Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соотношение формы и содержания в художественном произведении





Худ. произведение – единство формы и содержания. Если меняется форма – меняется и содержание автоматически. Искусственное их разделение – чтобы усвоить произведение аналитически.

Три элемента содержания

1. Идея (идейное содержание, если комплекс идей)

2. Тема (тематик, если несколько тем)

3. Проблема (проблематика).

Идея – главная мысль – от автора, определяет направленность произведения, его целевые установки. Можно сформулировать идею, прочитав произведение. Идея Карениной – «мысль семейная». Идейное содержание – в полноте текста – отражение состояния общества 1860х, отношение человека с государством, в армии, мысли об обновлении гос.устройства. идея связана с авторскими установками.

Тема связана с объективной частью худ. произведения. Действительность, преобразованная по худ. законам., соотносится с реальной жизнью. Тема – часть действительности, которая находит отражение и осмысление в данном худ. произведении. В романе – широкие темы, лирическом стихотворении – субъективная реальность. Тема «Прощай» - больно проститься с ушедшей любовью, драматические воспоминания, движение времени – все подчинено бегу времени. Пласт жизни, который фиксируется.

Проблема – вопрос: их ставят и решают. (не все проблемы получают ответы). Часто ответа не дается (русская литература 19 века). Лермонтов – предисловие к Герою – показать современного человека, определить диагноз. Что делать? Кому на Руси жить хорошо? – состояние народа в эпоху крепостного права. Опрос о положении русской женщины, что реформа принесла крестьянам. Проблемы поиска смысла жизни, любви, семейного счастья в «Войне и мире».

Взаимодействие: ПиН – название характеризует замысел. Отношение Досоевского как к части жизни человека и общества 1860-х – социально-общественный отношения: пласт «Униженных и оскорбленных). Идея Р. – прогресс – движим сильными личностями. Тема, идея, проблематика – едины в содержании.

Форма

Сюжет – динамический слой худ. произведения, равный всему произведению от начала до конца, подчинен авторским целям. Сюжет выявляет идею, тему, проблему. Всегда выстраивается как сам текст – читается так, как его диктует автор.

Фабула – последовательность событий, прочитываемых в прямом хронологическом порядке. Сюжет пересказать нельзя, фабулу можно пересказать.

В тексте тема реализуется как сюжетное движение. Бывает, когда сюжет и фабула совпадают. Бывает, расходятся за счет нарушения временной последовательности.

Композиция – соотношении и последовательность выстраивания частей – организация содержательного пространства, сюжет и композиция связаны: переход от повествования к диалогу – элементы сюжета (динамики), от одного элемента к другому – и композиционный, и сюжетный момент.

Экспозиция – что происходит, где, когда.

Завязка – начало действия

Действие

Развязка

Кульминация (может не быть; кульминация – когда начинается нисхождение) композиция – выстраивание динамики – может быть, когда фабула и сюжет не совпадают. Расходящееся построение – чтобы напрячь внимание читателя (авторская цель). Композиция персонажей.

1. В центре – главный герой, к нему стягиваются остальные – противопоставление.

2. Авантюрный роман – ерой, перемещаясь, встречается с разными персонажами – Дон Кихот, Пиквикский клуб, Мертвые души, плутовской роман.

Персонажи – центральные, второстепенные, фоновые.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия