Основание черепа
В отличие от свода черепа кости основания черепа изначально формируются в виде хряща и позднее трансформируются в кости посредством внутрихрящевого окостенения. Это присуще структурам средней линии. При боковом сдвиге рост на швах и реконструкция поверхности становятся более важными, но черепное основание в основном является структурой линии. Однако ситуация здесь более сложная, чем в длинной кости с ее эпифизарными пластинами. Как отмечалось ранее, центры окостенения появляются на ранней стадии эмбрионального развития в хрящевом черепе, определяя будущее расположение затылочной, клиновидной и решетчатой костей основания черепа. В процессе окостенения между центрами окостенения сохраняются хрящевые соединения, называемые синхондрозами (рис. 2-24).
Рис. 2-24. Схематичное изображение синхондрозов черепной основы с указанием месторасположения важных участков роста.
Этими важными участками роста являются синхондрозы между клиновидной и затылочной костями, или клиновидно-затылочный синхондроз; межклиновый синхондроз, между двумя частями клиновидной кости; а также клиновидно-решетчатый синхондроз между клиновидной и решетчатой костями. Гистологически синхондроз выглядит, как двусторонняя эпифизарная пластина (рис. 2-25).
Рис. 2-25. Схематичное изображение процесса роста в межклиновом синхондрозе. Хрящевая связь, состоящая из незрелых пролиферирующих клеток, расположена в центре синхондроза, а связи зрелых хрящевых клеток распространяются в обоих направлениях от центра, и внутрихрящевое окостенение происходит по обоим краям. Рост синхондроза удлиняет данную область основания черепа. Даже внутри основания черепа важную роль играет костная реконструкция на поверхностях (к примеру, это может служить механизмом увеличения клиновидных пазух).
Область между двумя костями состоит из растущего хряща. Синхондроз имеет участок клеточной гиперплазии в центре с соединениями созревающих хрящевых клеток, распространяющимися в обоих направлениях, который в дальнейшем заменяется костью. Суставы между костями черепного основания неподвижны, в отличие от суставов конечностей, которые крайне подвижны. Основание черепа выглядит, таким образом, как одна длинная кость, но с многочисленными эпифизарными синхондрозами в виде пластин. Неподвижные суставы также располагаются между большинством других черепных и лицевых костей, исключением является нижняя челюсть. Швы по линии надкостницы в других местах, не содержащие хрящевой ткани, не являются хрящевыми синхондрозами. Верхняя челюсть (носоверхнечелюстной комплекс) После рождения развитие верхней челюсти происходит лишь за счет интрамембранного окостенения. Поскольку отсутствует замена хрящей, развитие идет двумя путями: 1) путем аппозиции кости на швах, соединяющих верхнюю челюсть с черепом и черепным основанием; 2) путем поверхностной реконструкции. В отличие от черепного свода поверхностные изменения верхней челюсти имеют такое же большое значение, как изменения на швах.
Рис. 2-26. В ходе того как растущие мягкие ткани перемещают верхнюю челюсть вперед и книзу, открывая промежутки на ее верхних и задних шовных соединениях, с обеих сторон шва происходит добавление новой кости. (Цит. по: Enlow DH, Hans MG: Essentials of facial growth, Philadelphia, 1996, W.B.Saunders.)
Лицевая модель роста предполагает рост «из-под черепа», что означает, что верхняя челюсть должна в ходе развития пройти значительное расстояние вперед и книзу относительно черепа и черепного основания. Как показано на рисунке 2-26, швы, присоединяющие верхнюю челюсть сзади и сверху, имеют идеальное расположение для перемещения вперед и книзу. В ходе перемещения в этих направлениях промежутки, которые могли бы открываться на швах в иных условиях, в этих местах заполняются в ходе разрастания кости. Швы сохраняют ту же ширину, а отростки верхней челюсти удлиняются. Костная аппозиция происходит с обеих сторон шва, и кости, к которым присоединена верхняя челюсть, также увеличиваются в размерах. Частью задней границы верхней челюсти является свободная поверхность бугристого участка. На этой поверхности увеличивается объем кости, создавая дополнительное пространство для успешного прорезывания сначала молочных, а затем постоянных, зубов. Интересно отметить, что в ходе роста верхней челюсти вперед и книзу происходит реконструкция ее передней поверхности, а кость удаляется с самой передней части поверхности.
Рис. 2-27. Когда верхняя челюсть продвигается вниз и вперед, ее передняя поверхность имеет тенденцию к резорбции. Резорбция поверхности отмечена розовым цветом. Исключением является лишь небольшой участок вокруг передней носовой кости. (Цит. по: Enlow DH, Hans MG: Essentials of facial growth, Philadelphia, 1996, W.B.Saunders.)
Как показано на рисунке 2-27, почти вся передняя поверхность верхней челюсти является областью резорбции, а не аппозиции. Логически может показаться правильным, что если передняя поверхность кости перемещается вниз и вперед, то это должна быть область добавления кости, а не ее удаления. Однако правильной концепцией является удаление кости с передней поверхности, хотя передняя поверхность и развивается вперед. Для понимания этого, казалось бы, парадокса необходимо учитывать, что здесь одновременно идут два различных процесса. Общие изменения в ходе роста являются результатом как перемещения верхней челюсти вперед и книзу, так и одновременной реконструкции поверхности. Перемещаясь в пространстве, весь носоверхнечелюстной комплекс продвигается вперед и книзу относительно черепа.
Рис. 2-28. Реконструкция поверхности кости в обратном направлении, в котором кость перемещается в результате роста смежных структур, создает ситуацию, изображенную на карикатуре, где стена достраивается с обратной стороны, в то время как платформа перемещается вперед. (Цит. по: Enlow DH, Hans MG: Essentials of facial growth, Philadelphia, 1996, W.B.Saunders.)
Рис. 2-29. За счет реконструкции небного свода (который одновременно является основанием носа) происходит его перемещение в том же направлении; кость удалятся с основания носа и добавляется на небе. Однако на передней поверхности кость удаляется, частично уравновешивая перенос вперед. При движении свода книзу тот же самый процесс после реконструкции способствует его расширению. (Цит. по: Enlow DH, Hans MB: Essentials of facial growth, Philadelphia, 1996, W.B.Saunders.)
Enlow8, чьи тщательные анатомические исследования лицевого скелета являются основой наших сегодняшних представлений, отобразил это в виде карикатуры (рис. 2-28). Верхняя челюсть изображается в виде платформы на колесах, перемещаемой вперед, и в то же время ее поверхность, изображенная на карикатуре в виде стены, убирается спереди и достраивается сзади, перемещаясь, таким образом, в направлении, противоположном общему развитию. Совсем не обязательно, что реконструкционные изменения идут противоположно направлению переноса. В зависимости от специфики расположения перенос и реконструкция могут уравновешивать или дополнять друг друга. Дополняющий эффект наблюдается, например, на небе. Эта область перемещается вперед и книзу вместе с остальной верхней челюстью, но в то же время кость удаляется со стороны носа и добавляется со стороны рта, обеспечивая, таким образом, дополнительное перемещение неба вперед и книзу (рис. 2-29). Однако в непосредственной близости находится передняя часть альвеол, где наблюдается процесс резорбции; таким образом, удаление кости с этой поверхности уравновешивает рост вперед, который осуществляется за счет переноса всей верхней челюсти.
Рис. 2-30. A — рост нижней челюсти с точки зрения стабильного основания черепа: подбородок перемещается вперед книзу. В — рост нижней челюсти на основе исследования прижизненного окрашивания, которое выявило минимальные изменения тела и подбородочной области при наличии исключительного роста и реконструкции ответвлений с эффектом перемещения кзади. Правильной является концепция нижнечелюстного роста, при котором нижняя челюсть переносится вперед и книзу и растет вверх и назад, в противоположность данному переносу, сохраняя контакт с черепом.
|