Студопедия — Замысел и проблемы 36 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Замысел и проблемы 36 страница






<<Книга (Забелина - Авт.) была выдвинута на уваровскую премию, но не получила даже второй награды. Дашков, вначале восторгавшийся Забелиным и называвший его "новым Нестором", отказался субсидировать следующие тома "Истории" (означает ли это, что дальнейшие исследования И.Е.Забелина на эту тему не были опубликованы? - Авт.).

Понял ли Иван Егорович, что критики правы?... Судя по всему, нет. Уже в начале XX века он вернулся к "Истории русской жизни" и в своем завещании просил друзей непременно выпустить ее второе издание... Е.В.Барсов вспоминал, что в семидесятых годах Забелин "чувствовал себя одиноким, угнетенным и подавленным">> [56], с.694.

По-видимому, определенный вклад в шумную и местами надрывную волну критики дало то обстоятельство, что сначала И.Е.Забелин был западником. А поскольку именно западники длительное время контролировали историческую науку в романовской России, первоначально И.Е.Забелина рассматривали как своего. Может быть именно поэтому его, считая надежным союзником, и допустили, например, к уцелевшим остаткам архивов Московского Кремля. Ведь заведомых славянофилов к ним и близко не подпускали. Вероятно, ожидали от И.Е.Забелина понимания, что он будет писать как надо, не обнародует опасные для романовской истории факты, а тактично закроет на них глаза. Просчитались. Оказалось, что И.Е.Забелин, как настоящий ученый, не смог промолчать. И заговорил. Вот тогда-то с ним и поступили как с "предателем", размашисто и публично объявив сумасшедшим и не очень честным (см. выше).

Известен также следующий многозначительный факт. <<Можно было взяться за вторую часть "Домашнего быта русских царей", но едва Иван Егорович об этом подумал, как обнаружились новые неприятные обстоятельства. ИСТОРИКА ПЕРЕСТАЛИ ПУСКАТЬ В ДВОРЦОВЫЙ АРХИВ, ССЫЛАЯСЬ ТО НА ПРИВЕДЕНИЕ ДЕЛ В ПОРЯДОК, ТО НА СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСЕЙ...

В 1880-х годах для Забелина были открыты все архивы, но интересы его переключились... и только в начале XX века он решил подготовить к печати продолжение своего старого труда... На девятом десятке лет для дальнейших занятий в архивах сил у автора уже не стало.

Было от чего впасть в растерянность и уныние>> [56], с.695.

И тем не менее, были общественные силы, которые все-таки поддерживали И.Е.Забелина. Может быть, не всегда публично, но иногда вполне недвусмысленно. "12 марта 1884 года Забелин был удостоен звания почетного доктора истории Московского университета. 28 сентября того же года его избрали членом-корреспондентом Академии Наук, а 28 января 1885 года - почетным доктором истории Петербургского университета. К этому моменту Иван Егорович возглавлял кроме Общества и Российский исторический музей. На него смотрели уже не как на одаренного самоучку, а как на одну из центральных фигур в официальной науке России" [56], с.697.

В 1887 году художник И.Е.Репин написал портрет И.Е.Забелина по заказу П.М.Третьякова для его галереи. Как отмечает А.А.Формозов, "сейчас он редко входит в ее экспозицию" [56], с.710. Почему, спрашивается? Кому-то из ответственных лиц не нравится И.Е.Забелин?

"С 1887 года до конца дней единственным местом работы Забелина стал Российский исторический музей" [56], с.698.

"29 декабря 1884 года Алексей Сергеевич Уваров скончался, и Забелину предложили занять его пост. Он... был назначен товарищем председателя музея... Председателем с 1881 года числился брат Александра III великий князь Сергей Александрович. Это означало, что фактическое руководство музеем полностью доверялось Забелину... Иван Егорович переселился... в столь понравившееся ему здание музея и обосновался в нем уже навсегда, до конца дней" [56], с.703.

"ЗА ЗАСЛУГИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ МУЗЕЯ Забелин был награжден орденом Станислава первой степени, а 1 января 1901 года произведен в тайные советники (чин третьего класса, соответствующий генерал-лейтенанту)" [56], с.704. Кстати, бытовой штрих: "В своем кабинете в Историческом музее он часто сидел в валенках" [56], с.721.

Это здание Исторического Музея, детище И.Е.Забелина, стоит до сих пор на Красной Площади в Москве. По ходу дела отметим характерную деталь: "В 1920-х годах великий архитектор Ш. ле Корбюзье... советовал сохранить все древние памятники, но обязательно убрать с главной площади столицы здание Исторического музея" [56], с.701. Отчего бы это?

Накапливая фонды Исторического Музея, И.Е.Забелин столкнулся со следующим любопытным обстоятельством. А.А.Формозов так кратко характеризует ситуацию: "В земле при раскопках удается обнаружить древности каменного, бронзового, начала железного века. А ВОТ ПРЕДМЕТЫ XIV, XV, XVI, XVII СТОЛЕТИЙ ОТЫСКАТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ТРУДНЕЕ. Что-то осело в царской сокровищнице - Оружейной палате, что-то хранилось в церквах, что-то исчезло бесследно. Забелин был специалистом именно по этому периоду русской истории... О пополнении этой части коллекции он в первую очередь и думал" [56], с.705.

Здесь нам приоткрылся многозначительный факт - странный провал в археологических данных из истории Руси эпохи XIV-XVII веков. Как мы теперь понимаем, дело, скорее всего, в том, что большинство материальных следов Великой = "Монгольской" Империи долго и целенаправленно уничтожалось в эпоху Романовых, чтобы вытереть из памяти даже сам факт существования Империи. А то, что уничтожить не успели или не смогли, искусственно отодвинули в глубокую древность. В итоге возник зияющий археологический провал как раз "на месте Империи". Но благодаря самоотверженной деятельности И.Е.Забелина на посту руководителя Исторического музея, многое из остатков материальной истории Руси-Орды все-таки удалось спасти от забвения и разрушения. А.А.Формозов сообщает: "Итоги собирательской работы музея за те годы, когда им руководил Забелин, поразительны. В 1886 году там было всего 1500 единиц хранения, в 1908 - уже сотни тысяч" [56], с.708.

В последний период своей жизни И.Е.Забелин много работал над историей Москвы. "Отныне Забелину были открыты все архивы. Оберпрокурор Святейшего синода К.П.Победоносцев... дал ему в 1882 году своего рода мандат, разрешение копировать и публиковать любые документы из архивов духовного ведомства Москвы. Всем настоятелям монастырей и приходских церквей города предписывалось помогать ученому" [56], с.724. В это время И.Е.Забелин стал печататься значительно реже, как бы замкнулся в себе. Может быть, какой-то отпечаток наложили волны осуждений и издевательств, прокатившиеся по нему после публикации "Истории русской жизни".

Обнаруживаемые им архивные материалы оседали в его записях и фондах Исторического Музея. Трудно сказать, что именно он "раскопал" в эти годы. Но, уже представляя его мировоззрение и научную дотошность, можно смело предполагать, что архивы И.Е.Забелина, если они вообще уцелели, хранят (хранили?) много интересного для истории Руси. Во всяком случае доподлинно известно, что богатый архив Донского монастыря "с актами от 1562 до 1783 года перешел в личное собрание Забелина, а уже оттуда, после его смерти, - в Исторический музей... Обследовал И.Е.Забелин и архивы различных гражданских ведомств: Главного магистрата, Московской сенатской конторы, Полицмейстерской канцелярии, Камерколлегии, Каменного приказа, Губернской канцелярии, Канцелярии конфискаций. В 1891 году он спас предназначенный к сожжению архив Московской управы благочиния (полицейского управления), достаточно важный для истории города" [56], с.724-725.

Вот еще один интересный штрих: <<В конце 1940-х годов сотрудники Государственного исторического музея под руководством профессора Николая Леонидовича Рубинштейна подготовили к печати второй том забелинской "Истории Москвы" (ранее не публиковавшийся - Авт.). Были уже гранки, но сверху набор приказали рассыпать (!? - Авт.). Специалисты ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОЛЬЗУЮТСЯ РУКОПИСЬЮ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В АРХИВЕ МУЗЕЯ, и каждый раз извлекают из нее немало ценного. В итоге обширный замысел (И.Е.Забелина - Авт.) "Историко-археологического и статистического описания Москвы" полностью воплощен в жизнь не был>> [56], с.738-739.

<< Продолжение "Истории Москвы" ТАК И ОСТАЛОСЬ В РУКОПИСИ>> [56], с.738. Оно было издано лишь в 2003 году (да и то непонятно - полностью ли).

Все это выглядит чрезвычайно странно, даже подозрительно. Ведь после указанной попытки 1940-х годов до наших дней прошло более чем полстолетия. Неужели за эти десятилетия все никак не удавалось полностью издать труды Забелина? Были и есть непреодолимые препятствия? Может быть, в его трудах имеются архивно-археологические сведения из русской истории, которые цензоры-историки считают опасным выносить на белый свет, на суд широкой научной общественности? Потому и предпочитают втихомолку пользоваться рукописями, находящимися в архиве музея, дабы самим и бесконтрольно извлекать из них лишь то, что кажется подходящим. А все остальное, противоречащее, - тайком и поглубже задвигать в тишину хранилища. Во всяком случае трудно подобрать иное объяснение, - почему на протяжении ОКОЛО СОТНИ ЛЕТ после смерти замечательного историка И.Е.Забелина его труды все "никак не удается" извлечь из архива и ПОЛНОСТЬЮ опубликовать, без купюр.

Вокруг имени и трудов И.Е.Забелина накопилось много противоречивых мнений и высказываний. К сожалению, иногда в ход идут аргументы, ничего общего не имеющие с научными. Например, некоторые авторы подчеркнуто указывают на забелинские высказывания в поддержку черносотенного движения, казачества. <<Даже "черная сотня" казалась ему благом>> [56], с.741-742. Надо сказать, что И.Е.Забелин был человеком довольно откровенным, и своих взглядов не скрывал. Вот, например, одна из его записей: "Самое вредное животное в России - это адвокатура". Писал он и порезче, более открыто. В итоге, люди, не любившие казачество и боявшиеся его, перенесли часть своей ненависти и на И.Е.Забелина.

И.Е.Забелин также категорически не принимал многих элементов творчества Льва Толстого, Леонида Андреева и Максима Горького, <<поскольку, по словам Забелина, они "чего-чего не придумали, чтобы выразить как можно ярче, как можно омерзительнее всю гадость русского бытия">> [56], с.742.

Ясное дело, что столь бескомпромиссная позиция И.Е.Забелина, бывшего, кстати, монархистом, часто оборачивалась неприятными для него последствиями. В том числе и в среде его коллег-историков. Например, Н.Л.Рубинштейн вынес такой приговор в своей статье: "имело место перерождение буржуазного либерала в реакционера-охранителя" [56], с.742. Между прочим, А.А.Формозов резонно обращает внимание на следующий факт: <<В объемистом обзоре "Русская историография" Н.Л.Рубинштейна (Москва, 1941) Забелину уделено полторы страницы из 642, тогда как людям, сделавшим неизмеримо меньше, например, Николаю Полевому, посвящены целые главы>> [56], с.573.

Мы подходим к концу.

<<26 марта 1905 года он оформил завещание. Весьма крупную сумму - 130000 рублей Забелин выделил научным учреждениям. Историческому музею было отказано 70000 рублей на приобретение новых коллекций и 30000 на издание задуманных Забелиным книг (и уже около столетия делают вид, будто все никак не могут издать упомянутую выше его рукопись, которой сами же втихомолку пользуются - Авт.). Он писал, что возвращает музею свое жалование за все годы службы. 30000 рублей передавалось Академии наук на вполне определенную цель - переводы и издание античных и средневековых авторов, ПИСАВШИХ О РОССИИ... Историческому музею были завещаны библиотека (около 20000 томов), коллекции рукописей, икон, карт (более 2000 листов с 1549 до 1908 год), эстампов, иконных прорисей (3353 листа XVII - начала XIX веков). Высказывалось пожелание о публикации каталогов этих собраний (выполнили завещание ученого или нет? - Авт.)...

"М.И.Забелина рассказала, что в последние дни И.Е. все время молчал">> [56], с.743-744.

 

РИСУНКИ к книге "Царь Славян"

РИСУНКИ К ГЛАВЕ 1.

Рис.1.1 Поклонение волхвов. Карло Дольчи. 1649 год. Прямо над головой Христа и Марии художник поместил ярко вспыхнувшую Вифлеемскую звезду. Взято из [10], с.296, илл.289.

Рис.1.2 "Вифлеемская звезда". Изображены также волхвы, поклоняющиеся звезде. Рогир ван дер Вейден. Мидделбургский алтарь. Якобы около 1452 года. Взято из [150], с.63, илл.55. Звезда-вспышка изображена ярко-оранжевой и хорошо видна на цветной картине.

Рис.1.3 Проекции смещения волокон Крабовидной туманности на плоскость, проходящую через луч зрения и большую ось туманности. Расчет, выполненный американским астрономом В.Тримбл. Взято из [182], с.544, илл.3.

Рис.1.4 Проекции смещения волокон Крабовидной туманности на плоскость, проходящую через луч зрения и малую ось туманности. Расчет, выполненный американским астрономом В.Тримбл. Взято из [182], с.545, илл.4. См. также [149], илл.111.

Рис.1.5 Фотография Крабовидной туманности 1973 года. Взято с сайта астрономического факультета Мичиганского университета: helios.astro.lsa.umich.edu.

Рис.1.6 Фотография Крабовидной туманности 2000 года. Взято с сайта астрономического факультета Мичиганского университета: helios.astro.lsa.umich.edu.

Рис.1.7 Поклонение волхвов. Неизвестный французский художник. Якобы примерно 1360 год. Изображена Вифлеемская звезда, причем - в виде кометы, "хвостатой звезды". Взято из [38], с.151, илл.188.

Рис.1.8 "Поклонение волхвов". Джотто. Якобы XIII век. Вверху изображена Вифлеемская звезда в виде кометы, хвост которой вытянут влево вверх. Взято из [12], илл.73.

Рис.1.9 Комета на картине Джотто "Поклонение волхвов". Так средневековый художник изобразил Вифлеемскую звезду. Взято из [12], илл.73.

Рис.1.10 "Рождество". Альбрехт Альтдорфер. Якобы около 1513 года. Вверху изображена Вифлеемская звезда, а ниже - более вытянутое светило с ангелом внутри. Может быть, это - комета. Взято из [150], с.128, илл.139.

Рис.1.11 "Рождество". Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров. Якобы 1500-1502 годы. Слева вверху - огромная вспышка Вифлеемской звезды, а чуть ниже и правее - вытянутое светило с летящим на его фоне ангелом. Вероятно, это - комета. Взято из [5], с.203.

Рис.1.12 Фрагмент средневекового алтаря Паумгартнеров с изображением вытянутого небесного светила с летящим ангелом. Вероятно, это - изображение кометы. Взято из [5], с.205.

Рис.1.13 Туринский кафедральный собор, в котором хранится Плащаница. Современная фотография.

Рис.1.14 Современная фотография Туринской плащаницы в ковчеге. Это, конечно, не ковчег XVII века, а современный, изготовленный из пуленепробиваемого стекла. Фотография взята из Интернета.

Рис.1.15 Негативное изображение на Туринской плащанице. Передняя половина, накрывавшая тело сверху.

Рис.1.16 Полное изображение Плащаницы. Видны два отпечатка человеческого тела - спереди и сзади. Тело целиком лежало на Плащанице, которая загибалась вокруг головы и полностью накрывала тело сверху. Другими словами, тело находилось между двумя листами сложенной пополам Плащаницы.

Рис.1.17 Негативное изображение лика на Плащанице. Взято из [47], с.21.

Рис.1.18 Спина человека, лежавшего на Плащанице, со следами ран. Взято из [66], вклейка между стр.16-17.

Рис.1.19 <<Члены группы из 40 ученых, участников "Проекта Исследований Туринской Плащаницы" в течение пяти дней обследовали Плащаницу... На фото: проводится фотографирование в ультрафиолетовых лучах>> [47], с.13.

Рис.1.20 "Микроскопический анализ (увеличение примерно в 40 раз) ткани на участках, затронутых отпечатками. Наблюдается потемнение наиболее поверхностных фибрилловых волокон ткани" [47], с.20.

Рис.1.21 Образец ткани Туринской плащаницы. Взято из [66], вклейка между стр.16-17.

Рис.1.22 Микроскопический анализ (увеличение примерно в 40 раз) льняной ткани Плащаницы на участке, где нет отпечатков. Взято из [47], с.19.

Рис.1.23 Образцы, вырезанные для радиоуглеродного датирования Плащаницы и переданные в лаборатории. Взято из [124], с.79.

Рис.1.24 Знаменитая новгородская икона "Спас Нерукотворный" или "Новгородский Спас". Датируется, кстати говоря, концом XII века, что идеально отвечает нашей реконструкции. Взято из [84], икона 8. См. также [63], "Христологический ряд", икона 97.

Рис.1.25 Русская икона "Спас Нерукотворный". Вторая половина XVI века. Взято из [63], "Христологический ряд", икона 99.

Рис.1.26 Русская икона "Спас Нерукотворный". XVI век. Взято из [63], "Христологический ряд", икона 98.

Рис.1.27 Гравюра А.Дюрера "Платок (sudarium) Святой Вероники". (На самом деле, как уже давно отмечено разными авторами, "вероника" в данном случае означает вовсе не имя, а просто словосочетание "вера-икона", то есть правильный, истинный образ). Мы видим Плащаницу Христа, свернутую так, что виден лишь его лик. Взято из [171], гравюра 244. Рядом стоят Петр и Павел.

Рис.1.28 Старинное акварельное изображение Плащаницы, созданное Джованни Баттиста Делла Ровере между 1623 и 1630 годами. То есть именно в то время, когда Плащаница, вероятно, была вывезена из Руси и появилась на Западе. Взято из [47], с.2.

Рис.1.29 Святая Плащаница на изображении XVII века. Взято из [47], с.34.

Рис.1.30 Миниатюра якобы XIII века, на которой изображен момент передачи Плащаницы императору Лапазену I в Царь-Граде, якобы в X веке. Император прикладывается к лику Христа. Кодекс Skylitzes (Национальная Библиотека Мадрида). Взято из [47], с.9.

Рис.1.31 Старинный свинцовый медальон с изображением Плащаницы и герба одного из ее владельцев - Готфрида ди Шарни. Взято из [47], с.31.

Рис.1.32 Центральная часть "древне"-египетского Круглого Дендерского Зодиака = Зодиака Осириса. Точный рисунок, выполненный художниками Наполеона во время египетского похода. Взято из [167], A.Vol.IV, Pl.21.

Рис.1.33 Таблицы "кругов Солнцу" (слева) и "кругов Луне" (справа) из Следованной Псалтыри московской печати 1652 года. Таблицы изображены в виде двух человеческих рук. Одна из них, относящаяся к кругам Солнцу, называется в церковно-славянской пасхалии "рука Дамаскинова" (на рисунке слева), а вторая, показывающая круги Луне, - "рука жидовская" (т.е. иудейская рука). Названия подписаны на обеих "руках" сразу под таблицами, см. рисунок. Таблица "кругов Луне" названа "рукой жидовской" потому, что имеет непосредственное отношение к иудейской Пасхе. Взято из [112], лист 617.

Рис.1.34 Выписка из старинной Палеи ф.256.297 (Румянцевский фонд), сделанная Г.В.Носовским в Отделе рукописей Государственной Библиотеки (г. Москва) в 1992 году. Лист 255, оборот. Все предложение написано киноварью.

Рис.1.35 Выписка из старинной Палеи ф.256.297 (Румянцевский фонд), сделанная Г.В.Носовским в Отделе рукописей Государственной Библиотеки (г. Москва) в 1992 году. Листы 256, оборот и 257.

Рис.1.36 Ошибки, возникающие из-за непонимания различных точек отcчета для циклов индиктовых дат, могут составлять сотни и тысячи лет. В приведенном, случайно взятом примере ошибка составляет 1065 лет.

Рис.1.37 Круги Солнцу и соответствующие им вруцелета на пальцах руки Дамаскиновой (левая рука). В каждой ячейке внизу стоит вруцелето, а наверху - круг Солнцу. И то и другое число обозначены славянскими цифрами. Например, третья снизу ячейка на среднем пальце содержит вруцелето 5, а круг Солнцу 21. Вместо круга Солнцу можно указать вруцелето и палец. Как видно из рисунка, это однозначно определит круг Солнцу. Например, вместо "круга Солнцу 21" писали: "круг Солнцу пять на среднем персте". Впрочем, при указании современных хронисту дат палец могли и не упомянуть и привести даты в сокращенном виде: "круг Солнцу 5". Для современников событий это было достаточным. Но не для позднейших хронистов.

Рис.1.38 Два возможных варианта поправки, которую необходимо ввести в круги Солнцу и Луне в первоисточнике, чтобы привести начало всех трех циклов к одной точке отсчета. Последнее необходимо, чтобы можно было воспользоваться современными таблицами для расшифровки даты, названной в первоисточнике.

Рис.1.39 Наглядная диаграмма, показывающая, как именно нужно учитывать в кругах Солнцу и Луне моменты их "перескока".

Рис.1.40 Картина Рафаэля "Распятие Монд" ("Распятие с Девой Марией, Святыми и ангелами"). Якобы 1503 год. Над крестом изображено солнечное затмение. Слева - сияющее Солнце, справа - оно в полном затмении, закрытое Луной. Взято из [10], с.158, илл.157. На картине Солнце слева нарисовано ярко-оранжевым, хорошо выделяющимся на фоне неба.

Рис.1.41 Полоса полного солнечного затмения 1 мая 1185 года.

Рис.1.42 Вспышка Вифлеемской звезды примерно в 1150 году и полное солнечное затмение 1185 года произошли в одном и том же созвездии Тельца. Рядом расположено созвездие Овна, связываемое с Христом.

Рис.1.43 Вифлеемская звезда примерно 1150 года и происшедшее через тридцать лет солнечное затмение в созвездии Тельца. Вспышка сверхновой звезды возвестила Рождество Христа, а затмение - его распятие. Мы отметили место вспышки звезды (звездочка) и место солнечного затмения 1185 года (черный кружок) на старинной звездной карте Гринбергера (Grienberger), взятой из [97], илл.19.

--------------------------------------------------------- РИСУНКИ К ГЛАВЕ 2

Рис.2.1 Родословная таблица Андроника Комнина. Построена нами по сведениям из [140], с.380 и [44].

Рис.2.2 "Воскрешение Лазаря". Джотто. Капелла Скровеньи, Падуя. Взято из [12], с.45. Лазарь изображен в виде "древне"-египетской мумии, плотно обернутый тканью и, надо полагать, бальзамированный.

Рис.2.3 "Воскрешение Лазаря". Лука ди Томме. Якобы около 1362 года. Лазарь был захоронен в виде "древне"-египетской мумии. Взято из [114], с.78, илл.65.

Рис.2.4 "Изгнание торгующих из храма". Якопо Бассано. Якобы около 1585 года. Взято из [10], с.268, илл.266.

Рис.2.5 "Христос изгоняет торгующих из храма". Альбрехт Дюрер. Якобы 1511 год. Взято из [171], илл.229.

Рис.2.6 Переход церковно-славянских (они же средне-греческие) букв Р в Х или наоборот из-за легко возникающей путаницы в положении небольшой черточки.

Рис.2.7 Джованни ди Паоло. "Моление о чаше". Картина датируется якобы 1440-1445 годами. (Ватикан). Взято из [114], с.124, илл.108.

Рис.2.8 "Моление о чаше" в Гефсиманском саду. Боттичелли. Якобы около 1500 года. Взято из [24], с.41. Гефсиманский "сад" изображен в виде ограды, внутри которой находится Христос. Вероятно, тут сквозит смутное воспоминание о каком-то укреплении, "вертограде".

Рис.2.9 "Путь на Голгофу". Якопо Бассано. Якобы около 1545 года. Христа волокут на казнь за веревку, обвязанную вокруг пояса. Взято из [10], с.267, илл.265.

Рис.2.10 "Ecce Homo". Картина Доменико Фетти. Примерно 1613 год. Изображен Христос, которого ведут на казнь за веревку, обвязанную вокруг шеи. Взято из [38], с.450, илл.586. Мы видим, что в XVII веке кое-где еще жили воспоминания о подлинных деталях Страстей Христа.

Рис.2.11 "Несение креста". Симоне Мартини. Якобы около 1284-1344 годов. (Лувр). Взято из [87], с.37. Христа ведут на казнь за веревку, обвязанную ВОКРУГ ШЕИ.

Рис.2.12 "Се человек". Бартоломео Монтанья. Якобы около 1450 года. (Лувр). Взято из [87], с.142. Веревка обвязана вокруг шеи Христа, как и говорится в старинных текстах.

Рис.2.13 Надписи рядом с распятием: Царь Славы. IС ХС. Ника. Пелена подвесная к иконе. Конец XVIII века. Бархат, фольга, серебряные нити, стекло. Государственный Музей-заповедник Ростовский Кремль. Взято из: [96], том 1, с.25.

Рис.2.14 Савватий Тверской ("Оршинский"). Середина XVI века. Из Сретенской церкви села Савватьево Тверской области. В верхней части иконы изображено распятие. Вокруг креста мы видим надписи: "Царь Славы. IC ХС. Ника". Взято из [63], "Церковно-исторический ряд", икона 39.

Рис.2.15 Фрагмент иконы Савватия Тверского. Надписи на иконе, рядом с крестом: Царь Славы. IС ХС. Ника. Слово НИКА написано внизу: буквы НИ - слева, а буквы КА - справа. Взято из [63], "Церковно-исторический ряд", икона 39.

Рис.2.16 Русская икона "Спас Нерукотворный". Конец XIII - начало XIV века. Вверху, по углам, в картушах, написано - Иисус Христос, внизу, по углам, в картушах - Царь Славы. Взято из [96], том 1, с.325. Борода Христа раздвоена.

Рис.2.17 Фрагмент старинного русского церковного оклада середины XIV века. Рядом с распятием написано: Иисус Христос Царь Славы. Взято из [30], раздел 30.

Рис.2.18 Несколько вариантов надписей со старинных изображений распятия Христа. No.1 - Фрагмент картины "Снятие с креста". Джоттино, якобы около 1360 года. Взято из [38], с.39, илл.29. No.2 - Фрагмент картины "Распятие". Лука Синьорелли. Якобы конец XV - начало XVI века. Обратите, кстати, внимание, что здесь латинская буква М в последнем слове изображена титлой, волнистой черточкой над предыдущей буквой. Взято из [38], с.127. илл.149. No.3 - Фрагмент картины "Распятие". Диего Веласкес. Около 1632 года. Взято из [111], с.107. No.4 - Фрагмент картины "Христос, снятый с креста". Хуан Антонио де Фриас-и-Эскаланте. 1663 год. Взято из [111], с.137.

Рис.2.19 Варианты надписей со старинных изображений распятия Христа. No.1 - Фрагмент картины "Распятие". Мастер Св.Франциска. Якобы около 1350 года. Взято из [87], с.27. No.2 - Фрагмент картины "Христос на кресте". XVII век. Эль Греко (Доменико Теотокопули). Взято из [87], с.275.

Рис.2.20 "Иисус среди книжников". Хуан де Вальдес Леаль (1622-1690). (Прадо). 1686 год. Взято из [111], с.134. Христос представлен как правитель, возвышающийся над окружающимися.

Рис.2.21 "Иисус среди книжников". Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528-1588). Около 1558 года. (Прадо). Взято из [111], с.283.

Рис.2.22 Старинная миниатюра из Летописного Лицевого Свода, изображающая падение Золотых ворот. "Чудо о вратахъ златыхъ... и еще извисть мокра сущи, и ту народу многу сшедшуся зрети красоты ихъ, и врата падошася... Великий же князь Андрей со слезами припаде къ чюдотворному образу Богоматери". Взято из [101], кн.2, с.492, илл.110. По-видимому, данное событие отразилось и на страницах Евангелий, и в истории Андроника Комнина.

Рис.2.23 "Золотой Век". Якопо Цукки. Якобы 70-е годы XVI века. Отметим, что Золотой Век обычно изображался наподобие библейского Рая. Взято из [38], с.230, илл.305. Картина, скорее всего, поздняя, поскольку обнаженную натуру стали рисовать, скорее всего, уже в эпоху Реформации, после XVI-XVII веков. Поздние художники уже не понимали суть дела и создавали иллюстрации к скалигеровскому "учебнику".

Рис.2.24 Фрагмент Круглого Дендерского Зодиака. Сатурн с косой в руках. Взято из [167], A, vol.IV, PL.21.

Рис.2.25 Христос Пантократор. Церковь Успения Богоматери в Дафнии. Якобы около 1100 года. Взято из [137], с.104, илл.26.

Рис.2.26 Раздвоенная борода Христа. Фрагмент русской иконы "Молящиеся новгородцы". Взято из [84], икона 49.

Рис.2.27 Раздвоенная борода Христа. Фрагменты гравюр Альбрехта Дюрера. No.1 - "Распятие". Взято из [171], илл.246. No.2 - "Снятие с креста". Взято из [171], илл.249. No.3 - "Восстание из гроба". Взято из [171], илл.251. No.4 - "Явление Христа Богоматери". Взято из [171], илл.252. No.5 - "Христос с учениками". Взято из [171], илл.254. No.6 - "Страшный Суд". Взято из [171], илл.258.

Рис.2.28 Раздвоенная борода Христа. Флорентийская школа. Фрагмент картины. Якобы конец XIII века. Взято из [38], с.21, илл.2.

Рис.2.29 Раздвоенная борода Христа. Фрагменты старинных изображений. No.1 - "Пьета", Петро Перуджино, якобы 1493-1494 годы. Взято из [38], с.131, илл.158. No.2 - "Крещение Христа", Пьеро делла Франческа. Якобы XV век. Взято из [4], с.8, илл.8. No.3 - "Noli me tangere", Фра Анджелико. Взято из [110], с.35. No.4 - "Преображение", Фра Анджелико. Взято из [110], с.38.

Рис.2.30 Раздвоенная борода Христа. Фрагменты старинных изображений. No.1 - "Осмеяние Христа", Фра Анджелико. Взято из [110], с.40. "Оплакивание Христа", Фра Анджелико. Взято из [110], с.54.

Рис.2.31 Раздвоенная борода Христа. Фрагмент картины "Осмеяние о коронование терновым венцом". Иероним Босх. Взято из [10], с.127, илл.126.

Рис.2.32 Раздвоенная борода Христа. Фрагменты старинных изображений. No.1 - "Погребение Христа", Микеланджело (?). Взято из [10], с.156. илл.155. No.2 - "Уверение Фомы", Джован Баттиста Чиа да Конельяно. Якобы 1504 год. Взято из [10], с.226, илл.224. No.3 - "Вознесение", Пинтуриккьо и помощники. Взято из [114], с.214, илл.205. No.4 - Флорентийская школа. Фрагмент картины. Якобы около 1230-1250 годов. Взято из [38], с.21, илл.2.

Рис.2.33 Раздвоенная борода Христа. Фрагмент картины "Благословляющий Спаситель". Симоне Мартини. Взято из [114], с.74, илл.60.

Рис.2.34 Раздвоенная борода Христа. Фрагмент картины "Пантократор". Фернандо Гальего. Якобы около 1485 года. Взято из [111], с.49.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 583. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия