Студопедия — Замысел и проблемы 39 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Замысел и проблемы 39 страница






 

Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко "ЦАРЬ СЛАВЯН"
Глава 2. ИМПЕРАТОР АНДРОНИК КОМНИН XII ВЕКА - ЭТО ИИСУС ХРИСТОС ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В ЦАРЬ-ГРАДЕ XII ВЕКА. 3. ИМЯ АНДРОНИКА И ИМЕНА ЕГО ПРИБЛИЖЕННЫХ. Греческое имя "Андроник" состоит из двух частей. Первая часть - АНДРО - означает "человек". Вторая часть - НИК или НИКА - означает "победитель". Итак, смысл имени таков: ЧЕЛОВЕК из Никеи, или ЧЕЛОВЕК победитель. Христос в Евангелиях, говоря о себе в третьем лице, почти всегда употребляет слова: "Сын ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ". Например: "И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет где преклонить голову" (Матфей 7:20). Согласно библейскому словарю "Полная Симфония", такие слова употребляются в Евангелиях более пятидесяти раз [670], с.1202. Таким образом, первая половина имени Андроника - ЧЕЛОВЕК или ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, - АНДРОС, по-гречески, - совпадает с евангельским самоназванием Христа: Сын ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. Более того, слово НИКА, то есть вторая половина имени "Андроник", также тесно связано с Христом. Почти на каждом распятии мы увидим слова: IС ХС НИКА, то есть "Иисус Христос НИКА". См., например, рис.2.13, рис.2.14 и рис.2.15. Итак, имя Андроника достаточно близко к наименованиям Христа. Теперь становится понятным и следующее знаменитое место из Евангелий. Пилат, перед тем как осудить Христа, выводит его к иудеям и говорит: "Се Человек", то есть "Это - Человек". Вот что говорит Евангелие от Иоанна: "Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице. И сказал им Пилат: се Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его!" (Иоанн 19:5-6). При буквальном понимании данного места возникает естественный и недоуменный вопрос - что имел в виду Пилат, говоря: "Это - Человек". Слова эти звучат бессмыслицей. И без того понятно, что человек является человеком. Но теперь мы видим, что здесь, попросту, было неправильно передано имя "Андроник". Составной частью которой действительно является АНДРОС, то есть ЧЕЛОВЕК, по-гречески. Кто-то из позднейших переписчиков или редакторов заменил в данном месте имя "Андроник" на его буквальный перевод: "Человек". Получилась некая нелепость. В которой при желании, конечно, можно искать некие философские глубины. Чем некоторые и занимаются. В Новом Завете есть еще один пример, когда к имени Иисуса Христа довольно необычным образом прибавляется слово ЧЕЛОВЕК. Мы имеем в виду 1 послание апостола Павла к Тимофею. Там есть следующие слова: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, ЧЕЛОВЕК ХРИСТОС ИИСУС, предавший Себя за искупление всех" (1 Тимоф. 2:5). Церковно-славянский текст: "Един бо есть Бог. и един ходатай Богу и человеком. ЧЕЛОВЕК ХРИСТОС ИСУС" [745], т.8, с.320. Конечно, объяснять данное место Апостола можно по-разному. Но все-таки в Новом Завете выражение "человек Христос" больше не встречается, см. "Полную Симфонию" [670], и несколько режет ухо. Вероятно все-таки здесь первоначально стояло: АНДРОНИК ХРИСТОС ИСУС. Но имя Андроник было затем переведено как "человек". Перевод правильный. Однако собственное имя "Андроник" превратилось в нейтральное слово "человек". Далее. С помощью именного указателя к книгам Никиты Хониата мы просмотрели все имена людей, упоминаемые им, и имеющие корень ХРИС, то есть Христос. Оказалось, что эти люди были самым непосредственным образом связаны именно с Андроником. Так например, начальника личной охраны Андроника и беззаветно преданного ему человека, называли Стефан Агиохристофорит. То есть Стефан, Святого Христа Защищающий. Поскольку АГИО = Святой (по-гречески), а ФОРИТ = Поддерживающий, Защищающий (по-гречески) [235:1], с.262; [933:1], с.304-349. Кстати, Никита Хониат, а точнее говоря, поздний латинский редактор, пишущий под этим именем (см. ниже), был явно обеспокоен таким ярким прозвищем начальника царской охраны Андроника. Поэтому Хониат пытается сгладить впечатление, сообщая, что современники, дескать, заменяли имя Агиохристофорит на Антихристофорит, то есть "Поддерживающий Антихриста" [933:1], с.304. Еще раз повторим, что отношение Никиты Хониата к Андронику резко отрицательно и он всячески старается очернить Андроника. Вот еще одно имя, несущее в себе корень ХРИСТОС в "Истории" Хониата. Это - Хрисохоопул [933:1], с.142. Так звали простого ЛОДОЧНИКА, помогшего Андронику бежать из заточения. "Человек, который принял Андроника в лодку, прозывался Хрисохоопулом" [933:1], с.142. Таким образом, и в данном случае человека, помогшего Андронику, стали именовать ХРИСОхоопул. Может быть, здесь слово ПУЛ произошло от славянского ПЛЫТЬ, ПЛЫВУ; отсюда, возможно, и английское POOL = бассейн. Хорошо подходит для лодочника, переправившего Христа по воде, что-то вроде: Христос Плыл. Итак, мы видим, что имя Христос, хотя и косвенно, тесно связано с Андроником. Почему-то именно его приближенные, а не приближенные других византийских царей, приобретали имена с таким корнем - Христос. Поясним, что имена, возникающие на страницах летописи, часто являются прозвищами, связанными с деятельностью человека, а не именами в современном смысле, дающимися при рождении. Например, имя Агиохристофорит - это не имя, полученное при рождении. Оно явно связано с деятельностью человека как начальника царской охраны, то есть поддерживающего царя (Форит). Совершенно ясно, что не родители прозвали так предусмотрительно своего ребенка, предугадывая что через много лет он станет начальником охраны Андроника-Христа. Точно так же и имя лодочника Хрисохоопула означает, скорее всего, что-то вроде: "Христа по воде Переправляющий". 4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН. На многочисленных изображениях распятия Христос назван "Царем Славы", см., например, рис.2.13, рис.2.14, рис.2.16, рис.2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное объяснение, что-то вроде "Славный Царь". С другой стороны, существует проблема - откуда появилось название "Славяне". На данную тему высказывались многие историки, в том числе Орбини и Щербатов. Некоторые считали, что слово СЛАВЯНЕ происходит от слова СЛАВА, а некоторые - от СЛОВО, то есть "разговор", славянский язык. Хорошо известно, что СЛОВО или ЛОГОС - это одно из имен Христа. В старых текстах Христа часто называли "Воплотившимся Словом" или Логосом. См. также начало Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоанн 1:1). С другой стороны, оказывается, что в эпоху Андроника I Комнина существовал титул СЕВАСТ или СЕВАСТОКРАТОР. По-гречески он означает СЛАВА [85], [85:1]. Историки сообщают: "Титул севаста принадлежал некогда одним императорам. Из лиц, не имевших царской власти, в первый раз получил его... Алексей Комнин, родоначальник династии Комнинов. Сделавшись императором, Алексей Комнин придумал еще титулы пансевастов, протосевастов и проч." [933:2], с.74. Таким образом, титул СЕВАСТ - то есть СЛАВА - был тесно связан с династией Комнинов, к которой принадлежал Андроник I Комнин. Его отец был Севастократором. И сам Андроник, следовательно, имел наследственное право на этот титул. Никита Хониат сообщает, что Андроник "происходил из знатного рода, - так как от одного отца, Алексея, деда Мануилова, происходили и отец Мануила (императора Мануила Комнина - Авт.), царь Иоанн, и отец Андроника, севастократор Исаак" [933:1], с.115. Считается, что сам Андроник I севастократором не был, а этот титул принадлежал "другому Андронику" Комнину, его современнику и родному (а не двоюродному) брату императора Мануила [933:1], с.63. Впрочем, здесь у Никиты Хониата вполне возможна путаница, поскольку родной брат - севастократор Андроник - упоминается в "Истории" Хониата лишь мельком однажды, а о двоюродном брате - Андронике I - говорится достаточно много. Итак, с царем Андроником, и вообще с династией Комнинов, был тесно связан титул Севаст, то есть Слава или Священный. Андроник был последним из Комнинов. Повторим, что все они были Севасты, то есть носили титул СЛАВА. Поэтому возникает следующая естественная мысль, что надпись "Царь Славы" рядом с распятием Христа указывает на титул Андроника - СЛАВА, то есть на родовое имя династии Комнинов. Вполне вероятно, что СЛОВО (или Логос) - как имя Христа - это слегка искаженный титул СЛАВА. Но тогда и христиане, то есть последователи Андроника-Христа, должны были получить название Славяне, как последователи СЛАВЫ или СЛОВА. Мы приходим к выводу, что само название СЛАВЯНЕ является, попросту, другим наименованием Христиан. Недаром до сих пор Славяне - это в основном Христиане. А церковно-славянский язык принят именно в христианском богослужении и только в нем. Следовательно, вместо ЦАРЬ СЛАВЫ вполне можно было бы сказать ЦАРЬ СЛАВЯН. Смысл - тот же самый. Если в имени Логос опустить греко-латинское окончание ОС, то получится ЛОг или ЛГ без огласовок. Что напоминает слово АЛЛАХ - обращение к Богу у мусульман. Возможно, АЛЛАХ и ЛОГ(ос) - одно и то же слово в разных произношениях. И то и другое - имена Бога. 5. ХРИСТОС-АНДРОНИК КАК ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ. Еще одна весьма распространенная надпись, присутствующая на распятиях Христа и даже упоминаемая в Евангелиях, такова: "Иисус Назорей, Царь Иудейский", см., например, рис.2.18 и рис.2.19. В Евангелии от Иоанна сказано: "Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский... Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский... Пилат отвечал: что я написал, то написал" (Иоанн 19:19-22). Спор между первосвященниками и Пилатом теперь вполне понятен. Ведь Андроник - Христос был уже свергнут с престола, поэтому его противники требовали от Пилата исключить слово "Царь". Действительно, для только что свергнутого царя вопрос о том - писать или не писать его царский титул - становится спорным. Однако Пилат настоял на своем. Таким образом, Ромейская или Византийская империя XII века, со столицей в Царь-Граде на Босфоре, названа в Евангелиях ИУДЕЕЙ. Это прекрасно соответствует нашим результатам, согласно которым Иудея - это Византия, впоследствии Османия = Атамания, а потом - Турция. А Израиль - это Русь-Орда, а в более широком смысле - вся Великая = "Монгольская" Империя, включающая и Османию = Атаманию. Кстати, в Библии проводится именно такая точка зрения: Иудея является небольшой частью Израиля, выделившейся из него при разделении царства после царя Соломона. Однако именно в Иудее находилась старая столица Империи - Иерусалим. Он же, согласно нашим исследованиям, - Троя, Царь-Град, Константинополь, Стамбул, см. книги "Основания истории", "Новая хронология Руси" и "Империя". 6. ПРИГОВОР АНДРОНИКА, НАПИСАННЫЙ ОТ ИМЕНИ БОГА. Никита Хониат возмущенно и многословно описывает некий указ Андроника, составленный от имени самого Бога. Этот факт не дает покоя Хониату. Он долго и раздраженно рассуждает на данную тему. Мы цитируем: <<Начинался же этот приговор таким образом: "ПО ВНУШЕНИЮ БОЖИЮ, а не по повелению державного и святого государя и императора нашего определяем и объявляем, что для пользы государства и, в частности, для блага Андроника, СПАСИТЕЛЯ РИМЛЯН, необходимо...">> [933:1], с.344. Что касается текста самого приговора, приведенного Хониатом, то он явно несерьезен и дошел до нас в искаженном виде. Но здесь нас привлекает то, что царский приговор Андроника был написан, оказывается, ОТ ИМЕНИ САМОГО БОГА. А во-вторых, Андроник назван здесь СПАСИТЕЛЕМ римлян (напомним, что Спасителем именовали Христа). Никита Хониат возмущается по поводу отождествления Андроника с Богом, звучащего в данном приговоре. Недовольство Хониата вполне понятно. Он уже не понимает, что в редактируемом им старом тексте речь идет о Христе, который назван Богом. Андроник почему-то прячет этот приговор во дворце. Вскоре происходит мятеж, как-то связанный с данным приговором. При этом из дворца пропадает "письмо Господа". Именно это письмо, а не какую-либо другую святыню, упоминает Хониат, рассказывая о разграблении дворца Андроника. Он говорит, что Андроник, "взяв к себе... приговор, тщательно хранил его в своем сундуке" [933:1], с.345. После свержения Андроника его дворец был разграблен. Никита Хониат пишет: "Грабеж простерся даже и на храмы, находившиеся в царском дворце, и здесь сорваны были украшения со святых икон и даже украден тот священнейший сосуд, в котором, как говорит давнишняя молва, дошедшая и до нас, хранилось ПИСЬМО ГОСПОДА, собственноручно написанное им к Авгарю" [933:1], с.355. Ясно, что приговор, в котором, вероятно, осуждались лица, организовавшие мятеж, должны были украсть и уничтожить. А украли, как нам сообщают, Письмо Господа. Возникает впечатление, что приговор, написанный Андроником, и Письмо Господа - это, попросту, одно и то же. Напомним, что приговор был написан "от имени Бога" (по словам Хониата). 7. АПОСТОЛЬСКАЯ ПРОПОВЕДЬ АНДРОНИКА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. По свидетельству Никиты Хониата, Андроник говорил о себе, что, "он обошел почти весь восток, по-апостольски пронес и проповедовал имя Христово всем народам, везде, куда ни приходил, принимаем был с величайшими почестями и возвращался с почетной свитой" [933:1], с.342. Ясное дело, что Хониат не верит здесь ни единому слову и приписывает их "неумеренному хвастовству" Андроника [933:1], с.342. Но согласно Евангелиям Христос много путешествовал и проповедовал различным народам, а затем поручил эту миссию своим апостолам. Кроме того, как мы увидим ниже, апостольская проповедь Андроника на востоке отразилась в русских летописях, как Крещение Руси апостолом Андреем Первозванным. Таким образом, получается, что Русь была крещена самим Христом во второй половине XII века. 8. РУССКИЕ ОБЫЧАИ ПРИ ДВОРЕ АНДРОНИКА-ХРИСТА. Н.М.Карамзин сообщает: "Андроник, по нашим летописям, приехал к Ярославу Галицкому в 1165 году, и в том же году возвратился в Царьград... Андроник бил зумпров (зубров - Авт.), которых много в России... Андроник замучен в 1182 году. Византийские Летописцы говорят, что ОН НАДЕЯЛСЯ НА РОССИЯН БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ НА ГРЕКОВ, и думая на Царской галере уехать в Россию, надел варварскую шапку с острым верхом" [362], комментарий 414 к т.2, гл.16, столбец 164. И далее: "Галицкий князь дружески принял врага Мануилова, Андроника Комнина, сына Исаакиева, бежавшего из темницы Константинопольской, и дал ему в удел несколько городов. Андроник, как пишут Византийские Историки, всегда ездил на охоту с Ярославом, присутствовал в его Совете Государственном, жил во дворце, обедал за столом княжеским, и собирал для себя войско... Сей изгнанник чрез несколько лет достиг сана Императорского: будучи признательным другом Россиян, он подражал им во нравах: любил звериную ловлю, бегание в запуски, и низверженный с престола, хотел вторично ехать в наше отечество; но был пойман и замучен в Константинополе" [362], т.2, гл.16, столбцы 184-185. Никита Хониат сообщает, что сценами русской охоты были расписаны стены царской палаты, которую воздвиг для себя Андроник в Царь-Граде [933:1], с.341. Кроме того: "В то же время возвратился в отечество и Андроник, снова бежавший из заключения и проживавший в Галице. Галица - это одна из топархий, принадлежащих РОССАМ, которых называют также ИПЕРБОРЕЙСКИМИ СКИФАМИ" [933:1], с.141. Здесь Русь названа прямым текстом, причем отождествлена со Скифией и с местом пребывания Андроника. Далее, царь Мануил был обеспокоен бегством Андроника, поскольку "ходили уже слухи, что он собирает многочисленную СКИФСКУЮ КОННИЦУ с намерением вторгнуться в римские пределы" [933:1], с.144. 9. СКИТАНИЯ АНДРОНИКА ДО ЕГО ВОЦАРЕНИЯ И СКИТАНИЯ ХРИСТА ДО ВХОДА В ИЕРУСАЛИМ. Евангелия много говорят о том, что Иосиф с Марией, а затем и Христос, были вынуждены много скитаться вдали от Иерусалима, поскольку боялись Ирода, а впоследствии его преемника Архелая. Скитания начались с бегства в Египет и продолжались долго. После смерти Ирода Иосиф и Мария с юным Христом пытались было вернуться в Иерусалим, но все-таки испугались: "По смерти Ирода, - се, ангел Господень является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские" (Матфей 2:19-22). Таким образом, и Ирод, и его преемник Архелай, представляли для Христа серьезную опасность. Согласно Евангелиям, Христос постоянно странствует. Его странствия кончаются торжественным входом в Иерусалим, после чего, через какое-то время, он был схвачен и распят. Вот, например, как описывает странствия Христа евангелист Матфей. Христос рождается в Вифлееме, затем его перевозят в Египет [957:1], лист 8 оборот, потом в Назарет [957:1], лист 9. Из Назарета Христос бежит "в Капернаум в Поморие, в пределех Завулоних и Неффалимлих" [957:1], лист 10 оборот. Иисус путешествует по всей Галилее, а слух о нем разносится по всей Сирии [957:1], лист 11. Иисус входит в Капернаум [957:1], лист 17. Затем говорится, что Иисус, взойдя на корабль, переплывает на другую сторону моря, в страну Гергесийскую [957:1], лист 17 оборот. Иисус снова входит на корабль, снова переплывает море и прибывает в свой город [957:1], лист 18. Отметим по ходу дела, что в синодальном переводе вместо слова "корабль" уклончиво поставили "лодку". В итоге получилось, будто Христос путешествует по небольшому водоему в какой-то лодке. Явно навевается образ утлого суденышка, пригодного лишь для плавания возле берега или по озеру, но не в море (Матфей 8:23-24). Ясно чего добивались: хотели уменьшить географический масштаб путешествий Иисуса. "Заставили" его перемещаться якобы в окрестности небольшого озера. А в старом тексте речь явно идет о далеких путешествиях, в частности, о пересечении большого моря на корабле. Всплывает совсем другая евангельская картина. Очень любопытно следующее место. Находясь где-то в своем городе, или в его окрестностях, Иисус бранит города, в которых находились его значительные силы: "Тогда начати Исус поношати градовом, в них же быша МНОЖАЙШИЯ СИЛЫ ЕГО, зане не покаяшися. Горе тебе Хоразине, горе тебе Вифсаидо. Яко аще в Тире и Сидоне быша силы бывшия в вас..." [957:1], лист 22 оборот. Смысл понятен. Христос недоволен действиями городов, где находились достаточно большие подчиненные ему военные силы. Он раздражен тем, что имея такие силы, они сделали меньше, чем могли бы. В синодальном переводе данное место, как и следовало ожидать, несколько переиначено: "Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его" (Матфей 11:20). Вместо сил, которые были в городах, сказано о силах, которые были "явлены в городах". Но добавление слова "явлены" меняет смысл текста. Сила, находящаяся в городе, естественным образом понимается как военная сила, стоящая в нем. А сила, явленная в городе, означает уже совсем другое - чудеса, которые тут были явлены. Исходный смысл Евангелия от Матфея здесь, по-видимому, именно в том, что Христу в указанных городах подчинялись именно военные силы. Трудно понять иначе старый текст Евангелия. Но в таком случае получаем прекрасное соответствие с биографией Андроника, см. ниже. Продолжаем описание странствий Христа по старому Евангелию от Матфея. Иисус пришел в свое отечество, но потом, услышав о казни Иоанна Крестителя, сел на корабль и в одиночку перебрался в некое пустынное место [957:1], лист 28, лист 28 оборот. Затем Иисус переходит в страны Тирские и Сидонские, а оттуда - "на море Галилейское" [957:1], лист 30 оборот. Потом Иисус садится на корабль и отплывает в пределы Магдалынские [957:1], лист 31. И наконец прибывает из Галилеи в Иудею и вступает в Иерусалим [957:1], листы 36, 38. Марк упоминает следующие места, где путешествовал Христос до входа в Иерусалим, а именно: Назарет Галилейский, море Галилейское, Капернаум, приморские страны, страна Гадаринская, Десятиградие, "другая сторона Виф(т)саиды", земля Генисаретская, пределы Тирские и Сидонские, пределы Декапольские (вновь Десятиградие), страны Далмануф(т)анские (балканская Далмация?), Виф(т)саида, Кесария Филиппова, Капернаум, Иерихон, Виф(т)сфагия, Виф(т)ания, гора Елеонская, Иерусалим [957:1], листы 59 оборот, 60 оборот, 61, 63 оборот, 65 оборот, 66, 67, 69, 69 оборот, 71, 72 оборот, 74 оборот, 77 оборот, 78. Лука перечисляет следующее: Галилея, Назарет, изгнание из Назарета, Капернаум, озеро Генисаретское, Наин, Гадаринская страна по другую сторону от Галилеи - через озеро Галилейское, Виф(т)саида, Самария, Иерусалим [957:1], листы 102, 103, 108, 109, 112 оборот, 113 оборот, 115, 117. Меньше всего о странствиях Иисуса сообщает Иоанн. Фактически он начинает свой рассказ со входа Христа в Иерусалим. Тем не менее, называются следующие места, где Христос побывал ранее: Кана Галилейская, Капернаум, Иудейская ("жидовская") земля, Самария, город Сихар в Самарии, Галилея [957:1], листы 155, 157, 158, 159 оборот. В Евангелии от Иоанна ПРЯМО УТВЕРЖДАЕТСЯ, что Иисуса, еще до его входа в Иерусалим, хотели ПРОВОЗГЛАСИТЬ ЦАРЕМ. Однако в то время он отказался. "Человецы же видевше знамение, еже сотвори Исусъ, гл[агол]аху, яко сей есть воистину пророкъ, грядый в миръ. Исусъ же разумевъ, яко хотятъ приити, да восхитятъ Его, И СОТВОРЯТЪ ЕГО ЦАРЯ, отиде паки в гору единъ" [957:1], лист 163. См. также синодальный перевод (Иоанн 6:14-15). Таким образом, в Евангелиях остался явный след того, что Христа собирались провозгласить царем. И, как мы теперь понимаем, действительно провозгласили. Подведем итоги. Согласно Евангелиям, Христос много путешествовал по различным городам и странам до своего торжественного входа в Иерусалим. Обратимся теперь к истории Андроника. В общих чертах ее можно описать следующими словами. Андроник много лет находился в изгнании как неугодный при дворе претендент на престол. Были случаи, когда изгнание прерывалось и Андроник мирился с царем Мануилом (евангельским Иродом), но это продолжалось сравнительно недолго. Большую часть времени он проводил в вынужденном отдалении от Царь-Града [933:1]. В конце концов, уже после смерти царя Мануила, в столице начинается возмущение против его юного сына Алексея II, императрицы-регентши Марии Антиохийской и фактического правителя протосеваста Алексея Комнина [235:1], с.255-257. Дело кончается тем, что вместо Алексея воцаряется Андроник. <<"Западники" Мария и протосеваст Алексей... вызывали потворством иноземцам, в ущерб интересам Византии, справедливый гнев мыслящей части общества. Столичную оппозицию возглавили дочь Мануила I, тоже Мария, и ее муж... кесарь Раймунд Монферратский. Кроме того, из Пафлагонии... на ситуацию в Константинополе активно влиял... Андроник (будущий император)... На пасху 5 апреля 1182 года Мария Комнина вместе с мужем бежали в св. Софию и потребовали у... патриарха Феодосия свержения ненавистного протосеваста... 2 мая по приказу императрицы наемники-латиняне пошли на штурм св. Софии. В городе начались бои... жители накинулись на латинские кварталы... Немногие, спасшиеся от ужасов этого погрома, получившего название "Константинопольской бани", покинули город морем. Столица сделалась неуправляемой, единственной надежной силой в руках правительства оставались уцелевшие наемники и флот под началом Андроника Кондостефана. Последний, недолго думая, увел корабли к Андронику Комнину. Власть в свои руки на десять месяцев взял синклит, а затем... Андроник беспрепятственно вступил в столицу и овладел престолом>> [235:1], с.256-257. Как пишет Никита Хониат, до своего воцарения Андроник побывал во многих странах и землях. Он несколько раз бежал из Царь-Града, спасаясь от Мануила-Ирода. Андроник управлял городами Враницовой и Велиградом на Балканах [235:1], с.113. Некоторое время живет в Галиции на Руси [235:1], с.141. Затем Андроник мирится с Мануилом и осаждает Зевгмин [235:1], 146, потом управляет Киликией [235:1], с.150, перебирается в Антиохию [235:1], с.152, оттуда спасается в Иерусалим [235:1], с.154, после чего бежит к Салтуху - султану Колонии [235:1], с.155. Затем снова мирится с Мануилом. Андроник получает в управление город Эней и селится там надолго [235:1], с.242. Оттуда, во главе войск, вступает в Пафлагонию [235:1], с.244. Отсюда переходит в понтийскую Ираклию [235:1], с.258. Затем - к городам: Никея, Никомидия. Потом происходит бой при Хараксе, где Андроник одерживает победу над правительственными войсками, возглавляемыми Ангелом, после чего Ангел переходит на его сторону [235:1], с.259. Вскоре Андроник торжественно вошел в Царь-Град [235:1], с.260. Сравнивая эту историю с евангельскими описаниями, мы видим, что остов событий тот же самый. Длительные путешествия, сложные взаимоотношения с царем Иродом и, наконец, торжественный вход в столицу и последующее воцарение. Евангелия называют иерусалимского царя - противника Христа, именем Ирод. В истории Андроника Ироду соответствуют Мануил и Алексей Комнин - предшественники Андроника на престоле. Отметим, что в родовом имени Комнинов присутствует имя ЭРОТИК. Так звали отца Исаака I Комнина, прародителя династии Комнинов [235:1], с.223. Так что это было их родовое имя. Они все были "Иродами", "Эротиками". В то же время само слово ИРОД, вероятно, означало РОД. В данном случае - царский род. 10. ЧУДЕСА АНДРОНИКА И ЧУДЕСА ХРИСТА. Евангелия много говорят о чудесах, творимых Христом. Оказывается, император Андроник тоже творил чудеса. Об этом сообщает Никита Хониат, хотя и считает эти чудеса "неправильными" и приписывает их исключительной хитрости и уму Андроника. Например, Андроник "проходил сквозь стены". Напомним, что Христос тоже проходил сквозь стены. В Евангелии московской печати 1651 года говорится: "И по днех осмих, паки бяху внутрь ученицы Его, и Фома с ними. Прииде IС (Исус - Авт.), дверем затвореном, и ста посреди их, и рече мир вам" [957:1], Иоанн, зачало 65. То есть: "По истечении восьми дней вновь собрались внутри ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус сквозь затворенные двери и стал посреди них и сказал: мир вам". Отметим, что современный синодальный перевод несколько сглаживает это место, хотя смысл остался тот же самый. Мы цитируем: "После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам" (Иоанн 20:26). Никита Хониат посвящает аналогичному сюжету из истории Андроника достаточно длинный рассказ. Мы не будем передавать его полностью, а сообщим лишь его суть. Андроник был заключен в темницу, "в самые крепкие и несокрушимые железные оковы... Но как он был человек смелый, чрезвычайно изворотливый и в трудных обстоятельствах весьма находчивый, то, открыв в своей темнице... старинный подземный ход, он руками, как веником и заступом, прочищает в нем отверстие для входа и выхода так, чтобы это было незаметно, застилает его кое-какими домашними вещами и затем прячется в нем. Когда настал час обеда, стражи отворили двери темницы и принесли обычное кушанье, но гостя к столу нигде не видели. Стали осматривать, не разломана ли или не раскопана ли где темница и не ушел ли хитрый Андроник. Но нигде не было никакого повреждения: НИ ДВЕРНЫЕ ПЕТЛИ, НИ ДВЕРНЫЕ КОСЯКИ, НИ ПОРОГ У ДВЕРЕЙ, ни потолок, ни задняя часть дома, ни железные решетки на окнах - словом, ничего не было испорчено. Тогда стражи подняли громкий вопль и стали терзать себе лицо ногтями, так как у них не стало того, кого они стерегли" [933:1], с.117-118. Затем Никита Хониат описывает, как в ту же темницу посадили жену Андроника. Андроник неожиданно явился к ней и страшно испугал, поскольку жена приняла его за тень из царства мертвых [933:1], с.118. Естественно, текст Хониата - поздний и сильно отредактированный, расцвеченный беллетристикой XVII-XVIII веков, но сквозь него проглядывают очертания старого оригинала. В котором, вероятно, говорилось, что Христос, пройдя сквозь стены, неожиданно предстал перед учениками или Марией Магдалиной. Далее в Евангелиях много говорится о воскресении мертвых Христом. По-видимому, что-то подобное было и в тексте, который редактировал "Никита Хониат". Он сообщает, что Андроник, войдя в Царь-Град, отправился к гробнице царя Мануила, возле которой совершал какие-то непонятные жесты и произносил некие загадочные заклинания на варварском языке. Мы цитируем: "Когда... хотели отвести его от могилы и говорили, что он уже довольно поплакал, он... упросил, чтобы ему позволили еще на несколько времени остаться у гробницы, потому что он имеет нечто наедине пересказать почившему. Сложивши руки, как бы для молитвы, с распростертыми ладонями, Андроник возвел глаза к каменной гробнице и, шевеля губами, но не издавая звуков, которые доходили бы до слуха присутствующих, что-то тайно проговорил. Большинство приняло этот шепот за какое-нибудь варварское заклинание" [933:1], с.270. Такие заклинания у гроба и прямое общение с покойником - далеко не обычная вещь в быту византийских императоров. По крайней мере ни об одном другом императоре ничего подобного не сообщается. Нам кажется, что это позднее описание является следом каких-то евангельских описаний чудес воскресения, совершенных Христом. Никита Хониат, переписывая старые хроники, естественно опустил упоминание самого чуда, поскольку он не считает Андроника богом или человеком, обладающим чудодейственной силой. Но явный след остался. 11. ВЫДАЮЩИЙСЯ УМ АНДРОНИКА. Никита Хониат, несмотря на свою явную и нескрываемую неприязнь к Андронику, постоянно подчеркивает выдающийся ум Андроника и его "потрясающую хитрость". Хониат пишет об этом во многих местах. Приведем лишь одну цитату: "Против Андроника затевали и строили много ков и тайно и явно; но он уничтожал их, как нити паутины и рассеивал, как детские забавы на песке, благодаря своему мужеству и уму, которым настолько превосходил своих противников, насколько бессловесные животные ниже существ разумных" [933:1], с.116. Кроме того, Андроник очень хорошо и убедительно писал. Никита Хониат прямо называет его философом. Сообщается следующее: "До смерти любил он (Андроник - Авт.) послания божественного проповедника Павла, часто наслаждался источаемой ими сладостью и В СВОИ ПРЕКРАСНЫЕ ПИСЬМА любил вставлять их неотразимо убедительные изречения" [933:1], с.360. Здесь мы видим попытку позднего редактора, скрывающегося под именем "Никиты Хониата", объяснить откровенный евангельский смысл посланий Андроника тем, что он многое переписывал у апостола Павла. Кроме того, Андроник будто бы не только писал, но и говорил словами апостола Павла [933:1], с.343. Никита Хониат сообщает, что Андроник занимался философией и, в частности, богословием. Более того, он издавал некие правила в этом отношении, то есть как бы давал заповеди. Мы цитируем: "Он крайне не одобрял бывшего в то время и ныне существующего обычая спорить о божественных догматах и отнюдь не любил говорить или слышать что-либо новое о Боге, хотя был далеко не чужд нашей мудрости... Он ценил образование и не удалял от себя людей ученых, а напротив, приближал их к своему престолу, часто поощрял дарами и удостаивал немаловажных почестей. Он и небесную философию считал делом важным и ценил весьма высоко, и одобрял красноречивых ораторов и чрезвычайно уважал искусных правоведов" [933:1], с.339-340. И действительно, в Евангелиях Христос выступает философом. Он дает заповеди, изменяет законы Моисея, отвечает на вопросы - как нужно и как нельзя поступать в тех или иных случаях. Участвует в суде. Например, вспомните суд над грешницей, когда Христос фактически председательствует в суде. "А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину" (Иоанн 8:1-11). Она была обвинена в прелюбодеянии. Иисус выносит знаменитый приговор: "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоанн 8:7). Андроник тоже председательствовал в судах. Ни один из других византийских императоров не описывается как философ на троне, превосходящий других людей умом в такой степени, как Андроник. В то же время это прекрасно соответствует евангельскому описанию, где Христос резко превосходит окружающих своим умом. В частности, еще в детстве беседует со взрослыми учителями, поражая их своими рассуждениями (Лука 2:39-52). "Нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его" (Лука 2:46-47). Например, на старинной картине (Хуан де Вальдес Леаль), см. рис.2.20, Иисус представлен как правитель на высоком престоле, поучающий окружающих. В аналогичном виде, возвышаясь над окружающими, Христос изображен и на старинной картине Веронезе, см. рис.2.21. 12. ПАДЕНИЕ СИЛОАМСКОЙ БАШНИ В ИЕРУСАЛИМЕ ПРИ ХРИСТЕ. В одной из своих бесед Христос упоминает о некоем, по-видимому, современном ему печальном событии. В Иерусалиме обрушилась башня и задавила восемнадцать человек. "Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?" (Лука 13:4). А у Никиты Хониата мы читаем следующее описание. Уже став царем, "Андроник занялся зрелищами... Однажды обрушились некоторые из смежных с царским седалищем перил и задавили около шести человек. Бывший в театре народ пришел по этому случаю в страшное смятение" [933:1], с.300-301. Хониат посвящает данному событию целую половину страницы. В следующей главе 3 мы покажем, что в русской истории Христос отразился как великий князь Андрей Боголюбский. Так что возникает мысль, что "падение башни" могло быть описано и в русских летописях. Наш прогноз оправдывается. Мы цитируем: <<Отечески любя Владимир-на-Клязьме... Андрей так же заботливо и нежно относился и к его жителям; по улицам постоянно двигались возы, развозившие от князя пищу больным и нищим. Построив каменные Золотые ворота по образу Киевских, он хотел неожиданно открыть их к празднику Успения Божьей Матери. Но известка не успела высохнуть и укрепиться к празднику, и когда народ собрался, то ВОРОТА УПАЛИ И НАКРЫЛИ 12 ЗРИТЕЛЕЙ. Тогда Андрей горячо взмолился к чудотворной иконе: "Если Ты не спасешь этих людей, я, грешный, буду повинен в их смерти!" Подняли ворота - и все придавленные люди остались живы и здоровы>> [578], кн.2, с.491. Не исключено, что евангельская СИЛОАМСКАЯ башня и ЗОЛОТЫЕ ворота - это одно и то же. На рис.2.22 мы приводим старинную миниатюру из "Царственного Летописца", изображающую обрушение ворот при Андрее Боголюбском и чудесное спасение 12 заваленных людей. Кстати, "ворота" выглядят на миниатюре именно как падающая башня, что и сказано в Евангелиях. Кстати, в Евангелиях говорится о восемнадцати человеках, оказавшихся под развалинами, в русской истории - о двенадцати, а в биографии Андроника - о шести. Хотя цифры и разнятся, однако порядок их в общем-то один и тот же. Между прочим, не исключено, что название СИЛОАМ получилось из славянского слова ЗОЛОТОЙ при переходе З --> С и русского m (тэ рукописное с тремя палочками) --> m латинское. Примеры таких переходов см. в нашем лингвистическом Словаре Параллелизмов в книге "Реконструкция". 13. ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ ВЕКЕ КАК СМУТНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ О ПРАВЛЕНИИ ХРИСТА. В мифологии различных народов долго держалось представление о некоем Золотом веке, см. рис.2.23. Считается, что он был очень-очень давно и сопровождался огромными урожаями. Процитируем: <<По Гесиоду первое поколение людей в правление верховного бога Кроноса наслаждалось полным блаженством. "Жили те люди, как боги... Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли"... Сходно рисует картину Золотого века римский поэт Овидий... "Урожай без распашки земля приносила; не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях. Реки текли молока... капал и мед золотой">> [533], т.1, с.471. А царствование Андроника Никита Хониат описывает очень похожими словами. Он сообщает, что поскольку Андроник истребил взяточничество, то "от этого в короткое время население городов возросло, земля принесла сторичный плод, жизненные припасы сделались дешевле" [933:1], с.338-339. Хониат много и подробно расхваливает установившиеся тогда порядки. Хотя, повторим, плохо относится к Андронику. Более того, Никита Хониат прямо пишет, что жители Царь-Града, призывая Андроника в город, воспринимали его правление как ЗОЛОТОЙ ВЕК или как ТРАП





Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 534. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия