Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Жанровая система в драме




Литературный род – самая большая и не изменяющаяся во времени общность худ. произведений. Драма – двойственная природа – текст принадлежит лирике, а исполнение – театру. Появилась в Греции, прообраз – обряды в честь Диониса, участвуют певцы, мимы, распевали дифирамбы, между запевалой и хором – диалог. Затем выделился актер, возник театр. 2 актера – Эсхил, 3 – Софокл (не больше трех). Два жанра – трагедия (козлиная песня) и комедия (толпа, славящая Диониса). Трагедия – внеличные символы – проклятья богов, власть судьбы, законы, регулирующие жизнь общества. Человек – в столкновении с могущественными силами обречен погибнуть, но трагический герой демонстрирует героическую сущность, высоту духа, ответственность. В трагедии Аристотель выделил особый параметр – катарсис – очищение. Через очищение проходит главный герой – Эдип берет ответственность на себя. Античные трагедии: Прометей Прикованный Эсхила, Медея Еврипида, Эдип Царь, Антигона Софокла. Комедия. Отец – Аристофан, на злободневный сюжет, представление об избавлении от пороков с помощью смеха. В Древнем Риме – комедия Плавта «Горшок», в 17 веке Мольер «Скупой». Комедии Аристофана «Лягушки, Облака, Лесистрат.

Театр зрелого средневековья связан с жизнью города. Мистерии – спектакли на библейские сюжеты, миракль – основан на сюжете борьбы адских и небесных сил за душу человека, фарс – грубоватый юмор. Драма расцвела в Возрождение. Прежде всего, драматургия Англии конца 16-начала 17 вв. Театр преимущественно стал светским. Возвращается понятие комедия – жизнеутверждающее произведение, предназначенное для сцены и изобилующее неожиданными поворотами в событиях и судьбах героев, веселая словесная игра. Шекспир (лучшее – 1590-е) без обличения, назначение комедии – забавлять. Но появляются и сложные яркие образы персонажей Сюжеты драматических произведений из разных источников. Хроники – из средневековых английских хроник. Сюжеты исторических трагедий (Юлий Цезарь, Антоний и Клеопатра) – к событиям античности. В основе Ромео и Отелло – новеллы итальянского Возрождения. Шекспир опирался не на исходные новеллистические произведения, а на опосредующие их сюжеты драматические вариации, тексты которых были утрачены. Тесная связь жанровых поисков прозаиков и драматургов с традициями фольклора и средневековой литературы, т.е. освоение и переосмысление уже существовавших жанров. Вторая тенденция – перенос уже освоенного в определенном жанре материала (фабулы, героев, темы) в принципиально иной жанр (из новеллы в комедию или трагедию). Шекспир трагедии Ромео и Джульетта, Король Лир, Макбет, комедии Сон…, 12 ночь, укрощение, много шума из ничего, комедия ошибок

Классицизм. Драма ориентирована на античные образцы. Строгая жанровая регламентация. Тематика – исторический материал. Корнель – Сид (эпоха средних веков), «Гораций», «Помпей» - античный Рим. Расин Расин «Андромаха», «Федра» - мифологические темы. Аналогично – Сумароков и Озеров. Классическая комедия – Мольер «Жорж Данден», «Мизантроп», «Скупой» - сатирический характер. Злободневность. Герои четко разделяются на положительных и отрицательных, характеры цельны и прямолинейны, в идеале сводятся к одному качеству. Трагедия – персонажи мифологические, исторические; комедия – заурядные люди, которые обладаю пороками. Триединство. Мольер Смешные жеманницы, Тартюф, Скупой, Дон Жуан.

Романтизм. Идеал романтиков – Шекспир. Главный интерес в пьесах романтиков – герой, задача раскрытия масштабной и исключительной личности. Байрон – «Каин», Гюго «Кромвель», «Рюи Блаз». Часто герой – рупор идей автора. Герой-одиночка противостоит враждебному миру, силе обстоятельств, судьбе. Шиллер Разбойники, Орлеанская дева. Относительная неактуальность внутрижанровых различий.

Во второй половине 19 века трагедии как жанр вообще перестали появляться. К. 19-н.20 в Анненский перевел трагедии Еврипида, пишет трагедии в духе Еврипида – драматические, экспериментальные. Стилизация. Драма возникла в 18 веке (как род и как жанр). Отцы драмы – Дидро, Лессинг (теория). У драмы и трагедии разная природа драматического столкновения: в трагедии человек сталкивается с внеличными силами, в драме человек сталкивается с другими людьми – Гамлет, Ромео и Джульетта – рок, старинная вражда, вывихнутый век; Шиллер «Коварство и любовь» - социальный конфликт. В России 19 век (реализм): драма и комедия (исключение – жанр трагедии – у Пушкина «Маленькие трагедии»)– Грибоедов «Горе от ума», Пушкин «Борис Годунов», Гоголь Ревизор Женитьба, А.Н.Островский Гроза, Бесприданница – драмы, Свои люди сочтемся, на всякого мудреца – комедии. Чехов Чайка, Дядя Ваня, 3 сестры, Вишневый сад (в авторском варианте – комедии, но литературоведами трактуются как драмы).

Европа 19 век – Ибсен, Гауптман – реалистические проблему подвергаются воздействию символистских представлений и поэтики.

Маяковский Клоп, Баня – комедии

Булгаков Дни Турбиных, Бег

Классик символизма – Метерлинк (Нидерланды).

Театр абсурда: обэриуты в России (Введенский, Хармс, Заболоцкий), в Европе – Ионеско (Лысая певица), Беккет (В ожидании Годо), Фриш, Дюрренматт (в какой-то мере).

Неомифологизм. Ануй (Медея, Антигона) – одернизация мифологических сюжетов.

 

46. Лирика как род литературы и её жанры.

Литературный род – самая большая и не изменяющаяся во времени общность худ. произведений.Лирика – субъективный мир, легко подменить мир поэта миром читателя.

Для античной литературы характерно преобладание стихотворных текстов над прозаическими. В это время складываются все значимые жанры – эпическая поэма, лирика (элегии, ямбы, гимны, сатиры, эпиграммы, идиллии). Героический период ознаменован созданием эпически поэм, традиционно связанных с именем Гомера. Позже – поэмы Гесиода «Теогония», «Труды и дни». Рим – поэты конца 1 в.до н.э.-н.1в. н.э. – Тибул, Катулл, Гораций, Вергилий, Овидий.

Раннее средневековье – теоцентризм, богослужебные тексты, а в зрелое средневековье появляется рыцарская лирика. Высшее достижение – провансальская лирика 12-13 вв, оказала влияние на лирическую поэзию эпохи Возрождения. Воспевает любовь благородного воина к прекрасной даме. Серенады – призыв вечернему свиданию; Альбы – о горестях разлуки, идиллии – героини – селянки. Мастерское владение рифмой. Феодалы: Бертран де Борн; придворные поэты незнатного происхождения. Труверы, миннезингеры. Анонимна.

Возрождение. Интерес к сонету – Данте, Петрарка, Ронсар, Шекспир. В сонете 14 стихов: первое четверостишие – тезис – второе четверостишие – антитезис, заключительные терцеты (синтез). Звучные рифмы, мастерское владение версификацией.

Канцона (песня) – Италия. Лишена рифмы, 6 строф по 6 стихов, завершающие слова первой строфы, варьируясь в определенном порядке, сохраняются во всех остальных строфах.

Серенады, Альбы, пасторали утрачивают ведущую роль, но их влияние – в нелирических жанровых структурах (эпизод прощания Ромео и Джульетты перед бегством из Вероны).

Жанр ученой поэмы. Сюжеты – на основе античной мифологии и истории. «Венера и Адонис» и «Лукреция» Шекспира.

Классицизм – разделение на низкий и высокий жанр. Ода посвящается высоким предметам: подвигам и воинским победам, восхваление венценосных особ. Ломоносов – утреннее и вечернее размышление о Божьем величестве. Торжественный слог, строгая строфическая форма. Как правило, писались 10-стишиями. Сатира – обличительный жанр, разоблачающий. Осмеяние пороков. Сумароков.

Особая роль во французском классицизме – басня – аллегория, иносказание, четкая композиция, мораль, назидательный вывод. Лафонтен, Ломоносов, Сумароков.

Романтизм. Байронические поэмы (Байрон, «Восточные поэмы» 1800-х) – особое построение, экзотичность, исповедь героя, включение песен. Байрон «Гяур, Корсар, Пушкин «Южные поэмы», Баратынский «Эдда». Баллада (В.Скотт, Мицкевич, Жуковский, Пушкин). Колорит тайны и ужаса – структурный признак жанра. Главенствующими в романтизме стали жанры элегии, дружеского послания, песни. Песня – национальное своеобразие, Дельвиг. Элегия – личностное отношение к утраченному прошлому – воспоминания.

19 век (почти не имеет отношения к реализму как к методу). Психологизация, романизация любовной лирики Некрасова и Тютчева. Моменты, сближающие лирику с психологической прозой середины 19 в. Установка на изображение индивидуальных характеров героя и героини. Распад жаровой системы. Соответственно другой способ построения сборников – не по жанровому признаку, а по принципу единства темы или хронологии. Заметная тенденция – циклизация. Цикл – художественное единство (как правило, тематическое). Первый поэт, обратившийся к созданию циклов в России – Фет. Жанр поэмы продолжает развиваться, разные внутрижанровые формы – повести в стихах – бытописание (Пушкин «Домик в Коломне»), исторические поэмы (Полтава Пушкина), реалистические (Некрасов – Кому на Руси.

Середина 19 века – модернизм – Бодлер «Цветы зла» - современность обесчеловечена, эпатаж, торжество зла. Антиэстетизм. Символизм. Рембо, Верлен. В России – ранние (старшие) – Брюсов, Мережковский, Иванов, Бальмонт – ориентация на французский символизм. Поздний символизм – Блок, Белый – влияние философии Соловьева, поклонение Прекрасной даме. Современники младших символистов – акмеисты. Отход от символизма. Привязанность к земной жизни. Мандельштам, Ахматова, Гумилев.

Авангардизм: Футуризм. Маяковский, Хлебников, Северянин (манерность). Изучение возможностей языка. Дадаисты Арагон, Элюар.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 814. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия