Общее понятие о личности и о путях ее формирования
Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. 3 важнейшие характеристики личности: 1. Заключается в том, что в личности существуют устойчивые свойства. 2. Единство личности (личность человека это единое целое). 3. Активность личности выражается в многообразной и многосторонней деятельности направленной на познание мира. Внешние факторы развития личности: Социальная природа и стадиальность. Внутренние факторы: неравномерность, интеграция, компенсация. Направленность личности – это важнейшая характеристика личности она определяется целью, которую ставит перед собой человек. Характеризуется мотивами и стремлениями, в которое входит понятие потребности. Потребность – это побуждение в деятельности, которое осознаётся и переживается человеком, как нужда. Личность: отличается самостоятельностью в поступках; Способна нести ответственность и решать проблемы; Контролирует поведение, обладает силой воли; Способна изменяться с течением времени. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они -то и образуют так называемые кризисы развития - кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции. В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный, то подростковый возраст как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (вспомним феномен "горькой конфеты" и подобные ему), второй раз - когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется в виду какая-то особая перестройка сознания. Возникает задача - понять необходимость этой перестройки и то, в чем именно она состоЭту необходимость создает то обстоятельство, что, чем более расширяются связи субъекта с миром, тем более они перекрещиваются между собой.
57. Дидактические теории и методы преподавания ИЗО эпохи античности: Др. Египет, Др.Греция, Др. Рим. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Поэтому мастеру приходилось по нескольку раз показывать, как нужно делать тот или иной фрагмент. Т.о., стали вырабатываться приемы и методы обучения, но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусством, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации. В древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу юноша д. б. уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему Ханапа. Т.о. с рисованием как с общеобразовательным предметом мы встречаемся у древних египтян. При обучении грамоте рисованию уделялось основное внимание. Т.к. сам характер иероглифического письма требовал изображения всевозможных предметов. Системного обучения и воспитания была строгой жесткой за малейшее обучение от правил ученика наказывали и избивали палкой. В одном из папирусов рассказывается даже, что ученик долгое время находился связанным в темнице храма. Школьный закон гласил: «Будь прилежен в ежедневной работе, будь деятелен. Не ленись ни одного дня, или ты будешь бит». Обучение проходило систематически. Метод и система преподавания у всех художников и педагогов были едины т.к. утверждены каноны и правила. Их нужно строго соблюдать. Египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первые установили закон изображения и обучения. Обучение строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, копировании образцов. Существовала ли теория самого процесса обучения - дидактика, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изображения, которые должны были строго соблюдать ученики. Обучая рисованию, художник-педагог не заставлял ученика наблюдать и изучать природу (натуры как объекта изучения не существовало), а заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным шаблонам. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию. Древне-греческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники Паррассий, Эвпомп, Памфил, Апеллес и др. указывали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так в 432 году до н.э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую «Дорифор», которая стала использоваться как учебное пособие. К4 веку до н.э. в Греции существовало уже несколько широко известных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка. Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники как Памфил, Меланий, Павзий и великий Апеллес. Техника рисования в древней Греции. 1. На вощенных буковых дощечках выцарапывались рисунки. Если неверно - затирались пальцами. Приготовлялись для рисования стилусом (заостренной металлической или костяной палочкой); 2. Для рисования краской и кистью буковую доску грунтовали белым левкасом. Такие доски применялись для ученических работ, для набросков и эскизов. Эпоха Древнего Рима казалось бы, должна была развить дальше достижения греческих художников-педагогов. Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко ценили произведения греческих художников. Богатые люди собирали коллекции картин. Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобразительного искусства и обучения ему. Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников. Много ценных предложений они не сохранили. Их интересовала в основном ремесленно-техническая сторона. Не задумывались над высокими проблемами художественного творчества. Копировали образцы. Повторяли работы великих мастеров Греции. Но все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. Римских мастеров отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Для римлянина мир и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания. Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, - огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, -- не может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала. Это процесс,связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную -- интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов.В эпоху средневековья достижения реалистического искусства отвергли. Турецкие завоевания загасили последние очаги античной культуры
|