Студопедия — Этапы развития древнегреческой культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этапы развития древнегреческой культуры






Ранний этап истории Древней Греции носит название крито-микенский или эгейский. В конце III-II тысячелетия до н. э. первые государства возникают в бассейне Эгейского моря - на острове Крит и полуострове Пелопоннес (город Микены). Это были государства монархического типа с разветвленным бюрократическим аппаратом, сильными общинами. Они были подобны древневосточных деспотии.

Микены были открыты Генрихом Шлиманом после его сенсационных раскопок в Малой Азии, где он нашел легендарную Трою. Толчком к началу исследований английского археолога Артура Эванса на Крите послужили сюжеты многих греческих мифов - о великом мастере Дедале, построившем для Критского царя дворец-лабиринт, о герое Тесее, победившем жителя лабиринта Минотавра и нашедшего обратный путь с помощью «нити Ариадны».

В конце III - начале II тысячелетия до н. э. мощным было Критское царство, занимавшее исключительно выгодное географическое положение и обладавшее сильным флотом. Критские мастера искусно обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготовляли красивую керамическую посуду, украшая ее цветными изображениями растений, животных, людей. Особенно известны парадные сосуды Ориентализирующего стиля. Поражает царский дворец в Кноссе. Он представляет собой многоэтажное сооружение, большинство помещений которой соединены сложной системой переходов, коридоров, лестниц и никогда не имели внешних окон, освещались через специальные световые шахты. Во дворце действовала система вентиляции и водоснабжения. Стены украшены прекрасными фресками. Одна из самых знаменитых - «Парижанка» - так Артур Эванс назвал изображение молодой нарядной женщины с темными вьющимися волосами. Сейчас эта фреска является одним из самых ценных экспонатов коллекции археологического музея в городе Ираклион.

Дворец был центром не только политической, но и религиозной жизни. Существует гипотеза, что строение дворца как-то связана с представлениями о потустороннем мире. Многие артефакты указывают на то, что в религиозных представлениях центральным был культ быка. Крышу дворца украшали монументальные стилизованные изображения рогов, в виде головы быка; изготавливали ритуальные сосуды, на одной из фресок изображена игра акробатов с быком - таврокатапсия. Кносс был разрушен и Крит утратил свое господствующее положение в середине II тысячелетия до н. э. вследствие неустановленной катастрофы – то ли разрушительного землетрясения (сопровождавшегося извержениями вулкана), то ли внешнего нападения, то ли внутренних усобиц.

После этого центром раннегреческой цивилизации стал город Микены, населенный греками-ахейцами. Его окружали мощные оборонительные стены, сложенные из огромных, грубо обтесанных каменных блоков. Главные ворота - Львинные - украшала треугольная стелла с рельефным изображением двух львиц. Генрих Шлиман нашел также «золотую усыпальницу» микенских царей - расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами. В конце II тысячелетия до н. э. Микены возглавили войну греков против города Троя в Малой Азии. Примерно в XII веке до н. э. греки-ахейцы были вытеснены племенами греков-дорийцев, переселившихся с севера Балканского полуострова. Эти племена стояли на более низком уровне развития. Вторжение племен дорийцев привело к упадку древнегреческих полисов и политической жизни, потери раннегреческой письменности (критское письмо).

История Древней Греции после дорийского вторжения как бы начинается заново. Опять происходит разложение первобытнообщинных отношений и формирования государственности. Этот период длился примерно с XI по IX века и назван гомеровским периодом, поскольку он известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемых авторству Гомера.

Следующий большой период - полисный период (VIII - IV века до н. э.), Государства формируются теперь в виде полисов - мелких суверенных образований (чаще всего город и его окрестности), как правило, с республиканским строем. Кроме того, разворачивается греческая колонизация в Средиземноморье и Северном Причерноморье, где греки основывают многочисленные города-колонии. Надо учитывать, что название «Древняя Греция» (или Эллада, как ее называли сами греки) означает не единое государство, а мир независимых полисов, объединенных общностью языка, религией, культурными традициями, политическими и торговыми связями. Выражением такой общности служили, например, Олимпийские игры. В начале полисного периода выделяют архаичный этап, когда происходит постепенное вызревание, составление основных форм древнегреческой культуры, и классический - время наивысшего расцвета древнегреческой культуры - V-IV века до н. э. Влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнах были Афины. Своей максимальной мощи и культурного расцвета они достигли, когда во главе государства стал выдающийся политический деятель, демократ Перикл, который 15 раз избирался стратегом.

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья - этап эллинизма - начинается с походов Александра Македонского (IV век до н. э.) И заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Македония, завоевавшая Грецию, полностью восприняла ее культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах. В свою очередь, покоренные народы были носителями собственной древней культуры и сами влияли на античную культуру.

Битва при Херонии и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Монархия Александра распалась сразу после его смерти в 323г. до н. э. Длинная борьба диадохов и их преемников - эпигонов - привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств (самыми крупными из них были монархии Селевкидов, Птолемеев и собственно Македония). Для Греции эллинистического периода характерно преобладание государств и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, некоторый период - Спарта), продолжавших оспаривать господство в Греции.

В большинстве государств у власти находились олигархия или цари. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. После вторичной поражения в Хремонидовой войне (267-261 годы до н. э., названой в честь афинского полководца Хремонида) Афины были разгромлены, став полностью зависимыми от Македонской монархии. Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом. Против нее боролись два новых мощных союза - Ахейский (восстановленый около 280 до н. э.) И Этолийский (создан около 320 до н. э.).

Ахейский союз охватывал большую часть Пелопоннеса (кроме Спарты, которая вошла в союз после 192 до н. э.) и крупнейшие города (Сикион, Коринф, Мегары). В Этолийский союз, кроме Этолии, входили районы Средней Греции (кроме Афин), южная Фессалия и некоторые другие города. Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Греции приводила к массовому разрушению городов, продажи греков в рабство, заселению центров новыми колонистами. Опустошали греческие города и пираты, которых использовали этоляне, продавая им в рабство жителей захваченных городов (из одной только Лаконики было продано 50 000 человек). Результатом борьбы были медленная агония городов, разорение средних слоев, рост бедноты, волнения, которой становились обычным явлением (в Коринфе, Аргосе, Милете).

После поражения, нанесенного римлянами Македонии в битве при Киноскефалах в 197г. до н.э., римляне постоянно вмешивались во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии. Летом 196 г. до н. э. римский полководец Фламинин провозгласил на Истмийских играх «свободу» греков, вера в которую на короткий срок сделала Рим популярным в Греции. С этого времени Греция постоянно находилась под римским влиянием. Македония потеряла политическое значение, а в 148 году до н. э., после подавления восстания Андриск, была превращена вместе с Иллирией и Эпиром в римскую провинцию. Этолийский союз римляне распустили. В 146 был разгромлен и Ахейский союз. Таким образом фактически вся Греция оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи в 27 до н. э. Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом) и мало чем отличалась от других восточных провинций Римской империи. С IV века нашей эры Греция составила ядро Восточной Римской империи - Византии.

 

3. Возникновение театра.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Участники процессий надевали козьи шкуры, пели и танцевали (слово «трагедия» в переводе с греческого - «гимн козлов»). Историческое происхождение театра указывает обязательное участие в трагедиях хора, с которым сначала вступал в диалоги единственный актер, позже количество актеров увеличилось до трех. Соединившись с литературной традицией, театр в классическую эпоху с религиозных, народных представлений превратился в самостоятельный вид искусства. Театрализованные представления стали неотъемлемой частью государственных праздников - Дионисий и Леней. Для них строили грандиозные каменные театры, рассчитанные на тысячи зрителей (театр Диониса в Афинах, лучше других сохранился амфитеатр в Эпидавре).

Городские власти находили хорега (человека, который обеспечивал финансирование), отбирали постановки и по своему усмотрению определяли порядок показа комедий и трагедий. Бедные люди получали деньги на входной билет. Актерами были только мужчины, они играли в особых масках. Маски отражали характер и настроение изображаемого персонажа. Постановщиком был сам поэт. После окончания спектаклей, продолжавшихся несколько дней с утра до вечера, специальные судьи определяли лучших и вручали призы в виде денежной премии драматургу и хорегу, лавровые ветви и памятник в честь хорега.

Наиболее прославленными драматургами были трагики Эсхил, Софокл и Еврипид. Эсхил написал 90 пьес, 13 раз он побеждал в драматических состязаниях. Его историческая пьеса «персов» прославляет победу греков в войне с захватчиками. Кстати, сам Эсхил принимал участие в крупнейших сражениях. Большинство древнегреческих пьес используют мифологические сюжеты, авторы свободно интерпретировали, выражая свои взгляды. Эсхил в «Прометее прикованном» восхищается мужеством и свободолюбием титана. У Софокла появляется психологическая мотивировка поступков героев. Например, в «Антигоне» главная героиня жертвует собой, но выполняет нравственный долг: вопреки запрету царя прячет погибшего брата. Именно в этой трагедии звучит хор со знаменитым рефреном: «Много в мире сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». Большинство драматических произведений потеряны. Полностью сохранилось лишь семь пьес Эсхила, семь - Софокла (написано 123, из них 24 - победили на соревнованиях), не более - 17 Еврипида. Еврипид, младший из трех великих драматургов, жил уже в эпоху кризиса, гражданских войн, внешней опасности, нароставшей со стороны Македонии. Все это и отразилось в его творчестве («Медея», «Ипполит»), Аристотель называл Еврипида «трагическим среди поэтов». Мастером комедии заслуженно считался Аристофан («Облака», «Осы», «Лягушки»). Драматические произведения древних греков до сих пор остаются в репертуаре многих театров, они неоднократно экранизировались. Важное место в жизни эллинов занимала музыка. Существовали специальные коллегии (объединения) певцов, музыкантов, танцоров. Музыка была единогласной, хор пел в унисон. Распространенными музыкальными инструментами были лира и флейта.







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 762. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия