Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Настоящее справа и слева





Когда философы начи­нают спорить о на­стоящем, апеллируя к будущему, это всегда ин­тересно. Ибо их труды лишь на первый взгляд фу­турологичны. На самом де­ле они всегда о том, что тревожит авторов сегодня. Предметом их рассуждений да, является завтрашний день, но вот объектом ис­следований всегда выступа­ет современность. С одним дополнением: выводится она из прошлого. Глубина обратной перспективы и её направленность — вот, соб­ственно, то, что определяет вектор подобных трактатов, которые по степени замыс­ловатости варьируются от радикального мракобесия до уютного конформизма.

Две книги, лежащие сей­час на моём столе, с кон­формизмом ничего общего не имеют. Каждая из них протестна по отношению к «потреб...ству», но выход из цивилизации консюмеризма каждым из авторов предла­гается свой.

И оба выхода укоренены в культуре. В разных, прав­да, её пластах.

Для доктора философ­ских наук, профессора Ни­жегородского государственного университета Вла­димира Александровича Кутырева культура начина­ется там, где берёт своё на­чало сама Европа.

Взгляд Кутырева фаллоцентричен. Профессор твёрд, когда отстаивает не­зыблемые ценности. В об­разе его будущего хаос вы­ступает объектом для при­ложения творческих сил разумного индивида. Для «сбычи мечт» Владимир Александрович живописует настоящее. Его задача — не допустить, чтобы оно пере­шло в грядущее.

Нынешняя «повседневность-по-Кутыреву» не всегда совпадает с тем, что мы видим. Порой профес­сор делает сомнительные выводы из (всегда!) верных посылок. Но это не снижа­ет пафоса труда, который, как ни относись к его част­ным недостаткам, пронизан духом утверждения, а никак не отрицания. И если что Кутырев отрицает, то лишь распыление структуры на атомы.

Его «Философский об­раз» состоит из двух нерав­ных частей. Первая — кон­спект курса по философии постмодернизма. Эта глава чрезвычайно хороша, ибо здесь Кутырев чувствует себя очень уверенно: я сам имею опыт преподаватель­ской работы и знаю, сколь точным нужно быть в фор­мулировках и ясным в пост­роениях, чтобы донести до студента информацию. На­до думать, что как препода­ватель Кутырев безупре­чен. Если вам необходим «Краткий курс постмодер­на», то я бы посоветовал обратиться не к известному словарю Ильи Ильина, а как раз к данной малоти­ражной работе Владимира Александровича.

Претензий может вы­звать вторая часть его тру­да, где Кутырев в несколь­ких главах выступает пе­ред читателем в качестве беллетриста традиции Ва­силия Розанова.

Однако — и это огромное достоинство — разные по качеству фрагменты «мыс­ленного текста» Кутырева объединены святым чувст­вом превосходства мужско­го над женским. Кто-то в связи с этим вспомнит «Пол и характера Отто Вайнингepa, кто-то заговорит о «мужском шовинизме». И то и другое верно. Следова­ние обеим традициям по­четно. Поскольку высококультурно и гуманно. По­скольку удерживает мир от последствий первородного греха. Поскольку помнит о «потомках Каина» и печати последнего.

Теперь перейдем от «культурного мракобесия» к «мракобесию бескульту­рья». И покажем, что «игра в символическом простран­стве» против него самого, но по его правилам заранее обречена на провал.

Философ и анархист Джон Зерзан с культурой обращается если не более вольно, то уж точно более витиевато: в культурное пространство он помещает и то, что принято относить к докультурной составляю­щей человечества. Что, как нам видится, правомерно, ибо обращение к этим плас­там бытия вида homo sapi­ens — тоже своего рода фи­лософская традиция евро­пейского Просвещения.

В золотом веке собира­телей ищет Зерзан образ будущего. Он последова­тельно выступает против всего, что составляет са­мую суть нашего мировос­приятия, нашего способа жизни. Взяв за исходную точку постмодернистский тезис о репрессивности со­временной культуры, аме­риканец доводит его до ло­гического конца. Он уже больше чем марксист, ситуационист, маоист. Ближе всего, как кажется, ему был бы участник баррикадных боёв Парижа-68 Пол Пот. Если бы лидер Кампучии не остановился на общинно-земледельческом варианте существования социума.

Зерзан требует отказа от агрикультуры и доместика­ции животных. Для уперто­го американского монома­ньяка не только одомашнивание представителей фау­ны, но и продуманное воз­делывание каких-то пред­ставителей флоры челове­ком является насилием. С которым нужно бороться. Идеалом Зерзана является, как было сказано, община собирателей. Построенная — и это важно! — на основе промискуитета.

Приехали. А потому пре­дупреждаю: если вас, чита­тель, позовут в «сладкое» прошлое или не менее «сладкое» будущее, поинте­ресуйтесь, не является ли конечной целью путешест­вия во времени «сексуаль­ный комфорт». И обрати­тесь к чудесной книжке Ивана Солоневича «Дикта­тура импотентов». Хоро­ший антидот от вредных идей!

Невзирая на ярость и за­вершенность, труд Джона Зерзана не может быть на­зван продуктом мужского разума. Даже Герберт Маркузе в «Эросе и цивилиза­ции» не смешивал сексуаль­ность с эротизмом. Труд немца, хотя и насыщен при­метами женской чувствен­ности, вполне коррелирует с романом Габриэле Д'Аннунцио «Наслаждение». Последнего же никак нельзя упрекнуть ни в немуже­ственности, ни в симпатиях к левым взглядам.

Джон Зерзан призывает к хаосу, забывая о том, что сама разумная жизнь — негэнтропийный процесс. По­этому проектируемый строй Зерзану придется удерживать силой — приро­да свое возьмёт, и очеред­ная Клара Петаччи обяза­тельно пойдет на смерть за своим возлюбленным. Культура — не антипод на­туры. Поэтому ввержение человечества в первобыт­ное состояние — не менее, а потенциально более ре­прессивный процесс, чем тот, который критикует американский анархист.

Будь он не историком, а, скажем, математиком, он не допустил бы подобного логического «провисания». О чём, собственно, и гово­рит пример «прямого дейст­вия» друга Зерзана матема­тика Тэда Кичински — зна­менитого Унабомбера. Ко­торый, не мудрствуя лука­во, пошёл путём «мягкого насилия», рассылая по поч­те бомбы малой мощности.

Тоже во имя «славного примитивного будущего».

[Литературная газета]

 

8. Определите жанр публикации «Окно в революцию». Определите смысловую структуру текста. Проанализируйте текст с точки зрения условий информативности: небанальности, декодируемости, релевантности. Выделите в тексте дескриптивную, прескриптивную, валюативную и нормативную информацию.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 362. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия