Реализм и постмодернизм в современной русской литературе
Реализм: Соврем. лит-ру нельзя отнести к какому-то одному направлению или увидеть в ней воплощение какого-то одного художественного метода. Критики предлагают различные термины (поджанры), относящиеся к реализму: традиционный реализм, неореализм, новый реализм… Современная реалистическая проза предполагает использование любых приемов – смещение временных и пространственных пластов, перевоплощение героев… К соврем. произвед. не применимо классическое определение «типические характеры в типических обстоятельствах». Возможны любые характеры и обстоятельства. Важно проникновение в их суть, направленность сознания и его связь с подсознанием. Среди наи>> популярных жанров у современного читателя оказались мемуары и автобиографическая проза. Это связано с тем, что читатель пресытился всякого рода экспериментами, он предпочитает непосредственно входить в мир писателя и его героев. Установкой на подлинность выделяются произведения, в которых авторы говорят о себе и своей жизни. В лит-ре 90-х гг.– традиции Серебряного века. Писателям свойственно трагическое мироощущение, восприятие катастрофичности бытия в глобальных масштабах и применительно к жизни конкретного человека. Широко обращение к фантастике. Реальность и вымысел переплетаются. Пример: «Стена. Повесть невидимок» Кима, где герои ведут себя как обычные люди, но уже после смерти. Возродился жанр литературной сказки (Петрушевская, Войнович). Сказочный вымысел заставляет читателя задуматься. Различаются герои, в основном, различаются их жизненные позиции. Редко, но встречаются состоявшиеся герои («Медея и ее дети» Улицкой). Иной тип героев – неудачники. Это чаще всего те, кто в материальном и карьерном плане ничего не добился («Андеграунд» Маканина). Интересны молодые герои, еще не определившиеся по жизни. Автору и читателю они интересны как ищущие («Прохождение тени» Полянской). Можно выделить и другую классификацию – выделение героев по авт отношению: герои, близкие к авт; и, занимающие центральное место, но дистанциров. от пис. (чаще через авт. иронию). М. рассматривать героев, исходя из функций, которые они выполняют в сюжете произведения. Герои-маски, носители соц. хар-к. Серия «масок» – Маканин повесть «Стол, покрытый сукном и с графином посередине».– точны, выразительны. Интересны модели поведения в регламентированном об-ве: седая в очках, старик, бывший партиец, женщина, что с обычной внешностью и др. Маска в одних случаях фиксирует внешность, в других – возраст, в третьих – ролевые функции. Принципиально различаются герои «массовой» лит-ры и психологической реалистической прозы, герои реалистических и постмодернистских произведений. Все зависит от задачи писателя. В произведениях реализма интересна сама личность героя, путь обнаружения ее возможностей. Характерно повествование от первого лица, исповедальность. Внешние события отступают перед поиском самого себя, своей востребованности в жизни. Одна из самых важных задач современных реалистов – передать читателям то, что узнал и понял, свой жизненный опыт. Постмодернизм – явление всей мировой лит-ры и культуры последней трети 20 в. Лит-ра постмодернизма возникла в результате неудовлетворенности возможностями традиционного реалистич. иск-ва, его чрезмерную ориентированность на соц. действительность. Постмодернисту интересна не реальность, как реалисту, а ее отражение в сознании,– воспаленном, больном. Постмод-т моделирует вар-ты сознания, выявляет пути и рез-ты воздействия на него. Классика русск.о постмодернизма – «Пушк. дом» А. Битова, «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Школа для дураков» С. Соколова. В постмодернистской прозе важнее внутренний сюжет, чем внешний. Пересказать их практически невозможно. Читателя вовлекают в игру, мистифицируют. Местом действия может быть любое место (вагон, инкубатор…). Реальность представлена как абсурдная и бесперспективная модель мира. Читатель имеет возможность увидеть себя в любом из персонажей и продолжить игру, предложенную автором. Некоторые ученые утверждают, что специфика русского постмодернизма – в попытках отыскать истину. Анализ массовых и постмодернистских произведений позволяет говорить о некоторых внешних и внутренних связях этих направлений. Ориентация на потребности массового читателя приводит к заведомому снижению требований к уровню исполнения. Невероятные субъекты. Важна не психология. Снижение требований к Ур-ню исполнения – Характер не индивидуален, типизирован. Нет реч. культуры и в речи героя, и в речи автора. Игра – самоцель. Итог: к ПМ лит-ре относятся произведения, в кот. пародируются понятия, герои, сюжеты, жанры, стиль советской действительности и лит-ры соцреализма. ПМ – литература антижанров, антистилей. Наи>> распростр. приемы: пародия, смешение фантастики и ирреальности, имитация реальной жизни, создание игровых ситуаций. Пост. самообновление – множество модификаций. Сознательное превращение произв. в систему разнообразных отсылок к др. т-там, в роли кот. м. б. науч. идеи, концепции, произв. др. ав.. Не непосредственное восприятие худож. мира в его целостности, а опознания его компонентов и их соотнесен. с первоисточником. Чем шире эрудиция читателя, тем адекватнее его восприятие ПМ творений. Расшатывание основных понятий западной философии – возможности преобразования традиционной философии в постфилософию. Разложение на составные части и использовать в нов. сочет.. Велика роль игры. Важно сотворение нового языка в искусстве. Вычитывание смыслов. Требуется высокая эрудиц. Т.к. ПМ развивался в усл. тоталитарного об-ва, в нем сильны полит. мотивы. Прозаики В Ерофеев, А.Битов, Соколов, драматурги Коркия, Петрушевская, поэты Пригов, Кибиров Массовая литература и критерии ее оценки. Массовая лит-ра, как постмодернизм,- наи>> очевидные крайности соврем. лит процесса. То и другое направление характеризуется направленностью на «своего» читателя. Удовлетворить потребн. обывателя в отвлекающем чтиве. Так же, как и постмодерн, появилось как противостояние соцреалистической литературе, в которой считалось низким все, что носило оттенок сугубо частных интересов. Массовой принято называть ту часть лит-ры, которая рассчитана на удовлетворение потребностей «массового сознания» - широкий круг читателей, нетребовательных к изыскам формы, но заинтересованных в возможности расслабиться, отвлечься от жизн. пробл. Нужна увлекательная книга с благополучным концом. В составе МЛ: фантастика, детективы, любовные и иронические романы. Секрет МЛ прежде всего в герое. Им считается человек, сумевший добиться успеха, несмотря на все жизненные трудности. Это супермен, отличный воин и т.д. Все герои активны в достижении целей и удачливы. Герой – не рефлексирующий, сумевший добиться успеха. Триллеры. Бушков, Семенова, Токарева. Предельная упрощенность характеров – типизация. Особенности целевого назначения МЛ предполагают отказ от ряда требований, естественных при оценке худ. т-та. В книгах проблемы в «облегченном» виде, поступки героев предсказуемы, финал – счастливый. Рассчитана на мгновенное потребление. Сюжет может длиться бесконечно. Узнаваемые герои (судьба, характер типизированы). Сюжет на уровне анекдота. Построение текста предсказуемо. Массовая литература – об образе жизни. В то же время и в произведениях МЛ не м. б. снят вопрос о необходимости стилистической ясности и грамотности авторской речи, легкости, точности деталей. Нежелательны нагромождения сюжетных линий, иногда становящихся самоцелью. МЛ активно атакует современного читателя. Растущая конкуренция на кн. рынке м. заставить издателя проявлять > требовательности к выпускаемой продукции. Но произойдет это не раньше, чем сам читатель станет >> взыскательным.
|