Глава I. Политическое пространство как предпосылка политики
Понятие политического пространства было возвращено в отечественную общественную науку в 80-90-х годах XX века, когда социалистическая идея в том воплощении, которое она приобрела в тоталитарных обществах сталинского типа, рухнула, а в либерально-демократическом обрамлении - впала в глубокий кризис. И в политической жизни российского общества, как и некоторых других, образовался ужасающий духовный и нравственный вакуум, появилась политическая и идеологическая пустота. Возник вопрос судьбоносного значения: а какая же теперь, взамен социализма, основная идея должна воодушевлять народ? Что строить и строить ли вообще, а может быть и не строить вовсе, а восстанавливать? Все общество пребывает в тревоге: не ошибиться бы вновь. Идет поиск - мучительный, тревожный. Думаю, что это не столь уж часто встречающееся в русской истории напряженное состояние и характеризует сейчас политическую жизнь общества. Редкие, но самые значимые вехи знаменуют и наиболее тяжкие, переломные, поисковые периоды, когда возникал и заполнялся политико-идеологический вакуум, российскому обществу придавались новые импульсы и история его продолжала течь в новых берегах, точнее, в новом пространственно-временном русле. Ныне этот вакуум уже 15 лет пытаются наполнить самым разным содержанием различные политические силы - идет борьба за Идею. Одни пытаются заполнить его национал-патриотической идеей с диапазоном от идеализации российского быта, культуры, нравов, религии, монархической государственности до погромных призывов к избиению "инородцев", "пришлых людей", разрыва с европейскими, демократическими традициями, выбора своего особенного, русского, пути. Другие пытаются заполнить вакуум идеей обновленного гуманистического, демократического социализма, хотя история уже поставила трагический вопрос - а совместимы ли вообще такие трогательно-прекрасные прилагательные с существительным "социализм"? Третьи опять зовут общество к глобальному экономическому самосознанию и совершенствованию, пытаются завлечь его идеалами социальной рыночной экономики, выведением новой популяции собственников, предпринимателей, надеждой дать наконец-то российскому человеку на основе его экономической самостоятельности статус политически независимого, самостоятельного российского гражданина. В этой самостоятельности видят сторонники третьего подхода воплощение идеалов демократии и свободы. Свенцицкая Н.П. Роль средств массовой информации в урегулировании межнациональных конфликтов на Северном Кавказе (социологический анализ). - Автореф. дисс.... к. с. н. - М.,2000. При сложившемся неравновесном, запутанном социальном положении, когда могут грянуть самые неожиданные социальные "бифуркации", связанные с общественными потрясениями и противостояниями, важно присмотреться к тем идеям и ценностям, которые долгое время были удалены из официальной политологии с помощью идеологической и репрессивной социальной хирургии, объявлялись по крайней мере ненаучными, а то и вообще запредельно вредными. Нельзя ли что-нибудь из этих идей и ценностей использовать для заполнения вакуума или хотя бы, переосмыслив их, учесть при формировании новых идеалов и политических курсов? Думаю, что такая постановка вопроса вполне корректна. К подобным, ранее отвергавшимся идеям и ценностям можно отнести и концепцию существования политического пространства и политического времени как важных составляющих политической жизни общества.
|