Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рыцарская культура




Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли образ жизни, морально-этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская культура формируется в феодальной среде. Сам состав феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса образовывали крупнейшие землевладельцы - носители громких титулов. Эти родовитые и благородные рыцари стояли во главе своих дружин, часто настоящих армий. Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все достояние которых состояло из военной выучки и оружия. Многие из них путешествовали, примыкая к отрядам тех или иных предводителей, становясь наемниками, а нередко и просто промышлял разбоем. Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах «грубых мужиков». Часто запрещались ношение оружия и верховая езда «базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам». Бывали случаи, когда рыцари отказывались участвовать в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой. Согласно распространенным в рыцарской среде представлениям, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое дерево, имел фамильный герб и родовой девиз. Принадлежность к состоянию передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги. Строгость правил стала нарушаться с развитием городов - эту привилегию стали все чаще покупать.

В разных странах существовали подобные системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием – прежде всего мечом и копьем, а также борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Лишь после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари. Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме прочего, и приемам охоты. Оно считалось вторым после войны занятием, достойным рыцаря. В рыцарей вырабатывался особый тип психологии. Идеальный рыцарь обязан иметь множество достоинств. Он должен был быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось фигуре, одежды, украшениям. Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинают терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и многие рыцари были в постоянном поиске возможностей для этого. «Раз здесь война, я здесь останусь», - говорит рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы помериться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В XI-XIII вв. выработались правила рыцарских поединков. Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались друг на друга с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за меч, потом за булаву. Турнирная оружие было тупым, и рыцари старались лишь выбить соперника из седла. При проведении турнира после многочисленных индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное соревнование - имитацию битвы двух отрядов. Рыцарские поединки стали составной частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам».

Среди рыцарства была развита сословная солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарской поведения. Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на поединок рыцаря сарацин. Когда Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли обменять на него Ожье. Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил сына своего соперника в рыцарское достоинство.

Высшим проявлением рыцарской воинственности, агрессивного стремления феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман. В 1096 состоялся первый из них, а в 1270г. – последний. Во время их проведения возникают особые военно-религиозные организации – рыцарские ордена. В 1113г. был учрежден орден иоаннитов, или госпитальеров (их первой резиденцией был дом-госпиталь Святого Иоанна для паломников). В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, который подчинялся лично Папе римскому. Вступая в орден, рыцари давали обеты целомудрия и послушания. Они носили монашеские плащи (у госпитальеров - красный с белым крестом, у храмовников - белый с красным) поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль играл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отражение в рыцарской литературе. Ее вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, которая возникла на юге Франции (Лангедок). Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен соблюдать правила «куртуазии». «Куртуазия», кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особый ритуал ухаживания за дамой. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к даме чаще всего используется характерная сословная терминология: присяга, служение, дарение, сеньор, вассал.

По всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательны идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отражали быт и нравы своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной человеческой личности. Наиболее популярные сюжеты - о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Во многом благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

 

2. Развитие образования.

В эпоху Средневековья высокого уровня достигли образование и наука. Остановимся на образовании. Школьная и университетская наука держалась на одном из первых мест. Для обучения клириков использовались епископские и монастырские школы, в которых Боэцием и Ф.Клесидором (487-578) было введено разделение «семи свободных искусств» на 2 части: тривиум (три пути знаний: грамматика, риторика и діалектика) и кведриум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). в ХII-XIIІ вв. на базе таких школ возникли университеты. в 1200 во Франции основан Парижский университет. В Англии были такие известные школы, как Болонская юридическая и Солерийская медицинская. В XII в. появились и другие университеты: Оксфордский, Кембриджский в Англии, Соломонский в Японии, на медицинском факультете университета занимается не более 50 человек. Главным центром образованности стала академия в Ахене. Сюда были приглашены наиболее образованные люди той Европы.

Важнейшим из вдохновителей Каролингского Возрождения был А́лкуин (академическое прозвище Алкуина — Гораций Флакк, в честь римского Горация). Он призывал не пренебрегать "человеческими науками", обучать детей грамоте и философии, чтобы они моглидобраться до вершины науки (мудрости). С XIV в. география университетов расширяется. Развиваются коллегии (отсюда-колледж). Сначала так назывались общежития студентов, но постепенно коллегии становились центром знаний, лекций, диспутов. Основаная в 1257г. духовником французского короля Габеротом де Сорбон коллегия, названная Сорбонна, постепенно разрослось и так закрепила свой авторитет, что по ее имени стал называться весь Парижский университет. При церкви Св. Апостолов была создана высшая медицинская школа. С развитием школ и университетов расширился спрос на книги. В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Книги писали на пергаменте. Листья пергамента сшивались с помощью тонких прочных шнуров и располагались в переплет из досок, обтягивались кожей, иногда были украшены драгоценными камнями и металлами. Написанный переписчиками текст украшался нарисованными большими буквами – инициалами, заставками, а позже - прекрасными миниатюрами. С XII в. книга стала более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, над которыми работают не монахи, а ремесленники.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскрыть понятие «средние века».

2. Назовите основные периоды истории средних веков.

3. Охарактеризуйте рыцарскую культуру.

4. Какой была образование в эпоху Средневековья?

 

Лекция 6. Культура Возрождения.

 

План

1. Понятие Возрождения.

2. Особенности культуры эпохи Возрождения.

3. Рождение гуманизма.

 

Литература:

1. M. M. Закович. Культурология: украинская и зарубежная культура. Учебное пособие. Киев. Знание, 2007.

2. Краткий энциклопедический словарь по культуре. - К .: Украина, 2003.

3. Учебное пособие / Под ред. И.И. Тюрменко, А.Д. Горбулев - Киев: Центр учебной литературы, 2004.- 368 c.

4. Лосев И.В. История и теория мировой культуры: Европейский контекст. - К., 1995.

 

 

1. Понятие Возрождения.

Возрождение, или Ренессанс (от фр. Renaissance), - это переходная эпоха в истории культуры Западной и Центральной Европы от Средневековьяк Новому времени. Началось оно в Италии в XIV в., В других странах - в ХV ст. и продолжалось до конца следующего столетия.

 

2. Особенности культуры эпохи Возрождения.

Важную роль в культуре Возрождения сыграла историко-национальная традиция: уважение к народному языку и культурных достижений впервые широко включается в фонд ценностей светской культуры. Сам характер эпохи Возрождения как переходного периода обусловил то, что в его культуре переплелось старое и новое, традиционное и новаторское, дав своеобразный, качественно новый сплав духовных ценностей. В этот период были созданы шедевры литературы и искусства, которые имеют непреходящее значение.

В эпоху Ренессанса сделан целый ряд крупных научных открытий, связанных с развитием торговли, мореплавания, строительства, военной техники. Вследствие морских путешествий Христофора Колумба (1451-1506), Васко да Гамы (1469-1524), Фернана Магеллана (1480-1521) был открыт американский континент, доказано, что Земля имеет форму шара, установлены основные контуры морей, океанов и суши. Революционный переворот произошел в астрономии: польский астроном Никола Коперник (1473-1543) в работе "О вращении небесных сфер" (1543) обосновал гелиоцентрическую систему Вселенной, положив начало освобождению естествознания от теологии. Немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630) открыл законы движения планет, которые подтверждали и развивали систему Н. Коперника.

Были заложены основы теоретической химии, обогатились научными достижениями геология, ботаника, медицина. Испанский медик Мигель Сервет (1509-1553) исследовал малый круг кровообращения, предсказал существование невидимых кровеносных сосудов - капилляров. Были разработаны новые методы лечения болезней, которые выходили за пределы христианских догматов в объяснении биологической структуры человека, заложенны принципы материалистического подхода к сути живых организмов.

Материальная культура эпохи Возрождения была обогащена бурным развитием техники, в частности горного дела, металлургии, судостроения. Развивалось ткачество, гончарство, стекловыдувание. В производство стали внедрять гидравлические двигатели, токарные станки, горные машины и механизмы для подъема грузов, вентиляции рудников.

Значительными достижениями характеризуется художественная культура эпохи Возрождения. Именно в этот период в сокровищницу мировой литературы влились произведения таких художников слова, как Данте Алигиери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Мигеля де Сервантеса, Феликса Лопе де Вега, Уильяма Шекспира и других.

 

3. Рождение гуманизма.

Новая эпоха принесла новое мировоззрение. Идейное содержание культуры Возрождения, отразилось в научных, литературных, художественных, философских произведениях, составило гуманистическое мировоззрение. Гуманизм такой своеобразной культурной эпохи, как Возрождение, имел целый ряд особенностей.

Важную роль в формировании ренессансного гуманизма сыграла античная традиция, преклонение перед достижениями древних греков и римлян. Гуманисты не просто очень много делали для сохранения, изучения древних рукописей, памятников искусства, они считали себя прямыми наследниками античной культуры с ее совершенно иным, чем христианское, отношением к жизни.

Основным признаком культуры Возрождения, в противовес церковно-феодальной культуре, является ее светский характер. Люди Возрождения подвергали критике систему феодального мировоззрения, им были чужды его идеалы и догмы (идея «греховности» человека, его тела, страстей и стремлений). Систему новых взглядов определяют как антропоцентризм («антропос» по-гречески - человек). Человек, а не божество стоит в центре мировоззрения гуманистов. Идеал гуманистической культуры - всесторонне развитая человеческая личность, способная наслаждаться природой, любовью, искусством, достижениями человеческой мысли, общением с друзьями. Один из итальянских гуманистов того времени Пико делла Мирандолла вслед за античным автором восклицал: «Великое чудо есть человек!». В своем трактате «О достоинстве человека» он писал: «Бог создал человека, чтобы он познавал законы Вселенной, любила его красоту, удивлялся его величием ... Человек может расти, совершенствоваться свободно. В нем находятся начала разнообразной жизни».

Еще одной особенностью был индивидуализм. Не происхождение человека, а его ум и талант, предприимчивость должны обеспечить ему успех, богатство, могущество. Индивидуализм, который лежал в основе нового мировоззрения, был в прямой противоположности к феодальному корпоративному мировоззрению, согласно которому человек утверждал свое существование тем, что был членом какой-либо корпорации – общины в селе, цехе в городе и др. Идеализированным выражением раннего индивидуализма было утверждение гуманистами ценности отдельной человеческой личности и всего того, что с ней связано. Это имело безусловно прогрессивное значение.

Однако гуманисты склонялись прежде всего перед «сильными» личностями, их идеал имел в виду только избранных и не распространялся на народную массу. Это мировоззрение таило в себе склонность к утверждению личного успеха, самоутверждения любой ценой. Гуманисты ушли далеко вперед от философских и нравственных убеждений феодально-церковной культуры. Новое мировоззрение объективно содержало отрицание религии: в центр мироздания ставился человек, а не Бог, знания, а не вера. Однако нельзя упрощать взаимоотношения гуманистов и церкви. Они не были атеистами, их критика не касалась основ религии, отвергались лишь крайности (требование аскетизма, др.). Среди гуманистов было много духовных лиц (Николай Кузанский был епископом, священником стал Франческо Петрарка), часто церковные сановники, в том числе папы римские, становились меценатами. Многие произведения искусства вдохновлялись библейскими сюжетами. Нередко художники, архитекторы работали на заказ римского двора, увеличивая влияние католической церкви (Сикстинская капелла, собор святого Петра). Внутреннее раскрепощение, свободомыслие вполне сочеталось у гуманистов с верой в Бога, конфликта с католической церковью очень долго не возникало.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскрыть понятие «Возрождение».

2. Назовите особенности культуры эпохи Возрождения.

3. Как зародился гуманизм?

4. Назовите известных вам гуманистов.

 

 

Лекция 7. Культура Нового времени и Просвещения.

 

План

1. Понятие Реформации и Просвещения.

2. Стили художественной культуры: барокко и классицизм.

3. Классицизм в живописи, скульптуре, архитектуре.

 

Литература:

1. История культуры. - М., 1999.

2. M. M. Закович. Культурология: украинская и зарубежная культура. Учебное пособие. Киев. Знание, 2007.

3. Подольская Е. А., Ростовщик В.Д, Иванова К.А. Культурология: Учебное пособие. - К .: Центр учебной литературы, 2003. - 288с.

 

1. Понятие Реформации и Просвещения.

Реформация (от лат. Reformatio) - христианское церковно-религиозное, духовно-общественное и политическое движение обновления в странах Западной и Центральной Европы в 16 веке, направленное на возвращение к библейским первоисточникам Христианства в их сути, которое приняло форму религиозной борьбы против Католической церкви и папской власти.

Реформацию связывают с именами Мартина Лютера, Жана Кальвина и Ульриха Цвингли и, соответственно названое протестантским, лютеранським или евангелическим.

Предпосылками к Реформации был кризис папства в 14-15 вв. - Западная схизма. Движение с церковного постепенно перерастало в общественное из-за невоплощенных надежд на церковную реформу после решений Констанцского собора 1414-1418 (папа Мартин V) и, особенно, Базельско-Флорентийского собора 1431-1449 (папа Евгений IV), а также венского конкордата (условия) 1448 по Германии между римско-германским кайзером Фридрихом III и папой Николаем V.

Непосредственным началом Реформации считается распространение Лютером персональных писем-обращений, в которых доказывалось, что спасение и Божья милость достигаются благодаря Вере, а не исповеди в грехах. Общим общественным толчком стала публикация 25 октября 1517 в городе Виттенберге призыва к теологической дискуссии в виде 95 тезисов, в которых говорилось о грехе и наказании, и особенно критиковалась торговля индульгенциями.

Инициированное М.Лютером церковно-религиозное движение привело к разрыву единства западноевропейской церкви - появлению национальных церковных общин и возникновению новой теологии протестантизма.

Просвещение – широкое идейное течение, отражало антифеодальные, антиабсолютистские настроения образованной части населения во второй половине XVII -XVIII века. Представители этого течения (ученые, философы, писатели) считали целью общества человеческое счастье, путь к которому – переустройство общества в соответствии с разумом; были сторонниками теории естественного права. Просветители имели широкий кругозор, в котором выделялись концепция просвещенного абсолютизма, идея ценности человека, критика церкви, патриотизм, осуждение эксплуатации человека человеком, утверждение самосознания и самоценности личности. Этим просветители отличаются от просвещенцев, которыми являются все носители образования и прогресса.

 

2. Стили художественной культуры: барокко и классицизм.

В художественной культуре периода Реформации сформировались два стиля - барокко и классицизм.

Эпоха барокко (от итал. Barocco - странный, причудливый) наступила после глубокого духовного кризиса, вызванного Реформацией. Этому стилю свойственно своеобразный взгляд на человека и мир как на огромный театр, где каждый выполняет свою роль. Богатый порт Амстердам в 1638 открыл городской театр, над входом которого можно было прочитать: "Наш мир - сцена, у каждого здесь своя роль и каждому воздастся по заслугам". Придя на смену культуре Возрождения, барокко открыло простор для новых возможностей в развитии искусства, особенно это проявилось в создании грандиозных городских и парковых ансамблей. Его стилистика отмечается большим драматизмом, часто трагизмом мировосприятия, сложной уравновешенностью динамических композиций, повышенной экспрессивностью, стремлением соединить реальность и иллюзии. Динамизм скульптуры барокко, в отличие от ренессансной скульптуры покоя, вызывает не оптимистичное ощущение могущества, величия возможностей человека, а скорее, увлечение легкостью, изяществом, какой-то нереальной, неземной привлекательностью. Если у художников классической Греции и Возрождения боги изображались очеловеченными, то у итальянского скульптора Д. Л. Бернини (1598-1680) они остаются богами. В его скульптурной группе "Аполлон и Дафна" чувствуется иллюзия полета, но какого-то необычного, почти нереального, несколько фантастического.

Архитектура барокко сохраняет некоторые достижения эпохи Возрождения, однако в ренесансових формах выраженный иной смысл, другое мироощущение. Это особенно заметно в контрастах между элементами тяжелых объемных конструкций, символизировавших земное, и элементами легких изящных конструкций - воплощении величественного. Мастера этого стиля разработали новый тип городского дворца, одновременно решая задачу создания крупных ансамблей. Особенно поражают сооружения комплекса собора и площади св. Петра в Риме, авторство которых также принадлежит Д. Л. Бернини.

Выдающимися представителями барокко в живописи были итальянец М. Караваджо и голландец П. Рубенс. М. Караваджо (1537-1610) разработал прием так называемого ночного освещения, благодаря которому добился эффектных контрастов света и тени. Творчеству П. Рубенса (1577-1640) присущ высокий гуманистический пафос (назовем хотя бы картины "Поднятие креста", "Вакханалия"). В общем, стиль барокко был неоднородным, в нем прослеживаются различные направления: "высокое" барокко (аристократическое, дворянское и церковное), "среднее" и "низкое" (мещанское и крестьянское).

Еще более сложный и неоднозначный по своей природе классицизм (от лат. Classicus - образцовый), переживший глубокие изменения и наполнившийся новым содержанием во второй половине XVIII в. Как целостная система этот стиль начал функционировать во Франции в XVII в., В эпоху подъема абсолютизма; теоретические принципы его изложил Н. Буало (1636-1711) в дидактической поэме "Искусство поэтическое". Основываясь на принципах философского рационализма, классицизм воспитывал идеальное представление о разумной и справедливой власти просвещенного монарха, поэтому в художественных произведениях преобладали общественные, героические и патриотические мотивы. В духе античного эстетического идеала утверждалось четкое разделение жанров искусства на "высокие" и "низкие". К первым, где отражались жизни мифологических персонажей, королей, полководцев, принадлежали трагедия, ода, героическая поэма; ко вторым, героями которых выступали крестьяне, мещане, - комедия, басня, сатира, идиллия. В драматургии Не допускалось смешивание трагического и комического, величественного и простого, строго соблюдал закон "триединства" -действия, времени, места. Выдающимися достижениями классицизм благодаря творчества драматургов Ж. Расина и Ж. Б.-Мольера. Ж. Расин (1639-1699) в пьесах "Британик", "Митридат" показал конфликт между человеческим достоинством, высоким моральным долгом и деспотической властью, эгоистическими страстями. Через творчество Ж.-Б. Мольера (1622-1673), который утвердил жанр "высокой комедии", классицизм обратился к проблемам народной жизни.

Итак, барокко и классицизм можно рассматривать как культурно-мировоззренческие явления переходного периода - от Реформации к Просвещению. Духовная суть барокко выразила кризис сознания социальных верхов, что проявилось в контрастах "высокого" и "низкого", "духовного" и "материального", "покоя" и "экстаза". Классицизм в допросвещенском периоде в основном выражал эстетические идеи, художественные вкусы и даже политические позиции той части феодальной аристократии, которая видела спасение системы в укреплении абсолютной монархии, в тотальном контроле над духовной жизнью народа, использовании мировоззренческих ориентиров рационализма с целью предоставления старым идеям привлекательного звучания. Вместе с тем, в классицизме этого периода нельзя увидеть критики феодального образа жизни, попыток обращения к социальным низам как представителей ума и здравого смысла.

 

3. Классицизм в живописи, скульптуре, архитектуре.

В развитии классицизма можно определить три этапа: становление стиля, зрелость и упадок.

Архитектура первого этапа отмечается переходом от барокко к классицизму, поисками новых средств художественной выразительности, и новым подходом к ансамблевой застройке. Во времена классицизма приобретает значение открытый характер композиции ансамблей площадей, улиц и отдельных комплексов.

Основным достижением второго этапа было создание больших ансамблей, а в архитектуре - применение декоративного искусства для воплощения значительных художественных замыслов.

На третьем этапе распространилось многоэтажное строительство, росли промышленные предприятия, учебные заведения. Упадок классицизма проявился также в отходе от творческого понимания и использовании форм античности, в господстве канонов и штампов, в проявлении електизма.

Лучшие достижения зрелого классицизма находят поддержку, распространение в творческой практике украинских архитекторов и скульпторов.

Среди крупных и лучших сооружений конца XVIII века выделяется пятиглавый Спасо-Преображенский собор в Новгороде-Северском, заложенный по плану петербургского архитектора Дж. Кваренги. Собор размещен в центре застройки монастыря. Квадратное в плане строение с четырех сторон имеет выступы. На выступах главного фасада создан портик-лоджия с четырьмя колоннами, зажатыми между двумя антами. Боковые выступы подчеркнуты четырьмя полуколоннами из которых средние полукруглые, а две крайние - квадратные. Боковые входы оригинально размещено в нишах. Апсида восточного фасада имеет вид полуротонды с колоннами.

В конце XVII века в украинских городах очень распространенный был тип традиционной селенськои дома "на две половины". Теперь увеличиваются размеры и усложняется планирование. Постепенно выработался тип и так называемого доходного дома. Появляются двух и трехэтажные жилые сооружения.

Развитие архитектуры Киева в значительной степени связано с именем выдающегося архитектора Андрея Миленского. Он за короткое время изменил вид Киева, сделав его более светским, дополнив многочисленные грандиозные религиозные постройки современными европейскими зданиями. Под его руководством было положено много улиц, также он определил и Крещатик как главную в будущем улицу Киева. На Крещатике архитектор построил первый в городе театр с залом на 470 мест, который не сохранился до наших дней.

Наибольшим сооружением Киева первой половины XIX века было здание университета, внешняя форма которого сохранилась до наших дней почти в неизменном виде. Сегодня оно хорошо узнаваемо, благодаря характерному красному цвету фасада здания. Центральный парадный вход акцентирован восемью колоннами ионического ордера.

В 1802 по проекту Миленського построен первый на Украине "Памятник в честь обновления пункты", который представляет собой тосканскую колонну с пьедесталом в виде арки. Для памятника выбрали место в конце Крещатой долины, на берегу Днепра, в окружении зелени, где по преданию происходило крещение киевлян в 988 г. В 1810 г.. В Аскольдовой могиле построена церковь-ротонда в виде мавзолея - памятника Аскольду, которого по летописи считали первым киевским князем. Церковь стоит в прекрасном природном окружении. После сокрушительного пожара Подола в 1811 Миленському пришлось много поработать над застройкой этой части города. Он восстанавливает старые здания и строит много новых. В Фроловском монастыре Миленський соорудил Воскресенскую церковь с центральной ротондой, перекрытой куполом, и с двумя боковыми симметричными крыльями.

Во второй половине XVIII века. развернулись значительные строительные работы на юге Украины. За короткое время там возникли такие значительные города, как Елисаветград, Херсон, Мариуполь, Екатеринослав, Одесса.

Наибольшего развития среди городов конца XVIII-XIX вв. достигла Одесса. Ее построили в 1794 г. на месте турецкой крепости Хаджибей. В 1803 Одесса еще была небольшим городом с девятью тысячами жителей. В городе было 14000 домов и землянок, незаконченные церкви, 39 небольших фабрик, 200 магазинов и магазинчиков. В 1804 градоначальник Одессы А.Е. Ришелье заказал проект театра известному архитектору Тома де Томан.

Для позднего периода классицизма характерно развитие доходного дома. К этой категории относится построенный В 1842 г., так называемый театр С. Скарбка во Львове. Театр встроен в большое четырехэтажное сооружение с квартирами. Главный фасад подчеркнут вынесением вперед портика, который опирается на аркаду.

Влияние классицизма и в определенной степени сказалось и на народной архитектуре. Его формальные элементы проявились при планировании сел, городков, строительстве церквей. Проникновение элементов классицизма в народную архитектуру связано с характером местного строительного материала, которым в большей части было дерево.

Классицизм в архитектуре закончился в 60-х годах XIX в. Но этот рубеж очень условный, поэтому традиции, достижения в градостроительстве оказывали влияние и на архитектурную практику следующих времен. Регулярная система планирования города, выдающиеся дворцово парковые комплексы раскрывают богатства строительной и художественной культуры тех времен и занимают значительное место в общей культурному наследию украинского народа.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскрыть понятие «Реформация».

2. Что такое Просвещение?

3. Что лежит в основе культуры периода Реформации?

4. Какие стили художественной культуры сформировались в период Реформации?

5. Опишите эпоху барокко.

6. Дайте характеристику классицизма.

7. Как отразился классицизм в живописи?

8. Как отразился классицизм в скульптуре?

9. Как отразился классицизм в архитекту

 

 

Лекция 8. Европейская культура ХІХ-ХХ столетий.

 

План

1. Модернизм как єпоха в культуре.

2. Авангардистская живопись.

 

литература:

1. M. M. Закович. Культурология: украинская и зарубежная культура. Учебное пособие. Киев. Знание, 2007.

2. Краткий энциклопедический словарь по культуре. - К .: Украина, 2003.

 

 

1. Модернизм как єпоха в культуре.

Модернизм (фр. Modernisme), в искусстве общий термин, используемый для возникших в начале 20 века попыток порвать с художественными традициями 19 века; основан на концепции доминирования формы в противовес содержания. В изобразительном искусстве прямыми представителями являются абстракционисты; в литературе - писатели, экспериментируют с альтернативными формами повествования; в музыке - традиционное понятие ключа было заменено на атональность; в архитектуре - центральными концепциями выступают функционализм и отсутствие декоративности.

Стиль модерн в короткий срок захватил искусство всех цивилизованных стран и оставил после себя заметный след в каждой национальной культуре. Эпоха модерна просуществовала недолго: 20-30 лет в разных странах, но влияние модерна на все виды искусства впечатляющее. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре и живописи, в монументальном искусстве, книжной графике, плакате, рекламе, дизайне и одежде.

Появление стиля модерн объясняют разными причинами. Например, усталостью XIX века и общим декадансом европейской культуры. "Конец века" - эти слова употребляются не только для обозначения хронологического отрезка: они имеют определенный смысл и содержат в себе определенную оценку. Конец века отождествляется с декадансом, упадком, духовным распадом, с потерей моральных критериев, растерянностью интеллигенции перед лицом социальных проблем и противоречий. В целом стиль модерн имеет признаки усталости, истощенности. Он обессилен тем, что зародилось раньше и видоизменялось на своем пути - романтизмом, панестетизмом, поисками красоты. Эта усталость оказалась не столько в общих программах или манифестах модерна, которые, напротив, полны нажима, жизнеутверждающей энергии, сколько во внутренних формальных свойствах: в системе линейной ритмики, в умышленном ориентировании на замедленное восприятие, предусматривающее любования, иногда смакование художественного средства, изящного артистизма. Здесь сказывается усталость искусства будто самим собой. Именно искусство, а не только его отдельные мастера, будто страдает от субъективизма. Оно все больше отрывается от реальной жизни, интересуется скорее собой, чем окружающей реальностью.

Другой причиной появления стиля модерн называют демократизацию общественной жизни в конце века. Бурный рост городов за счет сельского населения приводит к появлению в городах массового потребителя, который хочет овладеть высшими достижениями искусства, но в образовательном, духовном плане не готов к этому. Появляется также потребность в возведении зданий, архитектурных сооружений в городах, рассчитанные на обслуживание широкого круга потребителей: доходные дома, вокзалы, банки, театры и тому подобное. Доступность красоты для общественности становится лозунгом времени. Возникает "красота для бедных", что несет в себе много признаков великой красоты стиля.

В модерне исключительное и массовое не совпадали, но массовое склонялось к уникально-личностному, в результате чего индивидуальное сразу же становилось достоянием общественности. Стиль частного дома, что, казалось бы, учитывает все изысканные прихоти заказчика, его индивидуальность, одновременно позволяет выявить своеобразную манеру архитектора, становится стилем доходного дома. Мастера модерна, настойчиво пытаясь сделать быт искусством, а искусство бытом, создали некую универсальную пластическую систему, выразительные средства которой характерны и для монументального панно и для фасона платья, для живописного полотна и ложки или вилки на столе. Мастера модерна пытались удовлетворить массовое художественное сознание. Сложилась иллюзия всеобщности художественных интересов и вкусов всего общества. В этой ситуации возникла проблема массовой культуры. Немалую роль в этом сыграло сближение искусства и промышленности, что обеспечивало изготовления художественных изделий в неслыханно большом объеме, неизвестном предыдущим эпохам.

На возникновение модерна повлиял также конфликт между возвышенными идеалами (неоромантизм) и буржуазной прозой жизни, который очень обострился в конце века. Модерн искал решения этого конфликта во внешних контактах между искусством и жизнью с неизбежным акцентом на утилитарно-прикладной, декоративной функции творчества.

Объясняют возникновение модерна и "волевыми усилиями нескольких художников", плачущим "по стилю" и создавшими его (А. Гауди, X. ван де Вельде, Ф. Шехтель, А. Бердсли, Г. Климт и другие). Они мечтали сделать быт человека красивым и стильным. Они пытались выйти на улицы, построить новые здания, расписать стены невиданными до сих пор фресками, украсить мозаикой. И это им удалось.

Стиль модерн получает распространение во всех странах Европы, но в разных странах он имеет свое название. На Украине и в России - "стиль модерн" (Ф. Шехтель, В. Городецкий, М. Врубель, М. Нестеров, Н. Бенуа, Г. Нарбут, М. Жук и другие); во Франции и Бельгии - "Ар-Нуво" (Морис Дени, Пьер Боннар, П. Серюзье, Е. Вюйар, П. Рансон и другие); в Германии - "Югенд-Штиль" (А. Беклин, Ф. Штук, А. Хофман и другие); в Австрии - "Сецессиона" (Г. Климт и другие); в Италии - «стиль Либерти»; в Англии - «модерн стійл»; в США - "стиль Тиффани". Представители этого стиля считали, что они направлены в будущее и будто порывают с традициями XIX века, а прежде всего - с бытовым реализмом и салонным классицизмом.

2. Авангардистская живопись.

В изобразительном искусстве при всем разнообразии его течений прослеживаются также две тенденции: поиск новых форм реализма и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща европейскому искусству еще с эпохи Ренессанса. Это искусство модернистское, которое каждый раз выступает с позиций открытия новых путей и поэтому объявляет себя авангардом.

Сложным авангардистским течением стал экспрессионизм. Появился он в Германии, хотя своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали бельгийского художника Джеймса Энсор с его основным мотивом творчества - масками и скелетами, выражением ужаса перед действительностью, а также норвежского художника Эдварда Мунка (1863-1944 pp.). Картины последнего критика назвала "криками времени". Символические его произведения - это "Танец жизни", "Ревность", "Женщина", или "Пепел" - это всегда сгусток человеческих чувств и взаимоотношений. Часто толчком для этих работ является литературное произведение, иногда в их основу ложатся и жизненные наблюдения. Наиболее значимым в этом плане был "Фриз жизни" - цикл, к которому художник возвращался всю жизнь, стремясь передать саму жизнь "со всеми ее призраками, все ее вариации, ее радости и печали; трагические и оптимистичные аспекты бытия". Поэтому-то его картины критика и назвала "криками времени".

Начало экспрессионизма как художественного направления было положено в 1905 организацией объединения "Мост" студентами архитектурного факультета Высшего технического училища в Дрездене. В геометрически упрощенных формах, через полный отказ от передачи пространства, через негармонизированые тона Е.Л. Кирхнер, Э. Хенкель и другие передавали свой ужас перед настоящим и будущим, ощущение собственной неполноценности, безнадежности и беззащитности в мире. И все-таки это вызваное к жизни сильными чувствами искусство было холодным и рационалистическим. В нем уже проявилось одно из основных качеств авангардистской живописи - ее рациональность, обращенность к разуму, а не к чувствам зрителя.

Одним из авангардистских течений, появившимся в первом десятилетии XX в., но и живущим поныне, стал сюрреализм (от фр. Surrealite - сверхреальное). Этот термин впервые прозвучал в 1917 в предисловии Аполлинера к своему произведению, хотя он не был поэтом сюрреализма. Однако сюрреализм возник не сам по себе, а на почве дадаизма (от фр. Dada - игра в лошадки).

На почве дадаизма, и сначала лишь как литературное течение, и возник сюрреализм. В 1924 вышел его первый манифест. К сюрреализму потянулась прежде мятежная художественная молодежь - "потерянное поколение", как называли тех, чья молодость совпала с первой мировой войной. Теоретически сюрреализм основывался на философии интуитивизма Анри Бергсона (познания истины возможно только с помощью интуиции, творчество является иррациональным, мистическим актом), на философии Вильгельма Дильтея, который настаивал на роли фантазии и случайного в искусстве, а также на учении о психоанализе Зигмунда Фрейда, которого сюрреалисты считают своим идеологом: уже в первом манифесте говорилось, что творчество основывается на "психологическом автоматизме", на бредовом мире подсознания, что это "диктовка мысли при отсутствии какой-либо эстетической или нравственной озабоченности". Своими предшественниками сюрреалисты объявили выходца из России живописца Марка Шагала и итальянского архитектора Антонио Гауди. К сюрреализма в литературе примкнули такие великие мастера, как Поль Элюар, Луи Арагон, Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Неруда.

В живописи сюрреализма главное - воздействовать на зрителя ассоциациями, поэтому в нем тяжелое зависает, твердое растекается, мягкое костенеет, мертвое оживает, прочное разрушается, живое превращается в гниль и прах.

В середине 60-х гг. возник оп-арт. В работах оп-художников основное внимание уделялось оптическим эффектам, основанных на причудливых, порой удивительных композициях абстрактных геометрических форм. В полную силу это авангардистское крыло показало себя в Нью-Йорке, на выставке "Зоркий глаз", в которой участвовало 75 художников из десяти стран. Оп-арт определенным образом повлиял на художественную промышленность, прикладное искусство, рекламу.

В те же годы возникло и кинетическое искусство, в котором главным принципом было то, что произведение "двигалось, вибрировало, набирало энергии, умирало и вновь возрождалось".

Новинками постмодернизма стали также световое искусство (в основном это спроектированы на экран подвижные, порой весьма эффектные комбинации цветных лучей); хэппенинг (это действия самих участников - своеобразные живые картины, но картины, не связанные логически, хаотичные); гиперреализм, а точнее фотореализм (использует цветную фотографию или муляж для воспроизведения действительности).

В искусстве XX в. живут и реалистические традиции. Новый реализм, которому еще не найдено точного названия и который чаще именуется реализмом XX в., Начал складываться с первых лет нынешнего века в экспрессивной немецкой художественной графике Кете Кольвиц (серии офортов "Восстание ткачей", "Крестьянская война"), в гравюрах бельгийца Франца Мазереля (серии "Крестный путь человека", "Мой часослов", "Город"), швейцарца Теофиля Стейнлейна, лирических пейзажах французов Мориса Утрилло и Альбера Марке.

Контрольные вопросы:

1. Что такое модернизм?

2. Расскажите о модернизме как о эпохе в культуре.

3. Как возникает авангард?

4. Дайте характеристику авангардистской живописи.

 

Лекция 9. Культура Киевской Руси.

 

План

1. Культура Руси.

2. Зарождение и развитие школьного образования.

3. Архитектура Киевской Руси.

 

Литература:

1. Воропай О. Обычаи украинского народа. - К.: Оберег, 1993.

2. Грушевский М. С. Очерк истории украинского народа. - М.: Просвещение, 1991.

3. История мировой культуры. - Лыбидь, 1994.

4. История украинской литературы ХХ в. - В двух книгах. / под ред. В. Г. Дончика.- К.: Лыбидь, 1994.

5. История украинской культуры / Под общ. ред. I. Крипякевича. - М.: Просвещение, 1994.

 

1. Культура Руси.

В развитии культуры Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа - самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитии культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не попало под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее. Наметилась прогрессивная тенденция дифференциации духовной культуры. В относительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, выйдя на общеевропейский уровень, а в некоторых ее сферах превзойдя его. Новые веяния в культуре, большое региональное своеобразие появились в связи с феодальной раздробленностью. Однако для закрепления и развития культурной динамики Русь нуждалась в восстановлении политического единства.

 

2. Зарождение и развитие школьного образования.

Школьное образование. Возникновение и распространение письменности способствовали быстрому развитию образования, науки и вообще культуры на Руси. Особенно положительно это влияние сказалось на процессах дальнейшего развития школьного дела. Свидетельств о распространении образования на Руси в дохристианские времена мы не имеем. А вот сведений о том, что у нас были в те времена письменные люди, имеем немало. Об этом свидетельствуют заключены договоры украинских князей, разные надписи на предметах материальной культуры, упоминания авторов византийских, римских и других хроник. Письмо и книга в те времена не были чем-то невиданным. Князья и высшие сословия Руси давали образование своим детям за рубежом, в основном первичные навыки образования получали самостоятельно (особенно по чтению).

Введение христианства активизировало процессы распространения образования, привело к организации и развитию школьного дела. Однако сначала "книжное письмо" не получило более или менее широкого распространение, ограничивалось небольшим числом "лучших людей" или "нарочитых чад ". Есть сведения, что Владимир после крещения Руси в 988 году создал в Киеве при Десятинной церкви первую школу для детей местной аристократии. Из летописи известно, что сын Владимира Ярослав Мудрый в Новгороде 1054 создал школу для 300 детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке, а учили в этой школе чтению, письму, основам христианского вероучения и счету.

Бурное дворце-, храмостроительство, развернувшееся после введения христианства, требовало высококвалифицированных мастеров-художников для их отделки, певцов для церковных служб. Поэтому кроме общеобразовательных школ на Руси начали создавать отдельные школы пения, живописи, резьбы, гутничества(искусства свободного выдувания стекла), художественной ковки и тому подобное.

Дипломатические и торговые связи Руси с Византией и другими странами требовали высокого образования с обязательным знанием греческого и латинского языков. Их изучение было необходимо для практической деятельности тогдашнего дипломатического корпуса и различных торговых, культурных и других связей Руси с заграницей. С этой целью в новопостроенной Софии Киевской Ярослав в 1037году создает школу, которая продолжая лучшие традиции Владимировой и византийских школ, была по сути уже школой нового типа. Это первый отечественный вуз, который появился, кстати, на столетие раньше, чем первые вузы Западной Европы.

Какие науки изучали в этой высшей школе? Летопись называет рядом с богословием философию, риторику, грамматику, историю, греческий язык, высказывания античных авторов, географию и естественные науки. Из ее стен вышли многие деятели украинской культуры.

Много полезного в дело развития образования внес Киево-Печерский монастырь. Уже в XI в. здесь возникает центр подготовки высшего духовенства, художников, врачей, калиграфистив, переводчиков. Только до татаро-монгольского нашествия из монастыря вышло более 80 епископов. Здесь появился и получил своего развития феномен летописания. В этом монастыре работали известные летописцы Нестор, Никон, Сильвестр; в XII в. был составлен "Киево-Печерский патерик» - выдающееся произведение, исторический первенец Киевской Руси.

Появление и распространение письменности и развитие образования на Руси положительно повлияли на процессы развития здесь и научных знаний. Научными центрами на Руси в период расцвета Киевской державы были прежде Киев, Новгород, а также большое значение имели Полоцк, Чернигов, Галич, Владимир-Волынский. Там существовали школы, в первую очередь основаные духовенством. Среди них было много учителей, писателей, ораторов, художников, летописцев, создателей тогдашней украинской науки, которая, как и вся древняя культура, находилась сначала в полной зависимости от Византии, которая в то время, наряду с Римом, слыла вторым мировым центром науки и литературы.

Успешно развивалась историческая наука. Наподобие исторических хроник Византии разрабатывалась и тогдашняя историография, занимавшаяся историей нашего государства, наше летописание. Старейшими из дошедших до нас, являются, безусловно, "Велесова книга" и др. Сохранилась в более поздних списках, отдельно летопись 1039, составленная, видимо, при дворе киевского монастыря такими монахами, как Никон Великий и славный Нестор - летописец, автор "Повести временных лет". Летописную работу вели и монахи Выдубицкого монастыря – в частности игумен Сильвестр; этим делом занимались и другие монастыри. Наряду с монастырскими существовали и частные историки-летописцы, при княжеских дворах.

Старейший славянский правовой кодекс XI-XII вв. - "Русская правда" - свидетельствует о долголетней его подготовку и сравнительных исследованиях византийского, западноевропейского и собственного, древнеукраинского, обычного права. Этот сборник законов князя Ярослава и его преемников лег в основу Литовского устава и законодательства гетманской эпохи. Он интересен еще и своим почти чистым восточнославянским языком, без церковнославянских элементов, прозрачным строением предложений и словарем сегодня уже не употребляемых слов-терминов.

Отдельно от других наук следует вспомнить медицину. Первыми врачами на Руси были знахари и всевозможные "прорицатели" и "кудесники" - мужчины и женщины. Лечили заговорами и заклинаниями. Существовала своеобразная медицина, которая, кроме различных зелий, мазей, порошков и т.д., предусматривала также водолечение, термотерапию (нагрев, прогревание тела, его охлаждения) и др. Имеются единичные упоминания о хирургическом вмешательстве в организм больного.

 

3. Архитектура Киевской Руси.

В течение столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время как главный строительный материал использовалась древесина, которая была в изобилии доступна. В центре поселений находились «грады», которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Большинство сооружений в славянских «градах» сооружалась из срубов - бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые дома, и 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основу крепостных валов.

Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичному строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые представляют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.

Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы. Церковь была прозвана Десятинной потому, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов. Судьба церкви сложилась трагически: в 1240, когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была полностью разрушена. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент.

Наибольшее распространение на Руси получило крестово-купольное планирования соборов. Такая композиция храма базировалась на христианской символике, подчеркивая ее назначения. Согласно этой системе свод с центральным куполом опирались на четыре столба, образуя крестообразную композицию. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, в храм пристраивались апсиды - полукруглые выступы, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма на нефы (междурядные пространства).

Особое значение придавалось куполу, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его назначение - концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может «не дойти» к Богу, молитва многих людей, сконцентрированая куполом, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет листами. Оба цвета - золотистый и зеленый - считались в Византии священными.

Древнерусские мастера усовершенствовали византийский тип кладки. Стены соборов выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы (плоский кирпич, близкий к квадратной форме). Строители применяли метод так называемой «утопленной плинфы», когда ряды кирпича через один были углублены в стену, а промежутки, которые образовались, заполнялись цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича). В результате стены были полосатыми. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розовым оттенком цемянки составляли фасада нарядного вида. Кладка выполнялась на высоком художественном уровне и была одним из главных украшений здания. Позже киевскую кладку позаимствовала и Византия.

Воплощением главных архитектурных достижений Руси стал Софийский собор в Киеве, который сохранился до наших дней, но в очень перестроенном виде. Он был сооружен при Ярославе Мудром на месте его победы над печенегами и задуман как символ политического могущества Руси. Софийский собор стал местом посаждения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, местом приема иностранных послов, встреч князя с народом.

Названием Софийский собор в Киеве повторяет константинопольский, но представляет собой совершенно оригинальную, самостоятельную архитектурную постройку. В своем первоначальном виде собор представлял собой пятинефное крестокупольное здание с тринадцатью куполами (символ Христа и двенадцати апостолов). Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, а в центральной апсиде располагался алтарь. Двенадцать малых куполов ступенькам поднимались до большого центрального купола. Снаружи к зданию с трех сторон примыкала арочная галерея, что в общем создавало пирамидальную композицию. Все сооружение было рассчитано так, чтобы при сравнительно небольшом объеме создать ощущение величия и гармонии.

Многоглавье, пирамидальность композиции, оригинальная кладка, шлемовидная форма куполов - вот то новое, что древнерусские мастера привнесли в византийскую школу, опираясь на традиции деревянной архитектуры. Киевский Софийский собор стал образцом при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

Памятником архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-Печерской лавры. Сооружение главного собора – Успенской церкви - было важным этапом в развитии киевской архитектуры. С нее началось распространение однокупольных храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена в 1941 году, а сегодня она восстановлена. Чуть позже в том же монастыре была построена впечатляющая своей красотой и пропорциональностью надвратная церковь.

На рубеже XI-XII веков недалеко от храма Святой Софии был построен собор, посвященный архангелу Михаилу, который вошел в историю под названием Златоверхий. Михайловский собор, переживший все пожары и войны предыдущих эпох, разрушили при советской власти в тридцатые гг. ХХ века Независимая Украина восстановила свою святыню. Тогдашняя власть причину разрушения Михайловского собора сформулировала так: «в связи с реконструкцией города». Сейчас украинское правительство осуществляет ряд мер для возвращения уникальных мозаик Михайловского собора из России, куда они были ранее вывезены.

Не менее интересные архитектурные памятники и других центров Киевской Руси, еоторые особо поднялись в XII-XIII веках, в эпоху дробления Руси на удельные княжества. Раздробленность объективно способствовала росту городов, развитию в них ремесел и торговли. В новых центрах развивается культура, тесно связаная с местным народным творчеством. Архитекторы переходят на местные строительные материалы: в Поднепровье и на Волыни - на кирпич, в Галиче и Владимиро-Суздальских землях – на белый камень. Отсюда берет начало значительное художественное разнообразие в архитектуре древнерусских земель.

Лучше архитектура XI-XIII века сохранилась в «стольном граде» Северской земли - Чернигове, живописно расположенном на берегу Десны. В главном Спасо-Преображенском соборе можно увидеть черты, близкие к западноевропейскому романскому стилю: массивность объема, узкие окна, круглая лестничная башня. Дальнейшая переработка византийской системы нашла свое выражение в однокупольной церкви Параскевы Пятницы. Существует предположение, что это здание построено выдающимся архитектором того времени Петром Милоногом. Он впервые применил «лестничные» арки, которые приобрели в дальнейшем широкое распространение. Петр Милоног также построил в Киеве сложное инженерное сооружение - каменную подпорную стену под горой, которая размывалась водами Днепра. Летописец пишет, что киевляне очень любили это место, где они «словно парили в воздухе».

Галицко-Волынское княжество, которое находилось на крайнем западе, имело тесные культурные связи с Венгрией, Чехией и Балканами, воспринимало, осваивало и перерабатывало элементы архитектуры этих стран. Здесь активно развивается замковая архитектура, получает распространение такой вариант церковного сооружения, как круглая в плане ротонда. К сожалению, богатая архитектура этой земли практически не сохранилась.

Всего в искусстве Киевской Руси, как и в искусстве Западной Европы, архитектуре принадлежало ведущее место. Живопись, резьба по камню, художественное литье находились в зависимости от архитектурно- художественного замысла.

 

Контрольные вопросы:

1. Опишите культуру Киевской Руси.

2. Как зарождалась школьное образование этой эпохи?

3. Как развивалось письмо?

4. Дайте характеристику развития других наук сих пор.

5. Опишите архитектуру Киевской Руси.

 

 

Лекция 10. Украинская культура ХІV-XVII столетий.

 

План

 

1. Иконопись ХІV-XV столетий.

2. Роль братских школ в становлении образования.

3. Особенности реформационного движения в Украине.

4. Книги Лаврской типографии.

 

 

Литература:

1. Бокань В., Полевой Л. История культуры Украины. - К., 1998.

2. Дорошенко Д. История Украины. 1917-1923. Т. 1 // Знамя. - 1990. - № 11-12; Березиль. - 1991. - № 1, 3.

3. Запаско Я. П. Искусство книги на Украине в XVI-XVIII вв. - Львов, 1971.

4. История культуры Украины / В. А. Бокань и др. - К., 1993. - Ч. I; 1994. - Ч. II.

5. История украинского искусства. - К., 1966-1970.

6. История украинского искусства: В 6 т. - М., 1964-1968.

7. Книга и книгопечатание на Украине. - К., 1964.

 

Иконопись ХІV-XV столетий.

На иконопись Галицко-Волынского княжества конца XIII - XIV веков повлияла киевская школа. Наиболее популярной темой искусства XIII века было заступничество и покровительство (икона Христа Спасителя в Мельнике). Из произведений киевской живописи известны иконы «Богоматерь Печерская» (около 1288), «Игорева Богоматерь», «Николай с житием». Они уже в значительной мере лишены строгого аскетизма, лица нарисованы мягко, подробно выписана одежда.

В XIV веке усиливаются народные мотивы. Так, в сюжетах композиций «Рождество Христово» и «Успение Богородицы» уже были бытовые и пейзажные элементы. Они присутствуют в росписи стен Кирилловской церкви в Киеве (XIV век), Онуфриевской церкви в селе Лавра (XV век), армянского собора во Львове (XIV - XV века).

Наиболее популярные сюжеты - изображение Георгия Победоносца и «Страшного суда». Последний часто приобретал сатирическое и антифеодальное звучание, под влиянием вкусов заказчиков - крестьян и мещан. Мастером, в творчестве которого уже в XV века было заметно влияние итальянского искусства эпохи Возрождения, был Петр, уроженец Волыни. Его перу принадлежит икона "Богородица" во Владимиро-Волынском соборе и так называемая «Петровская икона» в Успенском соборе в Москве.

Из работ профессиональных художников сохранилась икона Богоматери-Одигитрии из Покровской церкви Луцка (XIII - XIV вв.). Известная Ченстоховская икона Божьей Матери, так популярна в Польше, в XIV веке была вывезена из Галичины. Ряду украинских икон XV века, выполненных в русле художественных традиций Галицко-Волынской земли, были присущи лаконизм и целостность композиции, сдержанность колорита и одновременно умение объединить контрастные цвета, эмоциональная насыщенность образа-символа. Эти особенности стали в будущем одним из элементов национального своеобразия украинского изобразительного искусства. В то же время во многих произведениях народного декоративного искусства Западной Украины (ковры, вышивки, писанки) заметно использование и дальнейшее развитие мотивов, которые существовали в средние века.

На вторую половину XIII - XV веков приходится дальнейшее развитие искусства скоморохов - народных лицедеев, певцов, музыкантов, танцоров. При княжеских дворах концентрировались певцы, которые возносили «хвалу» в честь боевых подвигов князя и его жены. В народной среде были распространены игровые, обрядовые и трудовые песни. Кобзари исполняли думы в сопровождении игры на гуслях,бандуре или лире. История сохранила только отдельные имена придворных поэтов и певцов, в том числе знаменитого Митуса из Перемышля.

Таким образом, несмотря на тяжелые условия иностранного господства, оригинальная и высокохудожественное культура украинского народа, продолжая традиции древнерусской культуры и поддерживая связь с западноевропейской, не только не упала, но и сохранила высокий уровень развития.

Во второй половине XIII - XV вв. Украинские земли переживали определенное приостановления развития отдельных звеньев культуры, связанное с последствиями монголо-татарского нашествия и потерей Киевом значения политического, торгового и культурного центра Украины-Руси. Главным центром развития украинской культуры в это время становится Галицко-Волынское княжество, менее разоренное, находящееся в более благоприятном геополитическом положении. В культуре XIII - XV вв. заметным становится западноевропейское влияние. Его сочетание с местными традициями определило культурное содержание эпохи. Значительных высот достигли научные знания в гуманитарных областях: философии, истории. Развивались светские мотивы в литературе. Архитектура храмов приобретает черты готического стиля, распространенного в городском строительстве Европы. Продолжалось развитие различных жанров народного искусства: декоративно-прикладного, музыкального, театрального. Народное творчество обогащалаось героическими, освободительными мотивами.

Несмотря на постепенную потерю собственной государственности (Орда, Литва, Польша), украинская культура продолжала поступательно развиваться.

 

1. Роль братских школ в становлении образования.

Братства - религиозно-национальные организации украинских православных мещан. Такая организация создавалась вокруг приходской церкви, собранные взносы шли на ее материальную поддержку, на благотворительность. Постепенно сфера деятельности братств расширялась, они отзывались на все важнейшие события общественно-политической жизни, посылали своих представителей в сеймы, участвовали в решении вопроса о приходского священника, открывали школы, типографии, издавали учебники.

Ранее всего братства возникли во Львове, других городах Галичины, а затем и по всей Украине. Первым крупным и влиятельным во Львове стало Успенское братство (1544), затем в пригороде были основаны еще десять братств. Сохранился целый ряд печатных документов, подготовленных львовскими братствами, в которых они протестуют против национального угнетения. Так, острая борьба велась против запрета поддерживать отношения с восточными патриархами. Такое прямое подчинение Александрийскому и Константинопольскому патриархам в церковной терминологии носит название «ставропигия», поэтому полное название львовского братства - Успенское ставропигийское.

В Киеве начало братству положила благотворительная деятельность Елизаветы (Галшки) Гулечивны, которая передала в дар монастырю, школе и больнице свои владения. Позже она переехала в Луцк, где продолжила свою деятельность. В небольших городках братства часто объединяли большинство украинског







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 853. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.047 сек.) русская версия | украинская версия