Исключительная компетенция; совместная компетенция; компетенция по осуществлению поддерживающих, координирующих или дополняющих действия государств-участиников мер
Сфера исключительной компетенции ЕС:установление пошлин общего таможенного тарифа; правил конкуренции, необходимых для функционирования единого внутреннего рынка ЕС; денежная политика в отношении государств-членов, перешедших на «евро»; определение квот на рыболовство и другие вопросы сохранения морских биологических ресурсов;общая торговая политика, включая установление антидемпигновых пошлин и других защитных мер в отношении продукции из третьих стран. К исключительной компетенции ЕС также отнесено заключение международных соглашений по вопросам, вытекающим из реализации его внутриполитической компетенции. Компетенция осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств (здравоохранение; гражданская оборона).Остальные сферы ведения ЕС отнесены к категории его совместной компетенции с государствами.
В Европейском Союзе определены основные сферы и виды компетенции: внутренняя и внешняя; определенная и подразумеваемая; исключительная, совместная, дополняющая и специальная. Особое внимание приделяется рассмотрению практики Суда ЕС относительно правовой основы и границ компетенции Евросоюза.
Компетенция ЕС - это совокупность прав и полномочий, необходимых для деятельности Союза. Они касаются вопросов, находящихся в ведении ЕС (предметная компетенция) и способности Союза влиять на решение вопросов предметной компетенции (регулирующая компетенция). Разновидностью регулирующей компетенции является юрисдикционная компетенция.
Исключительная компетенция означает, что в случаях, когда учредительные договоры предоставляют Союзу компетенцию в определенной сфере, то только объединение может заниматься законотворчеством и принимать юридически обязывающие акты; государства-члены не могут самостоятельно осуществлять подобные действия, кроме как в случае, если они уполномочены на это Союзом, или с целью воплощения в жизнь актов Союза.
Исключительная компетенция ЕС основывается на презумпции передачи полномочий Союзу государствами-членами. В этих случаях значительно ограничиваются полномочия стран-членов действовать в такой сфере самостоятельно или коллективно, поскольку они вынуждены реализовать свои интересы только с помощью институтов ЕС.
Правовыми основами исключительной компетенции в области внешних сношений являются положения учредительного договора или актов о вступлении, положения внутренних законодательных актов, случаи, связанные с обстоятельствами, которые требуют одновременного использования внутренних и внешних полномочий.
К сферам исключительной компетенции отнесены: таможенный союз; установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка; денежная политика в отношении стран-членов, чьей денежной единицей является евро; сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства; общая торговая политика. При заключении международных соглашений ЕС имеет исключительную компетенцию, когда их заключение предусмотрено в законодательных актах Союза, в случае необходимости реализовать свою внутреннюю компетенцию, или в той мере, в какой заключение сделки может повлиять на общие правила или изменить их действие.
В случаях, когда исключительная компетенция при заключении международных соглашений может быть зафиксирована во внутренних правовых актах, она должна подчиняться четко определенной внутренней компетенции, которая закреплена в положениях учредительных договоров. Это связано с тем, что четко определенная производная исключительная компетенция отражает явное намерение, вытекающее из внутренних правовых актов, которые, в свою очередь, не должны противоречить положениям учредительных договоров.
В практике ЕС часто встречаются случаи, когда исключительная внешняя компетенция происходит от внутренних нормативно-правовых актов, в которых нет четких положений по заключению международных соглашений. Они вызывают наибольшее число конфликтов в отношениях между ЕС и государствами-членами. Согласно решениям Суда ЕС, в таких случаях действует презумпция, что когда объединение принимает общие правила, государства-члены не должны путем заключения международных соглашений брать обязательства, которые могут противоречить положениям общих правил. Иначе будет подорван примат права ЕС. А это значит, что не будет обеспечено нормальное функционирование общего рынка на основе единых правил для всех субъектов.
Что касается самого понятия общих правил, то в учредительных документах оно отсутствует, но им часто оперирует вторичное законодательство ЕС. Как указано в ст. 288 ДФЕС, институты Союза принимают правовые акты с целью реализации компетенции объединения. Другие статьи учредительного договора также содержат положение о принятии различных видов внутренних правовых мер. Все эти правовые меры могут выглядеть как правила, общие для всех субъектов права ЕС. Однако на практике далеко не все из них могут создавать правовые основы для исключительной компетенции ЕС во внутренней и во внешней сферах.
Суд ЕС определил, что в случаях, когда внутреннее правило полностью охватывает своими положениями какую сферу отношений, тогда государства-члены не могут принимать свои законодательные акты в этой сфере. Такая исключительная компетенция параллельно распространяется на внешние сношения объединения. Это так называемая концепция охваченной сферы. Если же внутренние правовые меры не охватывают своим регулированием полностью какую сферу отношений, то на их основе возникает совместная компетенция ЕС и государств-членов.
Для возникновения исключительной компетенции важным может быть установление запрета государствам-членам принимать на себя обязательства, которые могут влиять на нормы права ЕС, или изменять их сферу действия. В компетентном мнении 2/91 Суд ЕС квалифицировал положения части II конвенции Международной организации труда (МОТ) №170, как такие, что регулируют отношения, подпадающие под действие положений директивы Европейского сообщества, установившей общие правила, а потому могут влиять на нормы объединения. Суд сделал вывод, что тем самым Сообщество имеет исключительную компетенцию в сфере действия этой части конвенции.
Однако следует учитывать разницу между общими правилами и минимальными стандартами. В данном вопросе поощряется применение в государствах-членах Евросоюза более строгих требований по защите здоровья и охраны труда.
Совместная компетенция Союза с государствами-членами означает, что в определенных учредительными договорами сферах как ЕС, так и государства-члены могут принимать обязательные акты. Общей считается компетенция, которая не относится к сферам исключительной или дополняющей компетенции. Государства-члены могут реализовать свою компетенцию до тех пор, пока Союз не воспользовался своей компетенцией. Если же Союз решил прекратить осуществление своей компетенции, государства-члены в той же мере восстанавливают свою компетенцию.
Совместная компетенция охватывает такие сферы, как: внутренний рынок; социальная политика относительно аспектов, определенных настоящим Договором; экономическое, социальное и территориальное объединение; сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения живых морских биологических ресурсов; окружающая среда; защита потребителей; транспорт; трансевропейские сети; энергия; пространство свободы, безопасности и правосудия; общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения относительно аспектов, определенных настоящим Договором. Этот перечень дополняют сферы, в которых совместная компетенция осуществляется при условии, что это не будет мешать государствам-членам реализовывать собственную компетенцию. К ним относятся научные исследования, технологическое развитие и космос, в которых Союз осуществляет меры, которые могут включать разработку программ, а также сотрудничество ради развития и гуманитарную помощь.
При осуществлении совместной компетенции государства-члены имеют определенную свободу действий. В этом случае должен быть создан механизм сотрудничества между ЕС и государствами-членами. С 1994 года существует также внутренний кодекс поведения в отношении вопросов, относящихся к сфере услуг в системе Всемирной торговой организации (ВТО). Со своей стороны Комиссия предложила принять общий кодекс поведения. Дополняющая компетенция ЕС является новой категорией, появившейся в результате подписания Лиссабонского договора. Она предоставлена Союза для осуществления деятельности по поддержке, координации или дополнении деятельности стран-членов, не подменяя при этом их компетенцию в соответствующих сферах. Осуществление гармонизации законодательных и регламентарных актов государств-членов в сферах дополняющей компетенции запрещено.
Сферами дополняющей компетенции на европейском уровне являются охрана и улучшение здоровья людей; промышленность; культура; туризм; образование, профессиональная подготовка и спорт; гражданская оборона; административное сотрудничество.
Специальная компетенция Союза не относится к тем категориям, названия которых специально упоминаются в Лиссабонском договоре. Она касается сфер, которые хотя и определены в учредительных договорах, однако не входят в исключительную, общую и дополняющую компетенции.
Специальной компетенцией Союз наделен в сфере координации экономической политики государств-членов и политики занятости. Для осуществления такой координации Союз может принимать главные ориентиры и другие мероприятия.
Другая сфера специальной компетенции - определение и осуществление ОВППБ, включая постепенное формирование СПБО.
Таким образом, реформированный Европейский Союз наделен компетенцией со стороны государств-членов, которая позволяет ему регулировать интеграционные процессы в рамках ЕС и принимать активное участие в международных отношениях. Правовые основы компетенции определены учредительными договорами и решениями Суда ЕС. Союз не может самостоятельно менять свою компетенцию. Компетенция ЕС бывает внутренней и внешней, явно выраженной и подразумеваемой. Как явно выраженная, так и подразумеваемая компетенция может быть исключительной, общей с государствами-членами, дополняющей и специальной.
23. Принципы реализации компетенции Европейским Союзом Компетенция ЕС - это совокупность прав и полномочий, необходимых для деятельности Союза. Они касаются вопросов, находящихся в ведении ЕС (предметная компетенция) и способности Союза влиять на решение вопросов предметной компетенции (регулирующая компетенция). Разновидностью регулирующей компетенции является юрисдикционная компетенция.
Компетенция Евросоюза базируется на праве ЕС и, как и в большинстве международных межправительственных организаций, носит функциональный характер, поскольку направлена на реализацию функций объединения. Однако в отличие от классических международных организаций Союз не имеет общей или присущей ему компетенции, которая охватывает все сферы деятельности организации. Правовые акты ЕС должны иметь собственную правовую основу, определенную учредительными договорами.
Учредительные договоры о ЕС очерчивают рамки компетенции Союза (принцип наделения полномочиями) и средства ее реализации (принципы субсидиарности и пропорциональности). Принцип наделения полномочиями означает, что ЕС должен действовать только в пределах своей компетенции, которую оказали ему в Договорах страны-члены содружества для достижения целей, установленных Договорами. Пределы полномочий ЕС должны уважаться как органами Союза, так и государствами-членами. Как подчеркнул Суд ЕС, принцип наделения полномочий должен уважаться как во внешней, так и во внутренней деятельности Евросоюза.
Принцип наделения полномочиями также означает, что любая компетенция, не предоставленная ЕС в Договорах, принадлежит странам-членам ЕС. В отличие от участия государств в международных организациях членство в Союзе ведет к ограничению государствами-членами своих суверенных прав, часть которых они передают ЕС.
С другой стороны, принцип наделения полномочиями ограничивает свободу действий ЕС. Это находит свое проявление в том, что презумпция полномочий исходит от государств-членов. Евросоюз не может самостоятельно менять свою компетенцию. Это могут делать только государства-члены.
Принцип субсидиарности определяет правовые рамки для реализации компетенции Союза. Суть принципа субсидиарности заключается в том, что в областях, которые не относятся к его исключительной компетенции, Союз действует лишь тогда и настолько, насколько цели предусмотренных действий не могут быть в полной мере достигнуты странами ЕС на центральном, региональном или местном уровне, однако, ввиду масштабности и последствий предусмотренных действий, могут быть лучше достигнуты на уровне содружества. Из этого определения следует, что субсидиарность ограничена случаями, когда компетенция Союза дополняет компетенцию государств-членов. То есть, субсидиарность означает дополнения.
Содержание принципа субсидиарности раскрывает «Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности», предусматривающий возложение на Еврокомиссию обязательств проводить широкие консультации для учета местных и региональных проблем перед внесением любых законопроектов; включение в законопроекты объяснений их соответствия принципам субсидиарности и пропорциональности и предоставление сопроводительных документов, в которых содержится обоснование финансовых и юридических последствий принятия акта Союза, а также подтверждение необходимости его принятия на уровне ЕС; наделение национальных парламентов правом контроля за законопроектами ЕС на их соответствие принципу субсидиарности и направления ответственным за подготовку законопроекта своих мотивированных выводов для учета, предоставление государствам-членам и национальным парламентам права на обращение с иском в Суд ЕС относительно нарушения принципа субсидиарности. Принцип пропорциональности является еще одним принципом, который определяет средства реализации компетенции Союза. Он дополняет принцип субсидиарности. Согласно принципу пропорциональности, содержание и форма действий Евросоюза не должны выходить за рамки того, что необходимо для достижения целей Договора. Речь идет о таком соотношении целей и средств, в рамках которого избранные меры должны соответствовать или быть пропорциональными закрепленным в договорах целям.
Для обеспечения контроля за таким соответствием Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности содержит единые требования, когда речь идет о включении в законопроект объяснений о его соответствии обоим принципам и выводов о финансовых и юридических последствиях его принятия на уровне ЕС. Другие способы контроля за соблюдением принципа пропорциональности более ограничены, нежели в случаях применения принципа субсидиарности. Национальные парламенты имеют право только знакомиться с законопроектом. Они не могут контролировать соответствие законопроекта принципа пропорциональности путем направления своих выводов его разработчикам, либо обращаясь с иском о нарушении принципа в Суд ЕС. С таким иском могут обращаться только государства-члены.
Конкретизация принципов, касающихся компетенции ЕС, осуществляется в разделах и отдельных статьях учредительных договоров. Каждая из статей определяет свою часть предоставленных полномочий и механизм их реализации. На практике это проявляется в закреплении в положениях учредительных договоров различных категорий компетенции, правовых инструментов ее реализации и процедур их принятия.
Совокупность вопросов, которые находятся в ведении Союза, можно разделить на внутренние и внешние. Соответствующим образом разделяется компетенция ЕС: Внутренняя компетенция предоставлена Союзу для регулирования отношений на своей территории. Внешняя компетенция необходима для регулирования отношений с другими субъектами международного права. Правовые предпосылки для разделения компетенции Союза на внутреннюю и внешнюю заложены в учредительных договорах. Подавляющее большинство сфер внутренних полномочий, подчиняются положениям части III «Внутренняя политика и деятельность Союза». Сюда входят внутренний рынок, пространство свободы, безопасности и правосудия, транспорт и т.д. Сферы внешних полномочий сосредоточены в Разделе V «Общие положения о внешней деятельности Союза и специальные положения о совместной внешней политике и политике безопасности» и «Внешняя деятельность Союза». К ним отнесены ОВППБ, СПБО, СТП, сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь, международные соглашения и т.п.
Такое деление является условным. Отдельные сферы внутренней политики, предусматривают внешнюю деятельность Союза (образование, профессиональная подготовка, молодежь и спорт, культура, здравоохранение, защита потребителей, трансевропейские сети, окружающая среда), а определенные сферы полномочий учредительные договоры не относят ни к внутренней, ни к внешней деятельности (недискриминация и гражданство Союза, ассоциация с заморскими странами и территориями, институциональное право ЕС).
Основными правовыми инструментами реализации внутренней компетенции являются постановления. К ним относятся регламенты, директивы, решения.
Внешняя компетенция реализуется путем заключения международных соглашений.
Внутренняя и внешняя компетенция Союза могут быть явно выраженной и подразумеваемой. В свою очередь явно выражена и подразумеваемая компетенции бывают исключительной, общей с государствами-членами, дополняющей и специальной.
Явно выраженной внутренней компетенцией Евросоюз наделен в таких сферах, как внутренний рынок, свобода, безопасность и правосудие, транспорт, общие правила конкуренции, налогообложения и сближение законодательств, занятость, социальная политика и т.д. Кроме статей ДФЕС она базируется и на других актах ЕС.
Явно выраженная внешняя компетенция определена в таких сферах, как ОВППБ, СТП, сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь, ограничительные мероприятия, международные договоры и т.д.
Однако слишком упрощенным было бы считать, что если в учредительных договорах упомянутая некая сфера явно выраженной компетенции ЕС, то никаких вопросов относительно границ такой компетенции не должно даже возникать. Такой упрощенный подход не достаточно учитывает рамочный характер учредительных договоров, то есть, того, что закрепленные в этом документе цели, мероприятия и процедуры должны соотноситься с предусмотренными этими же договорами условиями и правовыми инструментами по реализации соответствующих полномочий, а также ценностями, целями и принципами права ЕС. Поэтому простое перечисление сфер компетенции может быть обманчивым. Зато очень важна роль Суда ЕС относительно толкования положений права Союза. Несмотря на существование положений учредительного договора, которые четко закрепляют полномочия ЕС относительно конкретных сфер внутренней и внешней компетенции ЕС, установить объем этих полномочий возможно, только учитывая соответствующие решения Суда ЕС. Например, в сфере СТП Суд ЕС при определении вопросов компетенции принимал во внимание соответствующие положения учредительного договора, нормотворческую практику, баланс между институтами ЕС и т.д.
Лиссабонские договоры о ЕС относятся к немногим международно-правовых документов, в которых нашла свое отражение подразумеваемая компетенция, то есть такая, которая не является явно выраженной, но наличие которой предполагается для выполнения целей учредительных договоров.
|