Лексическая семантика и концептуальные смыслы ТЕЛА в русском языке.
Слово ТЕЛО может служить именем концепта, поскольку по типу семантики оно является семантическим примитивом. На это, со ссылками на мнение А. Вежбицкой, обращает внимание Г.Е. Крейдлин [12]. Поскольку существенную часть содержания концепта составляет понятие, а содержания понятия (общего) представлено в идеографических словарях, рассмотрим энциклопедическое определение ТЕЛА. В философском энциклопедическом словаре тело определяется как: 1)название материальной протяженной вещи как чего-то объективно физического; 2) неточное название материального носителя жизни организма, в частности организма человека; 3) название трехмерной фигуры в стереометрии. Кроме того, здесь же приводится отдельное понятие «тело живое» – это одушевленное тело человека и животного. Человеческое тело в широком толковании этого слова есть основа душевной жизни: тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному [23:450]. Толковые словари русского языка дают более узкую и более дифференцированную интерпретацию лексических значений слова ТЕЛО. В Большом толковом словаре русского языка ТЕЛО определяется как: 1. физическая материя, вещество, заполняющее определенную часть пространства, отдельный предмет в пространстве; 2. часть пространства, ограниченная со всех сторон; 3. организм человека или животного в его внешних физических формах и проявлениях; 4. физическое начало в человеке в противоположность духовному (страдать не телом, но духом); 5. часть человеческой фигуры от шеи до ног; туловище, корпус; 6. останки умершего человека, мертвый человек, труп. [4:1313] Обращает на себя внимание некоторые характеристики тела, которые могут предопределять особенности функционирования отдельных слов, связанных с этой концептуальной областью. В лингвистической литературе в отношении денотатов тела, его частей или проявлений принята номинация СОМАТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ. Тело, как и его части, является соматическим объектом. В лексическом значении слова ТЕЛО только 3-я-– 6 –я лексемы имеют отношение к телу человека как соматическому объекту. Первые две лексемы выступают как гиперонимы и не предполагают признака ЖИВОЙ, по которому лексемы 3-5 –я противопоставлены 6-ой. Для гиперонимических значений тела важными семантическими признаками является – пространственная заполненность и его отграниченность. Рассматривая различные значения слова ТЕЛО, Г. Е. Крейдлин выделяет такие лексемы в составе (ЛСВ): ТЕЛО- 1 – ‘остов без частей’; в этом значении синонимами выступают слова КОРПУС, ТУЛОВИЩЕ, ТОРС; ТЕЛО -2 – ‘остов с частями’; ТЕЛО-3 – ‘человек, рассматриваемый в его анатомическом и/или физиологическом аспекте; ТЕЛО - 4 – ‘мертвец, труп’; ТЕЛО -5 – ‘материально заполненная оболочка ТЕЛА2’; син. плоть, туша, тушка; ТЕЛО - 6 – ‘материально незаполненная оболочка ТЕЛА2’; син. фигура, контур, силуэт. Данные словарей достаточно компактно и логично объединены в наборе значимых признаков, выделенных Г.Е. Крейдлиным и его группой. [12]. В примере (1) слово тело соответствует примитиву ‘тело’. Условно это значение (лексема ТЕЛО 1) можно описать как «остов» человека вместе с руками, ногами, головой, шеей и т. д. Ещё одно употребление этой лексемы иллюстрирует предложение «Он с наслаждением погрузил своё тело в ванну»: ведь, скорее всего, человек погружал в ванну не только «остов», но и другие части тела. В этом примере тело понимается как состоящее из ряда структурных частей, и человек представлен в анатомическом и/или физиологическом аспекте. Возможность выделить этот аспект телесности человека позволяет объяснить синонимию фраз «На операционном столе перед врачами уже лежал Ильин, покрытый простынёй» и «На операционном столе перед врачами уже лежало покрытое простынёй тело Ильина». Дело в том, что именно в контексте врачебной деятельности, когда осуществляются манипуляции с человеческим телом, смыслы ‘Ильин’ и ‘тело Ильина’ эквиваленты, то есть слово ‘Ильин’ интерпретируется как ‘тело Ильина’. Человек может осмысляться не только как существо телесное, но и как как совмещающий в себе два начала – телесное и духовное. Вследствие этого в ряде контекстов слово тело (ТЕЛО 1) и его синонимы телесное / физическое начало, телесная конструкция, телесная организация в современном русском языке употребляются как обозначение физического начала в человеке в противопоставлении началу психическому, обычно обозначаемому словами дух, душа, душевная конструкция, духовность (в одном из значений) и некоторыми другими, ср. фразы «Чтобы тело и душа были молоды»; «В здоровом теле здоровый дух». В примере (2) слово тело обозначает тот же «остов», но уже без прикреплённых к нему частей. Это значение представлено лексемой ТЕЛО 2; его можно описать как ‘тело 1 без рук, ног, головы и шеи’. Лексема ТЕЛО 2 входит также в сочетание растирание тела и конечностей и в предложение «Сначала массажист работал над её телом, потом принялся массировать её руки и ноги». О наличии у слова тело такого значения свидетельствует также сочетание «полный человек», в котором слово тело вообще отсутствует. Между тем ясно, что речь здесь идёт именно о полноте туловища. Действительно, сочетание «полный человек» говорит о большом объёме тела, то есть остова, но не говорит, например, ничего о полноте рук или ног: руки и ноги у полного человека вполне могут быть худыми. Аналогично, сочетание «крепко сбитый человек», используемое только для характеристики только мужского тела, указывает на мускулистый и твердый корпус, но не на руки, ноги, голову, шею и пр. Лексема ТЕЛО 2 синонимична словам «туловище, корпус», а также слову «торс». Однако эти слова отличаются друг от друга смысловыми акцентами. В слове корпус на передний план выходит идея тела как единства разных частей. Это проявляется, в частности, в возникновении определённых переносных значений у слова корпус, ср. «армейский корпус, корпус судна, корпус здания» (дома или здания, где находятся общественные учреждения, например медицинский корпус, университетский корпус). В слове «туловище» акцентируется материальность тела. Поэтому слова «тело» и «туловище» взаимозаменяемы в сочетаниях «физического» характера (ср. объём тела и объём туловища – оба сочетания и допустимы и эквивалентны по смыслу), но не взаимозаменяемы в сочетаниях, говорящих о красоте (ср. красивое тело и красивое туловище). Слово «торс» не случайно присутствует в дискурсе художников и скульпторов, то есть людей, занимающихся искусством изображения тела, а также в речи искусствоведов. В этом случае в семантическом фокусе слова торс находятся эстетические характеристики тела человека. В примере (3) мы встречаемся уже с третьим значением слова тело, соответствующим лексеме ТЕЛО 3 ‘мертвец, труп’. Эта же лексема входит в предложения «Ворвавшись в дом, солдаты обнаружили там три тела и Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли» (А. Ахматова. Сероглазый король). Помимо указанных трёх значений, у слова тело есть и другие значения. Материально заполненная оболочка человеческого тела, обозначаемая лексемой ТЕЛО 4, противопоставлена незаполненной оболочке – точнее, зрительно воспринимаемому, но физически не осязаемому телесному контуру, не имеющему объёма. Последнее значение представлено в языке лексемой ТЕЛО 5. Лексемы ТЕЛО 4 и ТЕЛО 5 выступают, соответственно, в сочетаниях «упитанное тело, быть в теле, спасть с тела» (ТЕЛО 4) и» контуры тела, очертания тела» (ТЕЛО 5). Иными словами, ТЕЛО 4, в отличие от ТЕЛО 1, маркирует наличие у тела человека внутренних частей. Лексема ТЕЛО 5 входит, вообще говоря, в иной синонимический ряд, чем все другие перечисленные выше лексемы, а именно в один ряд со словами «фигура, контур, силуэт». Как обычно бывает с синонимическими рядами, лексемы этого ряда лишь квазисинонимичны, поскольку каждая обладает своей семантической (а также синтаксической) спецификой. В частности, слово «фигура» может обозначать человека, в отличие, например, от слова «контур». Слово «силуэт» применяется к человеку, когда его тело плохо видно, например, из-за темноты. Это слово также обозначает человеческое тело в связи с необходимостью одеть тело, то есть с одеждой и, в частности, с её моделированием и шитьём (ср. название журнала «Силуэт», фразу Модели тёмных оттенков с небольшим разрезом придают гармоничность силуэту), или в связи с особенностями подачи тела в разных видах искусствах: кино, театр (театр теней), живопись.
|