Первичная и вторичная свобода учреждения. Проблемы перемещения национальных и наднациональных компаний
Осуществлять свободу учреждения компании могут в двух формах. Компания, созданная в одном государстве-участнике, может перенести в другое государство-участник свое уставное место нахождения или свое фактическое место нахождения, штаб-квартиру. В этом случае речь идет об осуществлении первичной свободы учреждения*(30). Секундарная (вторичная) свобода учреждения означает свободу компаний создавать в другом государстве-участнике агентства, филиалы или дочерние компании. Как агентства, так и филиалы не обладают, в отличие от дочерних компаний, юридической самостоятельностью. Провести четкое разграничение между "агентствами" и "филиалами" в европейском праве затруднительно. Критики в данном случае прибегают к экономической литературе и делают вывод, что филиалы обладают несколько большей независимостью и могут, в свою очередь, открывать агентства*(31).
Для обозначения первичной свободы учреждения применительно к компаниям предлагается употреблять термин "свобода перемещения компаний" по аналогии со "свободой перемещения лиц", о которой говорилось в самом начале настоящего параграфа*(32). Этот термин в достаточной мере отражает суть явления: при переносе места нахождения в другое государство компания перемещается через границу.
Свобода учреждения охватывает любую деятельность, которая прямо или косвенно связана с переносом места нахождения компании за границу или созданием за границей дочерней компании (филиала, представительства). Поэтому в рамках свободы учреждения оценке могут подвергаться, например, нормы о приобретении земельных участков или о предоставлении налоговых льгот
Свобода перемещения компаний в Европейском союзе - правовой институт, который в настоящее время стремительно развивается и в ближайшем будущем несомненно изменит облик корпоративного права европейских стран. Открытие национальных границ для компаний неизбежно приведет к тому, что отдельное государство ЕС при формировании национального корпоративного права в большей степени должно будет учитывать право своих европейских соседей. В результате этого национальное корпоративное право, огражденное от внешних влияний, постепенно станет явлением прошлого.
"Европейской" проблема участия работников становится потому, что она неизбежно возникает, когда изменяется применимое к компании право при: (i) переносе уставного места нахождения в другое государство - член ЕС, (ii) слиянии с иностранной компанией, (iii) создании и переносе места нахождения наднациональных компаний (Европейская компания), поскольку смена применимого права включает и смену применяемого трудового права. Высказываются даже опасения, что свобода межнациональных перемещений и трансграничных (международных) слияний приведет к бегству ряда национальных компаний (например, немецких) в более либеральные правопорядки с целью избавиться от установленной модели участия работников. Таким образом, перенос за границу компаниями местонахождения своих штаб-квартир без потери первоначальной правосубъектности в большинстве государств - членов ЕС невозможен или сопряжен со значительными трудностями. Поэтому интернационализация постоянной хозяйственной деятельности в странах ЕС осуществляется путем создания филиалов, дочерних компаний, различных форм участия в капитале местных компаний и конечно же слияний и поглощений компаний.
Все органы ЕС (в том числе и Суд) в своей деятельности обязаны руководствоваться принципом субсидиарности*(8). В соответствии с этим принципом в сферах, в которых ЕС не обладает исключительной компетенцией, деятельность ЕС допускается постольку, поскольку поставленные цели не могут быть удовлетворительно достигнуты на уровне государств-участников и в силу этого, учитывая их объем или действие, могут быть лучше осуществлены на уровне Сообщества. При этом Сообщество не может выходить за пределы того, что необходимо для достижения договорных целей. Договор о ЕС не содержит перечня вопросов, относящихся к исключительной компетенции Сообщества, однако принято считать, что к таким вопросам относятся лишь те, которые по определению не могут регулироваться государствами-участниками (например, европейская аграрная политика, политика в сфере рыболовства и внешней торговли)*(9). По логике к исключительной компетенции ЕС следует отнести и создание наднациональных организационно-правовых форм компаний*(10). Сближение национального корпоративного права к исключительной компетенции ЕС не относится и поэтому подпадает под действие принципа субсидиарности*(11). Практическое значение он имеет для корпоративного права при решении вопроса об интенсивности гармонизации. Так, принципом субсидиарности обосновывается в ряде директив и постановлений предпочтение рамочного регулирования детальному регулированию, а также попытки избежать разрешения конфликта национальных законов при гармонизации права.
Экономическая и валютная политики Европейского Союза - понятие, содержание, принципы правового регулирования Конституция ЕС по сравнению с ранее заключенными договоренностями между его странами в рамках экономического и валютного союза вносит определенные изменения в область экономической и валютной политики Союза, прежде всего, в части: - усиления его дееспособности и стран-членов, чьей валютой являет- ся евро; - укрепление Европейского Центрального банка в качестве органа ЕС; - существенное упрощение содержания переходных положений договоренностей об общей экономической и валютной политике, касающихся стран, которые вводят у себя евро в качестве национальной валюты.
Экономическая и валютная политика была предметом длительной дискуссии во время работы Конвента и конференции правительств стран-членов ЕС. Найденный консенсус дал возможность Союзу усилить координацию его экономической политики. Те его страны, чьей валютой является евро, получат больше автономии при решении касающихся их вопросов без участия других стран в голосовании, о чем говорит соответствующий раздел Конституции ЕС и протокол к ней для стран еврозоны. Конституция ЕС распространяет также голосование квалифицированным большинством на почти все положения экономической и валютной политики Союза.
Европейский Центральный банк (ЕЦБ) становится органом ЕС, который имеет определенные цели и задачи и устав свой работы в системе центральных банков стран-членов ЕС и который независим от других его органов и государственных служб стран-членов ЕС. При этом в совет ЕЦБ не входят председатели центральных банков тех стран-членов ЕС, которые еще не перешли на евро.
|