Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе




Характерная особенность современной лит-ры – размытость жанровых границ. Одни и те же произведения называют то повестью, то романом. Критикам не приходит в голову выявлять «чистоту» жанра. В то же время о повышенном внимании именно к жанру свидетельствуют разнообразные определении, подзаголовки, к кот. прибегают соврем. авт..

В обозначении жанра произв. отражаются худож. поиски писателей. Так, в прозе 90-х гг. представлены самые разные вар-ты авт. определений романов: мещанский (Кенжеев, «Иван Безуглов»), рождественский (Алешковский «Перстень в футляре»), роман без сюжета (Залыгин, «Свобода выбора»)… Слово «роман» иногда вкл. в название («Роман воспитания» Н. Горланововй, В. Букура).

Иногда в жанровом подзаголовке акцентировано внимание на особенностях материала («Минлаг. Документальная повесть» В. Всеволодова) («Приключения утюга и сапога. Сказочная повесть») или подсказывается соответствующее тексту настроение («Дом в деревне. Повесть сердца» А. Варламова).

Иногда наоборот – автор отказывается от определенности.

Современные авторы порой используют жанровые формы прошлого, наполняя их нов. смыслом или полностью трансформируя. Один из таких жанров – пастораль (возник в 14 в., противопоставление развращенного города нравственно чистой деревне). Ей свойственны элементы условности, простота и безыскусственность (О. Ермаков «Транссибирская пастораль» – неприятие города)

Еще один жанр – плутовской роман (16-18 вв. в Европе, о похождениях ловкого пройдохи, авантюриста). В нем нет сложной композиции, повествование строится как рассказ героя о своей жизни, как его воспоминания или записки («День денег» А. Слаповского – рассказ об одном дне жизни трех приятелей, обманывают, обманываются, кто кого подставляет).

Активно проникает из фольклора анекдот (Б. Окуджава «Автобиографический анекдот», Пьецух «Русские анекдоты» - анекдотические ситуации не всегда в рамках жанра).

Частота авторских жанровых подзаголовков свидетельствует о прямом выходе на контакт с читателем. Однако далеко не все эксперименты оправданы. В одних случаях из-за неперспективности жанра (антиутопии при отсутствии утопий), в других – из-за слабой проработанности формы.

Важно, чтобы жанр был адекватен замыслу. Жанр – повторяющееся во многих произведениях единство компонентов структуры, не случайная совокупность черт, а их система. Делятся на виды по тематике, свойствам образности, типу композиции. Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судье отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом художественном пространстве и времени. Основной темой романа является тема неадекватности герою его судьбы (Бахтин). Повесть – произведение меньшего объема. Если роман создает всестороннюю картину жизненного уклада то повесть охватывает цепь эпизодов. Рассказ – малая прозаическая форма. Может иметь описательно-повествовательный и новеллистический характер. Мемуары – повествование в форме записок от автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 906. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.001 сек.) русская версия | украинская версия