Глава III. Политическое пространство как среда реализации политический решений
Третья сфера политического пространства ("пространство-среда") в общем хорошо известна, она была не раз предметом исследований. Ведь по существу это вопрос о политической системе, ее элементах, связях между этими элементами, характером этих связей и т.п. Государство, партии, политические движения, иные общественные организации и объединения, церковь, средства массовой информации, трудовые коллективы, политические нормы и нравы, властные или договорные связи, конфронтации, конфликты, сотрудничество, автономность, подчиненность выступают разными аспектами политической системы, им посвящены многочисленные политологические исследования. Разумеется, это самостоятельная тема. Здесь следует назвать лишь один актуальный ее аспект, который действительно характеризует по самому крупному историческому счету среду политических процессов. Сейчас многие политологи, определяя эту среду, ведут главным образом спор о терминах: капитализм, посткоммунизм, общество знаний и т.п. Разумеется, в терминах, а точнее, в абстрактных понятиях закрепляется и знание, и познание общественных структур коллективным разумом человечества. Понятно, что верные абстракции расставлены на мучительном пути человеческого познания как вехи духовного прозрения. И политологические абстракции не менее ценны, чем формулы Ньютона, Эйнштейна, Пригожина и других представителей точных наук. Пришла пора признать: человечество за всю свою историю создало лишь несколько политико-социальных сред своего политического бытия, а многочисленные термины, используемые в данной научной области, - лишь определители некоторых особенностей, частностей этого бытия. С тех пор как человечество на финальных стадиях неолитической революции (IV-Ш тысячелетия до н.э.) перешло в большинстве регионов земного шара от присваивающей экономики (охота, собирательство, рыбная ловля) к производящей экономике (одомашнивание животных, выведение культурных растений, керамическое производство, металлургия и металлообработка), возникли проклятые вопросы человеческого бытия: как обменивать результаты труда и куда девать отходы от этого все усложняющегося технологического производства? Пожалуй, до середины XX в. вопрос обмена был основным. Но ныне, перед угрозой гибели человечества, на первый план встал экологический вопрос. В производящей экономике возникло несколько основных типов политико-социальной среды. Один - это то состояние общества, при котором результаты труда сознательно распределяются особым слоем государственно организованных людей - распределителями (в широком смысле слова). Они ведут учет и распределение результатов труда, контроль за этим распределением. Сами берут или общество устанавливает определенное возмещение их труда (так называемая редистрибуция). Распорядитель выступает от имени государства, и собственность в такой среде, как правило, государственная, общественная. Благосостояние распорядителя в подобном обществе зависит от его места в системе распределения, от его положения в разных организационных структурах власти ("теплое местечко", "доходное место" - образные, чисто российские обозначения положения распорядителя. У других народов это обозначается по-другому, но суть та же). Важно, что конкретное место конкретного человека в такой среде зависит от династических, клановых, национальных, родственных связей Муслимов С.Ш. Диалог мировоззрений - путь к межконфессиональной толерантности// Толерантность как социокультурный феномен. - Махачкала, 2002.С. 16-23. Разумеется, такое состояние политического пространства-среды вызывает недовольство, а подчас и протесты тех, кто обделен распределением и положением в этой системе, считается несправедливым. Это состояние таит гроздья социальных потрясений и конфликтов, которые губят в конце концов общества распределительного типа. Ибо в них заложен еще один социальный порок.
|