекты поведения основаны на нейронных и физиологических механизмах и пронизаны ими. Более важной, однако, является мысль о том, что структуры и процессы сенсорной системы анализируют входящие сенсорные сигналы (как правило, ослабленные и искаженные), за счет чего и снабжают нас информацией об окружающем мире.

Восприятие - чувственное отражение предмета или явление объективной действительности влияющие на органы чувств, также это осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмету. Восприятие не только связано с действием и деятельностью но сама является специфической познавательной деятельностью сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. Восприятие - форма познания действительности. Восприятие - не сводится просто к сумме ощущений, оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и также его чувства и эмоции, ведь восприятие отражает действительность не просто пассивно. Транспозиция имеет место когда при изменение размеров, окраски и прочих свойств различных частей тела но плюс если только при этом сохраняются геометрические соотношения частей мы узнаем в нем одну и туже фигуру. Например одну мелодию сыгранную на разных инструментах. Осмысленность восприятия. Оно не сводиться к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы которые имеют определенное значение. Мы очень часто мы сразу сказать какой предмет мы восприняли но можем затрудняться сказать про его свойства – цвет или точную форму. Осмысленность восприятия – значит осознать предмет которой оно отображает. Таким образом мышление включается в само восприятие, т.е происходит взаимопроникновения чувственного и логического. Виды: а) пространства- включает восприятие расстояния или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг друга, направлении в котором они находятся, величины и формы предметов. Так же здесь нужно различать протяженность – когда два объекта расположены на каком то расстоянии и в каком направлении друг от друга. И восприятие собственно пространства – когда в восприятие отражаются положения, направление, расстояние, величина, форма; б) величины – воспринимаемая величина предметов зависит от их угловой величины и расстояния, с которого они наблюдаются. Зная величину предмета мы по его угловой величине определяем расстояние на котором он находится; в) формы- восприятие плоскостной формы предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Оно зависит от четкости изображения, т.е от остроты зрения. Существенную роль здесь играют прошлый опыт(опыт с псевдоскопом и человеческим лицом). В восприятии глубинной, трехмерной формы, т.е формы реальных предметов объективной действительности, существенную роль играют глубинные ощущения, т.е те объекты которые находятся вблизи от зрителя, кажутся насыщенными глубинными ощущениями и несколько меньше и следовательно дальше, напротив объектов находящихся вдали более плоскостно, поэтому несколько больше а следовательно и ближе чем это есть на самом деле; г) движения – впечатление движения может возникнуть у нас тогда когда на самом деле его нет, таким образом мы можем не только умозаключать о движении, но и воспринимать его.

Связь перцепции с психикой: 1) перцепция интегрирует текущую стимуляцию. Это представлено в перцепции как образ. Восприятие- функция интеграции мира. Всё функционирует как единое целое. На этой основе человек и животное реализуют свое поведение; 2) отражение главное для перцепции. Тесно связно с восприятием. Отражение того что действует сейчас. Отражение текущих в данный момент воздействий на объект; 3) регулирования поведения и деятельности. Теория возможностей Гибсона, суть ее- это пример: когда хищник стоит на возвышенности и видит панорамный вид местности и ему надо добраться до какой то точки, и у него есть множество примеров, возможностей дойти до этой точки,.е есть выбор. Связь перцепции с регулированием: а) обеспечивает целостное предоставление образа(зрительного);б) инфа о результатах активности предмета в виде стимуляции; участвует в корректировки результатов; Связь перцепции с мышлением: мышление обобщенно и опосредованно воспринимаемым миром и основано на понятиях; восприятие- это более менее конкретное отображение мира; Мышление в какой то мере дополняет восприятие, мышление соотносит то что есть было и будет, помогает встроить сенсорную картинку мира; Мышление помогает достраивать, реконструировать сенсорный образ; Гипотезы и суждения которые мы составляем мышлением требуют эмпирической проверки, которую мы познаем на основе восприятии; Перцепция и память: Процессы узнавания и опознания, соотнесение текущей инфы с прошлым; В условиях дефицита стимуляции большую роль играет память, с помощью которой мы достраиваем, на основе прошлого опыта; Перцепция и аффект: Джеймс Ланге. Нам грустно потому что мы плачем. Эмоции сопровождаются изменением в вегетативных реакциях. Все они вызывают стимуляцию сенсорной системы. Связь перцепции и сферы переживания; Чувственный тон ощущения, прямые и непрямые запахи и цвета, двигательные, динамические эффекты(мерцающая шахматная доска вдали); Перцепция и внимание: поток подачи бывает разный => рецепторы реагируют по разному, поэтому образы тоже бывают разные; перцепция всегда сфокусирована, вступать в осязательный контакт мы может только если «подключить» внимание.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1118. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия