Аттракт, имплуатация, аутопия. Между пространством-репрезентацией и пространством-репрезентантом
В области исследования частичных пространств капитализма этот год был также плодотворен. Нами были «открыты» пространства экрана и детской комнаты, торговой марки и электрифицированного города, автомобиля, парка развлечений, балета и афиши. Также много было сказано об уже исследованных нами в прошлом году частичных пространствах: кинотеатра, бренд-города, бренд-личности, универмага, бренд-товара. В ходе анализа частичных бренд-пространств нами были выработаны следующие рауманалитические понятия: АВТОПИЯ – особый пространственный феномен «примиряющий» противоположности метахоры (между пространством-репрезентантом и пространством-репрезентацией) посредством уничтожения пространства временем и пространства пространством. Автомобиль, понимаемый как автопия, фактически сближает удаленные, разобщенные пространства брендизации, а также функционирует в качестве средства осуществления субъективной вертикали метахоры (от пространств-репрезентаций к пространствам-репрезентантам), то есть, субъективного «считывания» производства пространств брендизации; он держит в напряженном единстве диалектику социально-пространственной легитимации капитализма, держит видимостную универсализацию как будто бы действительной; если современный квази-буржуазный субъект может воспроизводить свою квази-буржуазность только в особых пространствах, организованных, по видимости, неантагонистически, то интервал посещений этих пространств начинает уменьшаться именно с возникновением автомобиля, а те, кто не имеют последнего, мостят дорогу к обетованному пространству-репрезентанту через разнообразные пространства-репрезентации (фотографии, открытки, сувениры, привезенные и подаренные друзьями и пр.) (доклад «Репрезентации означающего. Бодрийяр»). АТТРАКТ – механизм скрытия пространства репрезентации в метахоре и материальное тело тех общественных отношений, в которых изображение представляется в качестве образа. Аттракт представляет собой «экстимную», т.е. внешнюю сторону образа, которая, тем не менее, префигурирует отношение к его внутреннему содержанию. Аттракты это те пространственные приемы, которые позволяют нам воспринимать образ, не замечая, вынося за скобки пространство его экспонирования. Аттракт является составной частью пространства-репрезентации и выполняет ключевую функцию регулирования зрительского внимания (доклад «Политика взгляда III»). В контексте современного города одним из основных аттрактов является электрическое освещение, которое, по словам многих современников его массового распространения, полностью поменяло облик городского пространства в ночное время, породив то, что Маккваер называет «нематериальной архитектурой» (ссылка). А-У-ТОПИЯ – а-у-топией обозначаются несколько моментов, принципиальных для нашего понимания природы отношений между пространством-репрезентацией и пространством-репрезентантом: все места существуют, то есть нет репрезентации, у которой не было бы при этом соответствующего пространства репрезентации; нет пространства, которое бы не было опосредовано общественным бытием и не получило бы определенной репрезентации; наконец, невозможно создание полностью «утопического» пространства, в котором преодоление классовых антагонизмов полностью осуществилось (доклад «Репрезентации означающего. Бодрийяр»). ИМПЛУАТАЦИЯ – соединение производства-эксплуатации рабочего в качестве квази-буржуа, которое подразумевает введение в использование, создание условий для производства, а также само производство субъекта для эксплуатации; конструкция слова такова, что большую часть слова занимает буквы из слова «эксплуатация», то есть «плуатация», а «им-» является лишь приставкой; так и в историческом масштабе, к обычной, варварской эксплуатации дополняется, приставляется цивилизующая, квази-субъективирующая эксплуатация-производство, производство для эксплуатации; кроме того, это слово выгодно гомофонично слову «имплантация». Таким образом, в процессе брендизации капитализма рабочий имплуатируется, становясь – или, точнее, рискуя стать – буржуриатом (доклад «Рецепции означающего. Жижек»). Данные понятия помогают лучше понять диалектику взаимодействия пространств-репрезентаций и пространств-репрезентантов в том, что мы называем вертикальной схемой метахоры. Это представление социального пространства современного капитализма не призвано служить в качестве топологической схемы капитализма, но должно указывать нам на основные направления динамики производства и потребления социального пространства при капитализме. Со стороны производства, существование пространства-метахоры предполагает производство пространств-репрезентаций, которые, репрезентируя всегда пространства-репрезентанты (бренд-город, бренд-личность) по необходимости пространственно отдаляются от того, что репрезентируют. Это отдаление создает кризисность метахоры: скрытие за пространствами-репрезентациями частичности замещения и эксплуататорской стороны общественных отношений капитализма производит только новые пространства труда, эксплуатации и классовых антагонизмов. Со стороны потребления, пространство-репрезентация включает зрителя в буржуазно-жертвенный проект жизни, то есть – в специфически капиталистический способ потребления и присвоения пространства. Имплуатация посредством аттрактов и психологизации воспитывает в зрителе особую «культуру» потребления пространства, предполагающую восприятие любого пространства (в том числе и своего тела) в качестве образа, знака, означающего.
|