Искусство и тайна
Можно ли вообще «заниматься» эстетическим воспитанием? Само по себе оно значительно отличается от наших программных целей и всей педагогики. Меня всегда интересовало главное — становление человеческой души. Если хотите, переломы развития личности ребенка, а может быть, даже не переломы, а плавные, его мгновенные перемены. Перемены безнасильственные, глубинные, о каких я сам мечтал... Если меня интересует что-то переломное, веховое, радикальное, но безнасильственное, то и средства для этих перемен должны быть адекватными. Такими средствами были и есть игра, рефлексия, таинственно-великое искусство. Я подчеркиваю, и непременно содержащее в себе нераскрытую тайну, какая была у Пушкина, Гоголя, Достоевского. Тайна — область неведомого. Область мечты. Это что-то загадочное и глубинное, да-да, на самом донышке души. Вспомним: у Достоевского тот же подросток любит, забравшись под одеяло, сладостно мечтать о самом главном: о том, как он станет другим — лучшим, замечательным. И в произведении Солженицына «Один день Ивана Денисовича» герой уподобляется ребенку, когда, накрывшись с головой ды-рявеньким одеяльцем, угревшись, дает волю своим надеждам, своим горьким, обиженным чувствам... Для детей это тайна сумеречных ожиданий, рубеж перехода из бытия в небытие, это полнейшая защищенность и отрезанность от мира, это возвращенность к утробному материнскому теплу, где нет обид, криков и стонов, где все в сказочном кружении образов; закроешь глазки и обязательно что-то хорошее увидишь... Эти предсонные детские состояния и формируют личность. Формируют потому, что личность остается наедине с собой — и не надо никаких украшательств, никаких ловких ходов, лжи... В педагогике существуют две любви: любовь к человеку (к мамам, папам, дедушкам, бабушкам, к товарищам, ко всем взрослым, с кем соприкасается ребенок, ко всем живым существам) и любовь к труду. Этой мерой определяется воспитанность человека. Только при чем здесь сны, тайны? Зачем под одеяло лезть? В одном из детских летних лагерей во время «первой оттепели» была добрая традиция: перед сном вспоминать, что же хорошего сделал каждый за целый, такой длинный день. Дети любят конкретность. Вот и скажи конкретно, что ты сделал хорошего для себя, для товарищей, для родителей, сколько сил вложил ты в свое доброе дело. Вспомним добрый девиз скаутов: «Каждый день — доброе дело!». Чтобы ребенок рос счастливым, он должен быть приучен в какие-то периоды своей жизни, будто оглядываясь назад, вспоминать, что же я хорошего сделал за этот день, за неделю, за месяц...
|