Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РЕЧЬ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1957 ГОДА





 

 

1 Из VII песни поэмы Л. Ариосто "Неистовый Роланд",

 

2 Благочестивая душа (лат.).

 

3 Из поэмы К. М Виланда (1733--1813) "Оберон".

 

4 Берегись! Архпископ XIX. Диакон Б[ожий] VII. Рог Амона

6. Берегись! (лат.).

 

5 Принцесса Востока 2. Тысяча [и одна] ночь 983. Сад услад

07 (лат.).

 

6 Деяния хаттов ХС. Неверный гражд[анин] Кальва 49 (лат.).

 

Популярность: 31, Last-modified: Fri, 15 May 1998 14:38:56 GMT

 

Альбер Камю. Шведские речи

 

 

---------------------------------------------------------------

Перевод выполнен И. Волевич по изданию: Camus A. Discours de Suede.

P., N. R. F. 1958.

Оригинал этого текста расположен в библиотеке Олега Аристова

http://www.chat.ru/~ellib/

---------------------------------------------------------------

 

 

Г-ну Луи Жермену*

 

 

РЕЧЬ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1957 ГОДА

 

 

Эта речь по традиции была произнесена в городской ратуше Стокгольма в

конце банкета, завершившего церемонию вручения Нобелевских премий

 

Получая награду, которой ваша свободная Академия великодушно удостоила

меня, я испытал чувство огромной благодарности, тем более глубокой, что

прекрасно сознавал, до какой степени это отличие превосходит мои скромные

личные заслуги. Любой человек, особенно художник, стремится к признанию. Я,

разумеется, тоже. Но, узнав о вашем решении, я невольно сравнил его

значимость с тем, что я представляю собой на самом деле. Какой человек, еще

довольно молодой, богатый одними лишь своими сомнениями и далеко не

совершенным писательским мастерством, привыкший жить в трудовом уединении

или в уединении дружбы, не испытал бы испуга при известии о решении, которое

в мгновение ока выставило его, одинокого, погруженного в себя, на всеобщее

обозрение в ослепительных лучах славы? С легким ли сердцем мог он принять

эту высокую честь, в то время как в Европе столько других, поистине великих

писателей осуждено на безвестность; в тот час, когда его родина терпит

нескончаемые бедствия?

Да, я познал этот панический страх, это внутреннее смятение. И чтобы

вновь обрести душевный покой, мне пришлось соразмерить мою скромную персону

с этим незаслуженно щедрым даром судьбы. Поскольку мне трудно было соотнести

себя с этой наградой, опираясь лишь на собственные заслуги, я не нашел

ничего другого, как призвать на помощь то, что на протяжении всей моей

жизни, при самых различных обстоятельствах, поддерживало меня, а именно:

представление о моем литературном творчестве и о роли писателя в обществе.

Позвольте же мне, исполненному чувствами благодарности и дружбы, объяснить

-- так просто, как мне удастся, -- каково оно, это мое представление.

Я не могу жить без моего творчества. Но я никогда не ставил это

творчество превыше всего. Напротив, оно необходимо мне именно затем, чтобы

не отдаляться от людей и, оставаясь самим собой, жить точно так же, как

живут все окружающие. В моих глазах творчество не является утехой одинокого

художника. Оно -- средство взволновать чувства как можно большего числа

людей, дав им "избранный", возвышенный образ повседневных страданий и

радостей. Вот почему оно обязывает художника не уединяться, подвергает его

испытанию и самыми банальными, и универсальными истинами. Бывает так, что

человек избирает удел художника оттого, что ощущает себя "избранным", но он

очень быстро убеждается, что его искусство, его избранность питаются из

одного лишь источника: признания своего тождества с окружающими. Художник

выковывается именно в этом постоянном странствии между собой и другими, на

полдороге от красоты, без которой не может обойтись, к людскому сообществу,

из которого не в силах вырваться. Вот почему истинному художнику чуждо

высокомерное презрение: он почитает своим долгом понимать, а не осуждать. И

если ему приходится принимать чью-то сторону в этом мире, он обязан быть

только на стороне общества, где, согласно великому изречению Ницше, царить

дано не судьбе, но творцу, будь то рабочий или интеллектуал.

По той же причине роль писателя неотделима от тяжких человеческих

обязанностей. Он, по определению, не может сегодня быть слугою тех, кто

делает историю,-- напротив, он на службе у тех, кто ее претерпевает. В

противном случае ему грозят одиночество и отлучение от искусства. И всем

армиям тирании с их миллионами воинов не под силу будет вырвать его из ада

одиночества, даже если -- особенно если -- он согласится идти с ними в ногу.

Но зато одного лишь молчания никому не известного узника, обреченного на

унижения и пытки где-нибудь на другом конце света, достаточно, чтобы

избавить писателя от муки обособленности,-- по крайней мере, каждый раз, как

ему удастся среди привилегий, дарованных свободой, вспомнить об этом

молчании и сделать его средствами своего искусства всеобщим достоянием.

Ни один из нас недостаточно велик для такого призвания. Но во всех

обстоятельствах своей жизни, безвестный или временно знаменитый, страдающий

в кандалах тирании или пока что наделенный свободой слова, писатель может

обрести чувство живой солидарности с людьми, которое оправдает его

существование -- при том единственном и обязательном условии, что он взвалит

на себя, насколько это в его силах, две ноши, составляющие все величие

нелегкого его ремесла: служение правде и служение свободе. Поскольку

призвание художника состоит в том, чтобы объединить возможно большее число

людей, оно не может зиждиться на лжи и рабстве, которые повсюду, где они

царят, лишь множат одиночества. Каковы бы ни были личные слабости писателя,

благородство нашего ремесла вечно будет основываться на двух

трудновыполнимых обязательствах -- отказе лгать о том, что знаешь, и

сопротивлении гнету.

В течение двадцати и более лет безумной истории я, заброшенный

беспомощным, как и все мои сверстники, в бешеный водоворот времени,

поддерживал себя одним только смутным ощущением того, что сегодня профессия

писателя -- честь, ибо это занятие обязывает, и обязывает не только писать.

Меня, в частности, оно подвигло на то, чтобы нести, в меру моих сил и

способностей, вместе со всеми, кто переживал ту же историю, крест несчастья

и факел надежды, символ всего, что мы делили между собой. Людям, родившимся

в конце первой мировой войны, отметившим свое двадцатилетие как раз в момент

возникновения гитлеровской власти и одновременно первых революционных

процессов и для вящего усовершенствования их воспитания ввергнутым в кошмар

испанской и второй мировой войн, в ад концентрационных лагерей, в Европу

пыток и тюрем, сегодня приходится воспитывать своих сыновей и создавать

ценности в мире, которому угрожает ядерная катастрофа. Поэтому никто, я

думаю, не вправе требовать от них оптимизма. Я даже придерживаюсь мнения,

что мы обязаны понять -- не прекращая одновременно бороться с этим явлением

-- ошибку тех, кто, не выдержав гнета отчаяния, оставил за собой право на

бесчестье и канул в бездну современного нигилизма. Но факт остается фактом:

большинство из нас -- как у меня на родине, так и в Европе -- отринуло этот

нигилизм и перешло к поиску нового смысла жизни. Им пришлось освоить

искусство существования во времена, чреватые всемирной катастрофой, чтобы,

возродившись, начать ожесточенную борьбу против инстинкта смерти *,

хозяйничающего в нашей истории.

Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое,

однако, уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть

может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать

миру погибнуть. Это поколение, получившее в наследство изуродованную историю

-- смесь разгромленных революций, обезумевшей техники, умерших богов и

выдохшихся идеологий, историю, где нынешние заурядные правители, уже не умея

убеждать, способны все разрушить, где разум опустился до прислуживания

ненависти и угнетению, должно было возродить в себе самом и вокруг себя,

основываясь лишь на собственном неверии, хоть малую часть того, что

составляет достоинство жизни и смерти. Перед лицом мира, находящегося под

угрозой уничтожения, мира, который наши великие инквизиторы могут навечно

превратить в царство смерти, поколение это берет на себя задачу в

сумасшедшем беге против часовой стрелки возродить мир между нациями,

основанный не на рабском подчинении, вновь примирить труд и культуру и

построить в союзе со всеми людьми ковчег согласия. Не уверен, что ему

удастся разрешить до конца эту гигантскую задачу, но уверен, что повсюду на

земле оно уже сделало двойную ставку -- на правду и на свободу -- и при

случае сможет без ненависти в душе отдать за них жизнь. Оно -- это поколение

-- заслуживает того, чтобы его восславили и поощрили повсюду, где бы то ни

было, и особенно там, где оно приносит себя в жертву. И уж, во всяком

случае, именно ему хотел бы я, будучи заранее уверен в вашем искреннем

одобрении, переадресовать почести, которые вы сегодня оказали мне.

И теперь, отдав должное благородному ремеслу писателя, я еще хотел бы

определить его настоящее место в общественной жизни, ибо он не имеет иных

титулов и достоинств, кроме тех, которые разделяет со своими собратьями по

борьбе: беззащитными, но стойкими, несправедливыми, но влюбленными в

справедливость, рождающими свои творения без стыда, но и без гордыни, на

глазах у всех, вечно мятущимися между страданием и красотой и, наконец,

призванными вызывать из глубин двойственной души художника образы, которые

он упорно и безнадежно пытается утвердить навечно в разрушительном урагане

истории. Кто же после этого осмелится требовать от него готовых решений и

прекраснодушной морали? Истина загадочна, она вечно ускользает от

постижения, ее необходимо завоевывать вновь и вновь. Свобода опасна,

обладать ею так же трудно, как и упоительно. Мы должны стремиться к этим

двум целям, пусть с трудом, но решительно продвигаясь вперед и заранее зная,

сколько падений и неудач поджидает нас на этом тернистом пути. Так какой же

писатель осмелится, ясно понимая все это, выступать перед окружающими

проповедником добродетели? Что касается меня, то должен повторить еще раз,

что я отнюдь таковым не являюсь. Никогда я не мог отказаться от света, от

радости бытия, от свободной жизни, в которой родился. И хотя тяга ко всему

этому повинна во многих моих ошибках и заблуждениях, она, несомненно,

помогла мне лучше разобраться в моем ремесле, она помогает и сегодня,

побуждая инстинктивно держаться всех тех осужденных на немоту людей, которые

переносят созданную для них жизнь только благодаря воспоминаниям или

коротким, нежданным возвратам счастья.

Итак, определив свою истинную суть, свои пределы, свои долги, а также

символ своей трудной веры, я чувствую, насколько мне легче теперь, в

заключение, показать вам всю необъятную щедрость того отличия, которым вы

удостоили меня; насколько мне легче теперь сказать вам также, что я хотел бы

принять эту награду как почести, возданные всем тем, кто, разделяя со мною

тяготы общей борьбы, не только не получил никаких привилегий, но, напротив,

претерпел несчастья и подвергся преследованиям и гонениям. Мне остается

поблагодарить вас от всего сердца и публично, в знак моей признательности,

дать ту же, вечную клятву верности, которую каждый истинный художник

каждодневно дает себе молча, в глубине души.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия