Студопедия — Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 48 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 48 страница






 

** Выкуп вотчины государством (из монастырей) не относится к праву родового выкупа.

______________________

Условия выкупа. Право родового выкупа заключает в себе принудительную обязанность покупщиха продать обратно в известный срок и по известной цене купленное им родовое имущество продавца.

Что касается срока, до истечения которого право выкупа имело силу, то в более старые времена он, по всей вероятности, вовсе не определялся: выкупить можно было всегда, если только не исчезла память о том, что известное имущество было родовым. Судебник Иоанна IV установил 40-летнюю даъность для выкупа, но из юридических актов видно, что иски о выкупе вчинялись и через более продолжительное время, а также случалось, что судьи отказывали в исках, начатых раньше истечения 40-летнего срока; из этого можно заключить, что фактически давность, установленная Судебником, не всегда принималась во внимание; не только практика, но и законодательство изменяло этот срок по случайным поводам.

Цена, по которой выкупались вотчины, сперва не была определена законом, и обыкновенно выкуп совершался по той цене, по которой совершена сделка продажи. Но когда контр агенты сделок, чтобы парализовать право выкупа фактически, стали обозначать в актах чрезвычайно высокую цену, тогда явилась потребность таксировать выкупную плату, и в 1619 и 1621 гг. были изданы узаконения об этом. Упоминание о цене выкупа вотчин есть и в Судебнике 1550 г., но только относительно заложенных имуществ и без определения таксы: "в меру чего та вотчина стоит" (стр. 85). Царь Алексей Михайлович отменил таксу, узаконенного в 1619 г., и установил выкупа опять по цене, обозначенной в купчих (Ул. XVI, 27). Кроме срока, условием, ограничивающим право родового выкупа, была обязанность для выкупающего производить выкуп на собственные средства. По Судебнику, если продавец "доведает", что его родич "выкупил вотчину чужими деньгами и держит ее не за собой", то она возвращается к отчуждавшему ее.

Кроме родового выкупа, другим позднейшим результатом бывшего некогда общеродового владения служить право родового наследования, которое изложено в своем месте.

История форм отношения рода к своим имуществам есть в то же время и история отношения прав частных лиц к правам рода. Мы видели уже, как отдельный член рода, совершенно теряющийся в прав ах рода доисторической эпохи, мало-помалу путем постепенного выделения своих прав получает сперва только в пользование часть родовых имуществ, а затем почти все права распоряжения ими.

Отношение прав родовых вотчинников к правам государства. Род был высшей автономной единицей лишь в доисторические времена. При соединении родов (и общин) в государственный (земский) союз этот последний прикрыл своими правами и права родов, вошедша в него. Все те требования, которые предъявлял род к частным лицам, составляющим его, теперь государство предъявляет к самому роду. Род требует, чтобы имущество отчуждалось произвольно родичем чужеродцу; государство запрещает передавать его чужеземцам.

В московский период возникли новые ограничения, обязанные своим происхождением влиянию служебных повинностей, лежащих на вотчинах. Особенному ограничению подлежали тогда княжеские вотчины, а именно князья не имели никаких прав распоряжения своими вотчинами без согласия государя; дочери их не наследуют таких вотчин, а получают от государя приданое; жена получает только часть на прожиток. Словом, к этим имуществам вполне прилагаются черты постановления Русской Правды об имуществах смердов. Прочие, так называемые боярские вотчины (за немногими исключениями: см. УК. кн. вед. казн. ст. XIX) имеют уже свойства более свободных имуществ, хотя ограничения прав их владельцев в XVI и XVII вв. довольно существенны; они истекают частью из прежних земских, частью из новых служилых отношений: вотчины могли обращаться только между одноземцами, хотя "земли" уже сделались провинциями одного государства: "а что во Твери, и в Торжку, в Ярославе, на Резани, на Белеозере и на Романове исстари иногородцы вотчины их (вотчинных) земель невыкупывали... и ныне царь и вел. кн. приговорил... по тому ж, как было исстари" (ук. кн. вед. казн., ст. XVIII; ср. Улож., XVII, 49-50). Вотчины могли обращаться только между лицами известного служилого класса; в частности такое ограничение постановлено в законе относительно: а) так называемых белозерцев или казаков (т.е. смоленцев, которые после взятия Смоленска поляками были испомещены в Белоозере;ук. кн. пом.п-рик. IV, 36, 44, 61; Улож., XVI, 49-50, П. С. 3., N 53; такое ограничение продолжалось до 1677 г. П. С. 3., N 700, от I, ст. 14); б) относительно иноземцев (ук. кн. пом. прик., IV, 24); в) служилых татар и мордвы (там же, 34).

б) Купленные вотчины

Выше мы следили, как права частных лиц, конкурируя с правами рода, постепенно оттесняют эта последние (оставив, наконец, за родичами одно право родового выкупа); как частные выкупа отдельных членов общины, особенно городской, берут, наконец, перевес над правами целой общины и окончательно утверждаются на участках общинной земли, состоящей во владении частных лиц Ниже увидим, как то же самое явление можно наблюдать по отношению частных лиц к поместьям. Но физическое лицо может независимо и непосредственно приобретать право на недвижииые имущества. Оно может приобретать имущество или экономическими способами, или услугами государства. Из первого образуется понятие купленных вотчин, из второго - выслуженных вотчин и поместий.

Купленные вотчины (ныне именуемые благоприобретенными) суть недвижимые имущества, приобретенные частным лицом у сторонних (а не у родичей). Хотя я существует мнение, что различие благоприобретенных иродовых имуществ в нынешнем действующем праве установлено лишь Екатериной II (в дворянской грамоте и городовом положении 1785 г., когда введен термин "благоприобретенное"), однако Екатерине принадлежит лишь точное выражение древних понятий о том же предмете. Внутренняя причина различения имуществ родовых и благоприобретенных доступна пониманию самых простых людей: первые получаются независимо от труда или достоинств приобретателя; последние требуют присутствия этих условий. Во-первых, что касается образования благоприобретенных имуществ, то в екатерининском узаконении сказано, что собственник в отношении к ним есть "первый приобретатель"; древнее же название - купленные вотчины - указывает, по-видимому, только на один способ приобретения - куплю (предположительно вообще возмездные способы); но в этом видна лишь естественная неспособность древнего юридического языка к обобщениям: ни в одном древнем свидетельстве нельзя отыскать указания, чтобы имущество, приобретенное посредством дара или же завещания от чужеродцев, становилось ео ipso родовым. Не во всяком случае, однако, имущество, приобретенное частным лицом, становится благоприобретенным: если оно приобретено, хотя бы и возмездным способом, у членов своего рода, то не перестает быть родовым: равным образом имущество, выкупленное у чужеродцев, остается родовым; наоборот, имущество, проданное чужеродцу, а потом купленное (но не на правах родового выкупа) членом прежнего рода, остается благоприобретенным в руках этого последнего. Все эти черты, точнее выраженные в узаконениях империи, однако присутствуют, и притом с особенной жизненной силой в узаконениях и юридических явлениях Древней Руси (см. ук. 10 марта 1680 г.)

Во-вторых, способ прекращения характер а благоприобретенность и переход такого имущества в родовое определяется ясно и точно дашь в узаконениях императорского периода. Однако реальная почта, для таких определений дана допетровской юридической жизнью. Благоприобретенное имущество становится родовым лишь по переходе имущества в порядке наследования законного или завещательного (если в последнем случае наследником назначен наследник по закону). Такой принцип присутствует и в Уложении, и в последующих за ним узаконениях (ук. 19 июня 1679 г.).

Впрочем, субъект права на купленную вотчину в Древней Руси существенно отличается от субъекта прав на благоприобретенное имущество по законам империи. Поэтому наследная безраздельным и единый собственником имущества благоприобретенного считается физическое лицо, приобретшее его. В древнем праве даже в эту сферу проникает сложность субъекта прав: купленные: вотчины принадлежат семье, т.е. мужу, жене и, конечно, сыновьям. Общность прав на такое имущество неясная при существований брака, является несомненной при прекращении брака смертью мужа: в такой случае купленное имущество переходит жене и принадлежит ей независимо от прав рода (см. выше в семейном праве); это опиралась на то предположение, что всякое новое приобретение имущества совершается на общие средства супругов. Дальнейшим подтверждением такого же взгляда на купленные имущества может служить и тот факт, что в законодательстве долго был спорным вопросом, о том, в чей род должна переходить купленная вотчина по прекращении брака бездетной смертью обоих супругов, пока, наконец,, вопрос не был решен в указе 1676 г. в пользу рода мужа. Такой результат не мог бы явиться: после того, как вотчина поступила в полную собственность жены по смерти мужа, и, следовательно, должна бы идти в ее род, если бы не присутствовало общего скрытого воззрения на такие имущества как общие обоим супругам.

Права лиц на благоприобретенные имущества выше прав на родовые имуществ". Хотя и в это" отношении наши историка права иногда, приписывают установление такого различия новому императорскому законодательству, но без всяких оснований. Именно (как мы говорили выше) в Древней Руси позволялось владельцу родового имущества отчуждать это последнее с ограничениями и с правом выкупа; между тем владелец купленной вотчины мог распоряжаться ею без всяких ограничений. Между родовыми" купленными вотчинами была та разница, что в отношении к последним родственникам ее принадлежало право выкупа (см. выше о родовом выкупе).

в) Жалованные вотчины

Физическое лицо может приобрести имущество своими заслугами государству. Способ совершения пожалования состоял в выдаче жалованной грамоты и затем отказа (ввода во владение, совершаемого местными властями, которые, получив отказную грамоту, составляли "отказную книгу", т.е. самый акт ввода). До некоторой степени к пожалованию применялась и купля вотчин из казны. То и другое стало самым обильным источником приобретения прав собственности на землю.

Вопрос о субъекте и его правах на пожалованные имущества разрешается в разные эпохи московского периода весьма неодинаково. Общий и первоначальный принцип в этом случае был следующий: дарение не переносит полных прав собственности на одаряемого: в правах на дар продолжает участвовать и даритель. Принцип этот еще с большей силой применяется к пожалованью от государства, которое ограничивало права собственников и в других, более независимых рода имущества.

а) Дарение имеет свое основание в заслугах одаряемого; если же таких заслуг не было и вотчина добыта обманом, то она возвращается назад; в 1611 и 1622гг. состоялись указы о том, что получившие вотчины за осадное сиденье, но не числящиеся в осадных списках, лишаются этих вотчин (Ук. кн. прик. III, 3 и Улож. XVII). б) Иногда причиной такого поворота прав была порочность или неблагонадежность одаряемого: в 1613 и 1615 гг. предписано, что тушинцы, служившие прежде самозванцу, а потом получившие вотчины за московское освобождение (при Пожарском), должны предъявлять свои грамоты для записи за ними этих земель не в вотчины, а в поместья (Ук. кн. пом. пр. III, 6). Но более всего права государства на пожалованные вотчины проявляются в тех правах распоряжения, которые предоставлялись вотчинникам. Первоначально (до XVI в.) на этот счет не было постановлено никакого общего правила: права вотчинников определялись каждый раз содержанием жалованной грамоты и могли быть очень обширны (равнялись правам на вотчины, купленные у чужеродцев), или нисходили до простого пожизненного пользования (см. Неволин. Ист. рус. гр. зак., ч. 2, § 277). Но, несмотря на разнообразие жалованных грамот XVI в., в них можно уловить и общее начало в этом вопросе: в законе 1572 г. было постановлено следующее принципиальное решение вопроса о принадлежности жалованных вотчин: если жалованной грамоты нет в руках вотчинника (вследствие потери или неполучения), то, по решению собора 1572 г. в таком случае вотчина по смерти вотчинника отбирается на государя, хотя бы у вотчинника оставались дети (Ук. кн. вед. казн. ст. XIX). В начале XVII в. при активнейшем участии бояр в управлении государством (в Смутное время и в первые годы правления Михаила Федоровича) вотчинные права частных лиц вообще возвышаются, и в частности права на жалованные вотчины. Тогда решался вопрос, к какому именно типу частных вотчин примкнут вотчины жалованные: к родовым или купленным? Так как выслуженная вотчина принадлежит приобретателю вследствие его личных заслуг и в приобретении ее он ничем не обязан своему роду, то естественно, что практика склонялась ко включению таких вотчин в одну категорию с купленными; в таком случае жалованная вотчина должна принадлежать семье приобретателя (и тому роду, который от него произойдет). Отсюда, во-первых, следует, что сам приобретатель и его нисходящие пользуются всеми правами на вотчину, но народ его: и действительно, о роде приобретателя в узаконениях того времени умалчивается; указом 23 ноября 1620г. (Ук. кн. пом. прик. III, 13) предписано, чтобы лицам, получившим вотчины за московское осадное сиденье при царе Василии Ивановиче, даны были жалованные грамоты по новой форме, в которой обозначены все права на жалованную вотчину, а именно: вольны в тех вотчинах они, их дети, внуки и правнуки; они могут эти вотчины продать, заложить, отдать в приданое, завещать в монастырь, а о родовом наследовании ничего не сказано*, хотя и предоставлено право родового выкупа.

______________________

* Впрочем, в жалованных грамотах начала XVII в. встречается иногда: "и в род их", но это была далеко не общая норма.

______________________

Во-первых, из приравнения жалованных вотчин к купленным следовало, что в правах на них имеют такое же участие жены приобретателей, как и в правах на купленные вотчины. Так это действительно и было и на практике, и в жалованных грамотах до 1627 г.: в этом году патриарх Филарет убедил своего сына - царя Михаила Федоровича, что прежний порядок в этом случае незаконен: после бездетной смерти вотчинника его жене следуют лишь купленные вотчины, но отнюдь не выслуженные и не родовые, которые должны идти в род мужа. Тогда состоялось узаконение, сравнявшее выслуженные вотчины с родовыми: после бездетной смерти вотчинника его жена не получает выслуженных вотчин даже на прожиток и даже в таком случае, если у умершего не осталось поместий, из которых можно было бы обеспечить вдову (в этом случае предписано дать ей обеспечение из сторонних поместных земель); выслуженная же вотчина должна идти в род мужа, аза неимением рода - в казну. Закон придал себе даже обратную силу, предписав возвратить уже проданные женами выслуженные вотчины и, получив с них деньги, возвратить покупщикам, а земли или в род мужа, или в казну, впрочем, только в таком случае, если продавщицы еще живы и вступили во второй брак; если же они умерли или постриглись, то проданные ими вотчины остаются за покупщиками (Ук. кн. пом. пр. IV, 6; Ул. ц. A.M., XVII, 1). На основании этого указав 1628 г. составлена новая общая форма жалованных грамот. В ней права на выслуженные вотчины определены совершенно одинаково с правами на родовые вотчины (т.е. с правом родового наследования и родового выкупа). Это не означало расширения прав физических лиц на выслуженные вотчины, но, во всяком случае, вывело из прежнего прекарного состояния, сравняв их с родовыми. В 1679 г. было решено в законодательном порядке, что владельцы выслуженных вотчин не могут отчуждать их безмездными способами (по дарственной и по завещанию) мимо своих наследников.

Такие положения о выслуженных вотчинах дополняются и иллюстрируются постановлениями о вотчинах, купленных из казны. Так как казна продавала земли с большой льготой дата покупателей (но низкой цене), то такая продажа была лишь уменьшенной степенью пожалованья, а потому права приобретавших такие вотчины не равнялись правам на вотчины рядовые и купленные у чужеродцев. В XVI в. при Грозном такие вотчины могли переходите детям и дальнейшим нисходящие; но если детей не [неразб.] то родственники покупщика не наследовали, вотчина возвращалась в казну; впрочем, за отобранную вотчину из казны выдавались деньги: по душе умершего в монастыри или "племени его" в таком количестве, какое он сам заплатил казне. Когда после "московского разорения" была возобновлена продажа: казенных пустых земель, то выдача купчих была остановлена, так как покупщики не соглашались приобретать их на прежних правах, а требовали обозначить в акте, что, вотчины будут принадлежать им и их детям с правом продажи, залога, отдачи в приданое и с правам передачи в родовое (боковое) наследование. Указом 1628 г. была установлена особая форма купчих грамот на такие вотчины; но в ней обращена особое внимание только на право-покупщиков отдавать вотчины в приданое (согласно е указом Иоанна IV); о существенных же и более важных правах указ умолчал, а именно о праве продажи и залога, что, впрочем, было исправлено в 1636 г. (Ук. кн.пом. прик. IV, 13 и 39). Права жен на такие вотчины, были определены лишь Уложением; эти права. ниже их прав на вотчины, купленные у чужеродцев: после смерти мужа вотчина, купленная из казны, дается его жене лишь в пользование до выхода в замужество, до пострижения или до смерти (Ул, ц. A.М. XVII 8),

5. Поместья

Понятие о поместном праве. Поместьем называется жалованье, выдаваемое государством за службу, в виде пользования недвижимым, имуществом. Отсюда в поместном праве две стороны: частноправовая и государственная.

О первоначальном происхождении поместного права нет точных исторических данных. Распространенное прежде мнение а то", что поместное право обязано своим уст давлением Иоанну III, а окончательны" утверждением - Иоанну Грозному, не имеет оснований. Начало его необходимо предположить в земский период (со времена большей оседлости князей). Существование поместного права в северных княжествах с начала XIV в. утверждается свидетельствами духовных и договорных грамот князей, в частности духовной Калиты 1328 г. (см в нашей Хрестоматии по ист. рус. пр. вып. II,примеч. 12 к дух. Калиты). В XV в. находим свидетельство о существовании поместного права (под этим собственным его именем) в Литовско-Русском государстве (при Казимире IV).

Впрочем, до XVI в. [...] поместья не вполне определился и обособился от других видов условного владения землей.

Поместное право до вел. кн. Иоанна III имеет сет особенности, отличающиеся от последующего его характера. Во-первых, в те времена (XIV-XV вв.) поместья давались лишь непосредственным слугам князя (дворянам) и преимущественно низшим (несвободным и полусвободным; высшие же служилые люди - бояре - получали кормления (было сказано, что смешивать понятия поместья и кормления отнюдь не следует). Во-вторых, в то время поместья выделяются из собственных частных имуществ князей (а лотом и дворцовых), но не из государственных (черных). По этим двум признакам поместное право в первую эпоху своего существования в Московском государстве имеет преимущественно частный характер.

В первый раз слово "поместье" встречается в Судебнике Иоанна III. Тогда поместное право вступает в новую фазу своего развития. Со времен Иоанна III обе указанные особенности поместного права исчезают: поместья даются всем служащим лицам из имуществ черных и дворцовых безразлично. Поместное право проникает государственным характером, так как и в самой службе элемент государственный начинает преобладать над частным.

Наконец, в XVII в. эта примесь государственного начала опять ослабевает. Но частноправовое значение поместий утверждается уже за помещиками (а не за государством). Тип поместного права, который мы здесь изобразим, относится преимущественно к этой последней эпохе (Улож., XVI).

Лица, могущие обладать поместьями. Из понятий о поместном праве и его истории видно, что:

а) Поместьями могут владеть только лица, служащие государству, и никто другой; поместья, даваемые от государства церковным учреждениям, составляют вид установления простого пользования и сюда не относятся.

б) Поместья могут получать лица всех родов государственной службы: 6ояре, дворяне, дьяки, подьячие, придворные служители, гости, рейтары, драгуны и др.: иногда лица, служащие по выбору (например, новгородские старосты). Лицу каждого из этих классов приписывается право на такое количество поместной земли, сколько назначено по общему расписанию членам этого класса. Такое расписание поместных окладов изменялась по местностям, по временам и по мере успехов службы каждого отдельного лица, иногда в виде награды за особые заслуги (Так, в 1649 г. всем дворянам и детям боярским, бывшим на земском соборе 1648 г., прибавлено по 100 четей к их окладам). Вообще стечением времени поместное жалованье увеличивалось для всех классов; нормальные оклады, назначаемые при верстании на службе в 1621 г., были следующие: 1-я статья - 300 четвертей земли (в одном поле), 2-я - 250, 3-я - 200, 4-я - 150, 5-я - 1100 четвертей (для детей боярских, которые уже служили, оклад увеличивается на одну статью, т.е. по 1-й ст. - 350, по 5-й - 150 четвертей). В середине XVII в. (по Котошихину) поместные оклады соразмерялись с денежными для каждого разряда служилых людей: на каждый рубль денежного жалованья давалось по 5 четвертей поместной земли; по этому расчету тогда получали:

бояре, окольничие и думные люди.....................................................1000 четв.

стольники...............................................................................................500 "

стряпчие.................................................................................................400 "

дворяне московские, городовые и дьяки.......................................400-250 "

дворяне городовые средней и меньшей статьи и дети боярские.... 250-30 " (см. Котошихин, VII, 8). К нормальным окладам присоединялись добавочные раздачи поместий: каждый из служащих в Москве к своему окладу получал добавочный в Московском уезде (Ул. XVI, 1). Затем окраинным помещикам в XVII в. давались добавочные оклады в степных - окраинных местах (в целях скорейшей колонизации и защиты южных границ: см. ук. кн. лом. пр., IV, 60; Улож. XVI, 40). В число четвертей земли нормальных окладов не включаются так называемые угодья (выгоны, сенные покосы и лес), которые отводятся сверх оклада. Если дается земля худая, то она "одобривается", т.е. прибавляется к окладу соответствующая доля четвертей: например, на 100 четв. средней земли прибавляется еще 25 четв. такой же (Улож., XVI, 46,48). Но между окладом и действительной дачей поместья была большая разница: правительство не всегда располагало достаточным количеством годных земель для полного удовлетворения по окладам; нередко предписывалось верстать в половину оклада; впоследствии такая недостача могла восполняться из земель, сделавшихся вакантными, по указаниям и просьбам самих заинтересованных лиц (за ложные показания у получивших поместья они отбирались). Особенно такие затруднения для испомещений по окладу встречались при массовом наделе на окраинах, вновь колонизируемых: там вместо населенной земли приходилось отводить "дикие поля". Общий запас земли для раздачи в поместья состоял из дворцовых земель, земель, поступивших в казну путем выморочности, конфискации и экспроприации; черная земля давалась нечасто; давать дворцовые вотчины запрещено указом 1627 г. Таким образом, запас постепенно истощался. Кроме того, поместья обращались только в известном классе служилых людей и в известном уезде: иноземцевские поместья даются только иноземцам (ук. 1614 г.), поместья татар и мордвы запрещено давать русским (ук. 1616г.); поместья лиц, погибших на войне, дают их землякам (ук. 1618 г.); поместья смольнян идут только смольнянам (ук. 1612 и 1614 г. г.). Этим еще более затруднялось правительство при отыскании годной земли для раздачи в поместья.

Такие обстоятельства привели к постепенному введению денежного жалованья, которое в XVI и XVII вв. дается в дополнение к поместьям и соразмеряется с величиной поместной дачи. С течением времени оно возрастает постепенно, с успехами денежного хозяйства, приготовляя для будущего (XVIII в.) полный переход к денежному жалованью и прекращению поместных дач.

в) Величиной поместного оклада определялся размер возложенной на помещика воинской повинности. Первое дошедшее до нас распределение этой повинности сделано Грозным в 1556 г.: с каждых 100 четвертей земли требуется на службу один на коне с полным вооружением, в дальных походах - на двух конях. В начале XVII в. при общем стремлении служилых классов уменьшить служебные тягости, лежавшие на них, было определено (собором), что впредь один человек с доспехом и конем выставляется не с 100, а с 200 четвертей. Но с восстановлением государственного порядка при царе Михаиле эта затея пала: требовался (в 1617г.) опять одинконный с 100 четвертей. С 20-х гг. XVII в. размер повинности стал определяться не количеством четвертей земли, а числом крестьянских и бобыльских дворов, состоявших за помещиками.

г) Поместья давались при действительном поступлении на службу, что технически называлось "верстанием" и обыкновенно наступало при достижении сыном дворянина 15 лет.

д) Низшие службы, отправляемые не лично, а массами, вознаграждаются не поместьями, а землями на общинном праве (стрельцы, пушкари, ямщики и пр.).

Объект поместного права есть всякое недвижимое имущество, т.е. не только земли, населенные и ненаселенные, но и дворы в городах, так называемые "данные", а также промыслы, охоты и рыболовства. Помещику принадлежит в этих имуществах право хозяйственного или экономического пользования, а со времени окончательного прикрепления крестьян и право на труд крестьян в размерах, установленных обычным правом. Теперь ввод во владение поместьем сопровождается "послушной грамотой", обращенной к крестьянам. Злоупотребление трудом крестьян предупреждается тем постановлением, что запустошивший поместье обязан нести с него службу, как бы оно не было пустым. Хотя право помещиков на труд крестьян, по Котошихину, равнялось праву вотчинников ("а свои подати кладут они (помещики и вотчинники) на крестьян своих сами, сколько с кого что взята"; XI, 3); но тот же Котошихин сообщает следующее: когда боярам и другим чинам "даются поместья и вотчины, то им пишут в жалованных грамотах, что им крестьян от сторонних людей и всяких обид и налогов оберегати и стояти, а подати с них имати по силе, с кого что можно взята, а не через силу, чтоб тем мужиков своих из поместий и вотчин неразогнать и в нищие не привесть, и насильством у них скота и животины никакой, и хлеба всякого и животов не имати. А будет который вотчинник или помещик... учнет с их имати поборы великие, не против силы, чем бы привести к нуже и бедности... и будет на такого вотчинника и помещика будет челобитье, что он над ними так чинил, и сторонние люди про то ведают, и скажут правду, и у таких помещиков и вотчинников поместья их и вотчины, которые даны будут от царя, возмут назад на царя, а что он им ал каких поборов через силу и грабежом, и то на нем велят взять и отдать тем крестьянам, а впредь тому человеку, кто так учинил, поместья и вотчины не будут даны до веку. А будет кто учнет чинить таким же обычаем над своими вотчинными купленными мужиками... и утех крестьян возмут безденежно и отдадут сродственником его, добрым людям безденежно ж, а не таким разорителям". Пользование, увеличивающее ценность вещи, не воспрещается: распаханные пустые части поместья оставляются во владении помещика, хотя бы число четвертей поместья таким образом становилось больше, чем сколько следует ему по классу.

Кроме земель в уездах, на поместном праве раздавались (как сказано) дворы в городах (т.е. "данные") и огороды, которые здесь отличались от тяглых дворов так же, как поместные земли от черных (Ук. кн. зем. прик. XI и XXXV); владельцы их не могли продавать и закладывать (там же, ст. XXII); но если владельца переводили на новое место по распоряжению правительства, то ему позволялось продать прежний двор и данное место (там же, XXVI). Благодаря особенным свойствам городских имуществ, здесь скорее росли права частных лиц на "данное" имущество: владельцы таких дворов подлежали, наравне с черными, всем городским повинностям и потому заявляли иногда, что им "дворовые данные места стали пуще купленных" (там же), злотому разрешается переход дворов даже по купчим между служилыми людьми одного разряда. Кроме того, данные дворы давались иногда и людям неслужилым, для которых эти имущества были уже предметом вечного владения (но не собственности); такие люди сами обстраивались, а потом иногда получали право продавать дворы посторонним лицам и взамен их покупать где угодно с условием обращения купленного двора в данный (там же, XXXIII). Вообще же с частной точки зрения поместное право есть только право пользования.

Возрастание вещных прав лица на. поместья, т.е. переход правд пользования в право собственности, составляет наиболее интересный вопрос поместного права.

а) Прежде всего развивается право наследования в поместьях, именно в отношении к сыновьям: отец при жизни "припускал" сыновей к участию в пользовании поместьем. При отставке отца и при малолетстве сыновей поместья хотя и отбирались, но сдавались на оброк ему же до возврата сыновей, а йотом шли в раздачу последним. Таким образам, уже со времен Грозного утвердился принцип: отцовских поместят не отнимать у сыновей, если они пригодны в службе (А А.Э. I, N 225). Начало наследования в поместьях утвердилось в особенности в 1611. я 1618 гг. (см. Ук.кн. пом. прик. III, 7 - указ 27 августа 1618г., которым утвержден наследственный переход поместий не только к нисходящим, но за неимением их и к боковым; ср. там же III, 9, 10 и др.).







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия