Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культуру принято условно делить на материальную и духовную




 

 

 

Во-первых, они не существуют совершенно оторвано друг от друга, а составляют единую систему культуры как ее составные части.

Во-вторых, ценности материальной культуры всегда содержат в себе определенный элемент духовной культуры, благодаря их художественному оформлению (например, жилье, одежда, вещи домашнего обихода). В свою очередь, ценности духовной культуры базируются на материальной основе (кино, книги, телевидение).

Материальная культура - это совокупность средств производства и материальных благ, создаваемых человеческим трудом на каждом этапе общественного развития. Их распределение, потребление и использование - ни уровень решения экономических, бытовых и социальных проблем, от которых в определенной степени зависит уровень жизни человека и развития общества. Материальное производство как посредник между обществом и природой, включает специфические общественные виды культурной деятельности. К ней относится работа. Культура труда - это культура производственной деятельности и культура управления производством. Материальная производственная деятельность человека часто влияет на его деятельность в других сферах жизни, а результаты его чувственной, умственной деятельности материализуются, превращаются в вещи, технические средства, произведения искусства. В материальной культуре присутствуют духовные начала, поскольку она является воплощением идей, знаний и задач человека.

Духовная культура – духовность, связанная со словом "дух" - философским понятием, означающим нематериальный начало. Вопрос о соотношении духа и материи до сих пор не имеет четкого обоснованого толкования и определяет уровень интеллектуального, морально этического, эстетического развития человека, а также состояния души и качеств, которые формируются и развиваются у человека: совесть, сознание, чувства, интуиция. Духовная культура постепенно составляется из ценностного переосмысления всей совокупности полученных человеком знаний, общепринятых предпочтений и приоритетов, используя для этого все формы общественного сознания: философию, науку, мораль, право, искусство. Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность. К структурным элементам, духовной культуры относят:

· интеллектуальные(наука, образование);

· эстетические (искусство и литература);

· этические (мораль);

· социальные (язык, быт, обычаи, право, политика);

· религиозные.

Таким образом, материальная и духовная культуры выполняют определенные роли. Материальная, которая является фундаментом, базой жизни общества, играет основную роль. Духовная, пробуждающая в человеке личность, играет главную роль, то есть такую, которая преподносит самого человека и его роль в мире к наивысшим целями и задачами.

В структуре культуры можно выделить два уровня - личностный и общественный: на личностном уровне в структуру культуры входят знания, убеждения, мировоззрение, менталитет. На общественном уровне к таким формам относятся государство, церковь, школа. Культурологический смысл их и задачи заключаются в воспитании человека, налаживании общественных отношений. Культура существует в предметных и личных формах. Предметные формы культуры - это последствия деятельности людей, определенная система материальных и духовных ценностей: все те блага, орудия труда, предметы быта, средства производства, научные знания, философские и религиозные системы, традиции и обряды, нравственные принципы и нормы, юридические законы, произведения искусства, созданные для удовлетворения потребностей человека и улучшения уровня жизни. Личные (персональные) формы культуры – это люди, как субъект деятельности, носители и создатели определенных культурных ценностей. Именно от высокого духовного уровня культуры человеказависит идейное и моральное состояние общества, которое проявляетсяв в быте, идеологии, образовании, достижениях науки и искусства.

Развитие материальной и духовной культуры зависит от:

ü социально-экономических отношений,

ü политических событий,

ü истортческих предпосылок,

ü социального положения человека, общества,

ü интеллектуального уровня личности, сформированного мировоззрения и системы ценностей и т

Типы культуры

Определение и исследование типов культур наталкивается на немалые трудности. Тип - это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Однако каждая культура уникальна, и отнести её к какому-то типу удаётся лишь с какими-то упрощениями и оговорками.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков ее уровень и кто является ее потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.

Народная культура (англ. «фольклор» – народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества (мифы, легенды, сказания, сказки, песни, танцы). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К ее истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.

Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Ее ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Н.А. Бердяев с тревогой писал о вступлении в культуру огромных человеческих масс: «Гуманистическая культура хрупка, и она не может противостоять большим массовым процессам, которые её опрокидывают»[1]. Наибольший ее размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется, подвержена моде и реагирует на любое новое событие. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

Историческая типологизация культуры связана с их пространственными и временными параметрами. Соответственно в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются:

1. Первобытная культура.

2. Античная культура.

3. Средневековая культура.

4. Культура эпохи Возрождения.

5. Культура Нового времени.

6. Современная культура.

Основные функции культуры

1. Познавательная функция культуры заключается в том, что культура раскрывает перед человеком достижения человечествав историческом познании мира. При этом подается целостная картина мира, объединяются результаты его научного, ценностного и художественного отображения. Через культуру, которая объдиняет в органичное единство естественные, технические и гуманитарные знания, человек познает мир и самого себя. Каждый этап познания, в процессе которого человек овладевает разнообразными формами знаний об окружающей действительности, является ступенькой к храму культуры. Так через сказки человек развивает способность воспринимать и переживать воображаемое, как действительное, учится различать на конкретно-образном уровне добро и зло, правду и ложь. Исторические знания формируют понимание исторического процесса, воспитывают осознание причастности к своему народу, нации, человечеству. Философия закладывает логический и методологический фундамент осмысления индивидом законов бытия и смысла своей жизни. Огромным культурологическим потенциалом наделены также естественные и технические науки, поскольку они вооружают человека знаниями о природе и достижениями цивилизации. Однако прогресс этих наук может создавать и угрозу технократизации человеческого мышления, дегуманизации содержания познавательной деятельности.

С познавательной функцией культуры тесно связана ее информативная функция. Она настолько важна, что некоторые ученые считают ее основной, а иногда даже сводят культуру к информации. Информационная функция культуры позволяет людям обмениваться знаниями, навыками, умениями, своим сущностным силами, не равными между поколениями и внутри одного поколения . Известный английский драматург Бернард Шоу заметил: "Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обменяемся ими, то у каждого остается по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу становится богаче, а именно - обладателем двух идей ".

Информационная функция культуры может проявляться через общение людей, в их практическом взаимодействии - трудовой деятельности. Общение по своему характеру является непосредственным и опосредованным. Непосредственное общение - это прямое усвоение достижений культуры. Оно дополняется косвенным, опосредованным - когда реализуется через усвоение культурного наследия. Например, приобщаясь к поэзии Т. Шевченко, романам П. Мирного, слушая музыку известных композиторов И. С, Баха, В. А. Моцарта, Н. В. Лысенко, воспринимаем их мысли и чувства, будто общаемся с ними. В наши дни, с появлением и бурным развитием средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть) возрастает роль опосредованного общения.

2. Мировоззренческая функция культуры проявляется в том, что она синтезирует в целостную и завершенную форму всю совокупность факторов духовного мира личности - познавательных, эмоционально-чувственных, оценочных, волевых. Мировоззрение обеспечивает органическую целостность элементов сознания через восприятие и понимание мира в социокультурном измерении. Следует отметить, что мировоззренческое мышление и представление в историческом плане черпают свое содержание в мифологии, затем в религии, и, наконец, в научном познании, то есть в тех формах общественного сознания, которые составляют содержание культуры.

Итак, культура и мировоззрение находятся в диалектическом единстве. Основным направлением культурного влияния на человека является формирование мировоззрения, через которое он включается в сферу социокультурной регуляции.

3. Суть коммуникативной функции культуры сводится к передаче исторического опыта поколений через механизм культурного наследования и формированию на этой основе различных способов и типов общения между людьми. Эту функцию культура выполняет с помощью сложной знаковой (символической) системы, которая сохраняет опыт поколений в словах, понятиях, формулах науки, обрядах религии, средствах производства, предметах потребления. При этом одни символические формы имеют ярко выраженный общечеловеческий смысл, другие - национальный, региональный, религиозный. В зависимости от коикретно-исторического плана, характера общественной среды, влияние символического выражения культуры проявляется в отношениях между людьми по-разному. Одни способствуют установлению дружеских контактов между людьми, народами, другие становятся причиной вражды. Таким образом, симолическое содержание культуры, обеспечивая живую связь поколений, закладывает крепкий фундамент для становления духовности человека, расширения его контактов с окружающей средой.

4. Оценочно-нормативная функция культуры реализуется через систему ценностей и норм, которые служат регуляторами общественных отношений, культурно-духовными ориентирами на определенном этапе развития общества. Нормы в форме морали, права, обычаев, традиций, обрядов, ритуалов служат средствами приспособления ценностей к требованиям жизни в определенном историческом измерении.

Если для эпохи Ренессанса ценностью была универсализация человека, то для индустриальной эпохи - его узкая специализация. Однако есть ценности, не ограничены историческими рамками, наделенные статусом вечности. К ним можно отнести заповеди Моисея, Нагорную проповедь Христа.

Нормы культуры в их внешнем выражении проявляются через символику, определенную знаковую систему. Характерным примером такой символики выступают правила этикета, традиции и обычаи, вошедшие и закрепившиеся в национальной бытовой культуре. Это определенные правила и нормы, касающиеся культуры производства, быта, обслуживания, торговли, являются основой и нормами культуры и поведения людей. В сфере быта, труда и межличностных отношений культура оказывает существенное влияние на поведение людей, регулирует их поступки, обусловливает выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Регуляторами общественных отношений есть такие нормативные системы, как мораль и право. В качестве регуляторов культуры поведения человека, как в широком, так и в узком смысле, выступают не только нормы, но и обоазцы поведения. Образец - это лучшее, высшее, что достигнуто лучшими людьми общества, близкое к идеалу. В процессе исторического развития человечества определенные образцы постепенно превращаются в общую норму поведения, впоследствии им на смену приходят новые, более совершенные. В этом и проявляется регулятивная роль образца.

5. Интегративная функция культуры выражается в способности объединять людей независимо от их мировоззренческой и идеологической ориентации, национальной принадлежности в определенные социальные сообщества, а народы - в мировую цивилизацию. Следует, однако, заметить, что в культурном развития имеет место тенденция не только к привлечению, но и к отталкиванию, что проявляется как на уровне культурных типов, так и отдельных культурных направлений. История свидетельствует, что сближение культур, как правило, проходило на основе генетического или функционального родства. Например, культурная близость и сходство народов Прибалтики и Скандинавии, Азербайджана и Турции.

Особенно велика потребность в интеграционной функции культуры ощущается в современных условиях, когда в одних регионах растет социальная напряженность, а в других - происходит бурный процесс интеграции (Западная Европа). Сегодня культурный процесс направлен, с одной стороны, на интеграцию народов, социальных и культурных систем, с другой - на получение социального суверенитета и сохранения культурной самобытности.

Информационно-семиотические понимание культуры

Семиотика - общая теория знаковых систем. Важную роль играет информационная функция культуры, которая дает человечеству и обществу соответствующую информацию. Культура является средством выработки информации. С помощью символов (язык, знаковые системы, ноты), памяти передаётся культурное достояние. Основная задача культурологии – это построить общую теорию культуры. Разработка этих теоретических взглядов концепций происходит по двум основным направлениям:

адапциопизм – рассматривает культуру как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой;

идеационизм – объясняет культуру как отрасль идеального, которая содержит результаты духовного творчества человека. Основой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры.

Самыми активными сферами духовной культуры выступают наука и искусство; именно здесь создаются символы, идеи, ценности, в контексте которых люди воспринимают и понимают действительность. В современном обществе эти два направления заметно сблизились, например, трудовая деятельность развивается на основе научных и технических достижений: печать книг, видео-, аудиопродукция, компьютерная графика, спецэффекты. В процессе деятельности человека сформировалась культура вследствие наивысших достижений, произведенных в процессе человеческой деятельности.

Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называются артефактами (лат. аrte – искусственный, factus - выполненный) - это изготовленные человеком вещи, рожденные им мысли, изобретенные человеком средства и способы действия, деятельности.

Мир артефактов наделен определенным "смыслом", "значением", то есть, все, что создает человек в "смыслах" опредмечивает мир представлений. Эта объективная определенность возникает у них, потому что человек опредмечивает мир представлений, цели, желания, художественный вкус, идеалы и тому подобное. Человек очеловечивает продукты своей деятельности, что является следствием духовно-творческой деятельности.

Наиболее очевидная способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в языке (бредовая идея, нет смысла, бесполезно потраченное время, бесцельная деятельность). Смыслосодержащую сущность имеет также все, что составляет культурную среду существования человека, культурные достояния, достижения, наделенные смыслом: произведения искусства, правила этикета, правовые законы, законы морали, религиозные обряды, научные исследования, образование, спорт.

Культура - это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои действия и произведения.

Смыслы образуются тогда, когда человек в соответствии со своими потребностями, узнает, оценивает и регулирует окружающие его явления и процессы.

В соответствии с этим, основными видами смыслов являются:

· знания отдельных людей, народа, человечества;

· ценности материальные(жилище, одежда) и духовные блага;

· регулятивы правила или требования, в соответствии с которыми человечество строит свое поведение и деятельность.

Регулятив (регулятивный смысл) - это правила или требования, в соответствии с которыми человечество строит свое поведение и деятельность. Имеющиеся в культуре регулятивы определяют принятые нормы поведения и деятельности, т.е. указывают какими путями и средствами допустимо достижение цели. Все достижения культуры сохранены в знаках, символах, системах. Таким образом, с информационно-семиотической точки зрения, мир культуры предстает в трех основных аспектах: мир артефактов, мир смыслов, мир знаков. Совокупность знаков образует тексты, в которых содержится социальная информация.

5. Культура и цивилизация.

Понятия "культура" и "цивилизация" имеют органическую связь. Но подавляющее большинство социальных философов считает, что культуру и цивилизацию необходимо различать.

Первым разницу между этими понятиями увидел Кант. С его точки зрения, цивилизация начинается с установлением человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который не сделает неприятного другому человеку, он вежлив, тактичен, любезен, приветлив, уважает человека в другом человеке. Культуру же Кант связывал с моральным категорическим императивом, который имел практическую силу и был сориентирован в основном на ум самого человека, его совесть. Цивилизация отражает уровень развития культуры и общества в целом и одновременно - способ освоения культурных ценностей, и материальных, и духовных, которые определяют всю общественную жизнь, ее специфику. Такой подход позволяет увидеть отличие цивилизации от культуры.

Культура, по мнению О. Шпенглера, как живой и растущий организм дает простор для развития искусств, литературы, творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации же нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликих существ.

Если цивилизация основана на уме и поклонении технике и машине, то культура обращается к духовности и человеческому духу. Она выступает мощным интеграционным фактором. Человеческая жизнь вследствие несовместимости характера культуры и сути цивилизации кажется противоречивой. Общественный упадок народов всегда начинается с того, что люди все больше и чаще повторяют известные достижения культуры и все меньше создают новые культурные ценности. Более того, человек может потреблять различные копии культурных ценностей и таким образом быть цивилизованным, но оставаться при этом некультурным, рабом чужих идей, знаний, ценностей.







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 575. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.006 сек.) русская версия | украинская версия