Студопедия — Тело как «целое» в модусе эстетической оценки.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тело как «целое» в модусе эстетической оценки.






Для того, чтобы показать, как оценивается тело человека, используем словарные материалы. Рассмотрим, как «Словарь сочетаемости русского языка» под ред. П.Н. Денисова и В.В. Морковкина регистрирует сочетаемость слова ТЕЛО с другими лексемами[8: 603]

«ТЕЛО: розовое, белое, загорелое, смуглое, коричневое, бронзовое, темное, молодое, старое, длинное, короткое, маленькое, большое, крупное, огромное, горячее, холодное, закоченевшее, обнаженное, голое, легкое, тяжелое, крепкое, плотное, мускулистое, сильное, упругое, гибкое, ловкое, стройное, тренированное, нежное, мягкое, бессильное, слабое, хилое, дряблое, оплывшее, тонкое, толстое, жирное, полное, упитанное, худое, гладкое, потное, вспотевшее, разгоряченное, чистое, грязное, мокрое, сухое, волосатое, красивое, женское, мужское, человеческое, всё… тело

ТЕЛО кого? (о человеке) – человека, женщины, мальчика, девочки, юноши, девушки, спортсмена…. Собаки, льва, кита…

Строение, части, вес, температура, цвет, массаж, красота… тела. Уход…за телом. Сыпь, краснота, родинка, родимое пятно, отметина, царапина, ссадина, татуировка… на теле.

Разглядывать, ощупывать, растирать, массировать, мыть, напрягать, расслаблять… тело. Любоваться каким-либо телом. Похолодеть, извиваться, напрячься… всем телом. Защитить, закрыть кого-л…. Своим телом.

За телом (следить, ухаживать). На тело [голое] надеть что-л.

По [всему] телу (пробегает что-л. (дрожь, озноб)…)

[Все] тело цепенеет, холодеет, лосниться, напряглось, покрыто чем-л., болит, ноет, чешется» [8:606].

Обращает на себя внимание широчайшая сочетаемость слова ТЕЛО с признаковыми словами, в частности, прилагательными. В этом ряду есть слова, которые имеют оценочную семантику, связанную с эстетическим восприятием тела. Такие слова, как красивое (тело), или же выражение любоваться телом связаны непосредственно с эксплицитно выраженной или имплицитной положительной эстетической оценкой. В свою очередь, словосочетание ухаживать за телом имплицирует ценность тела как такового. Велика вероятность появления положительных эстетических значений у таких предикатов, как молодое, гибкое, ловкое, стройное (тело). С негативной эстетической оценкой и представлениями о некрасивом/безобразном связаны такие признаки, как хилое, дряблое, оплывшее, жирное. Подробнее об этом см. ниже.

Несмотря на то, что далеко не все прилагательные связаны с оценочной семантикой или же оценочный компонент их значения не имеет отношения к сфере эстетики, почти все они могут приобретать такие значения в контексте. Покажем это на примере такого признака тела как загорелое.

1. «Едва Гуров остановился, как из джипа выскочил нарочито небритый молодой человек в голубых джинсах и легком пиджаке, надетом прямо на голое загорелое тело». [Н. Леонов, А. Макеев. Ментовская крыша (2004)]

2. «.....белозубо смеется бригадир с Кубани, могучий мужчина в белой рубашке, сквозь которую просвечивает тугое, загорелое тело. [Николай Грибачев. Одним рейсом // «Огонек». № 39, 1959, 1959].

В примере 1 слово загорелый не связано с эстетической оценкой, а в примере 2 эта оценка индуцируется общим оценочным рядом – белозубо смеется, могучий мужчина, тугое, загорелое тело. Эстетическая оценка человека и его тела тела предполагает акт визуального восприятия (ср. определение его части, связанное с тактильным ощущением: атласная/ нежная, грубая кожа) и фиксируемый этим восприятием образ. В рассматриваемом контексте импликация зрительного восприятия связана со словом просвечивает.

В свою очередь, коннотация такого слова, как мускулистый, вряд ли будет приобретать эстетическое измерение, если оно дано в модусе тактильного восприятия. Рассмотрим три разных контекста[1].

1. «Это было его собственное легкое и мускулистое тело, и даже ноготь большого пальца правой ступни был копией его собственного ногтя, когда-то названного археологическим». [Василий Аксенов. Новый сладостный стиль (2005)]

2. «Давыдов обхватил тугое, мускулистое тело и тотчас же, по сноровке, понял, что перед ним настоящий, опытный борец». [М. А. Шолохов. Поднятая целина. Книга 2 (1960)]

3. «Я с удовольствием и даже с завистью смотрю на его мускулистое тело». [Г. Я. Бакланов. Пядь земли (1959)].

В примере 1 признак мускулистый не выходит за пределы общей категории «качество», в примере 2 это качество модифицировано функциональным значением «профессиональная норма» и только в примере 3 слово мускулистый получает эстетическую оценочную коннотацию. Оценочный смысл в этом случае обеспечивается как модусом зрительного восприятия (я смотрю), так и психологическим модусом (с удовольствием и завистью. – плохому, как известно, не завидуют). Таким образом, если оценка не входит в лексическое значение слова, велика вероятность формирования такого значения в контексте.

Известно, что оценка как тип предиката, включена в контекст пропозициональной установки мнения, а последняя лишает высказывание пресуппозиции истинности. Из этого следует, что оценку, в том числе и эстетическую, всегда можно оспорить. Ср.: «― Я его так люблю, что у меня прямо сердце разрывается. А как он красив … ― Вполне обычная внешность, ― пожала плечами Валя. [Татьяна Тронина. Русалка для интимных встреч (2004)].

Эти примеры позволяют говорить об общих свойствах представления эстетической оценки в русском языке. К числу таких свойств исследователи относят субъективность, оппозитивность оценок одного и того же объекта с позиции разных субъектов, градуированность, неэлементарность, конфликт эстетических оценок частей и целого [16]. Рассмотрим эти свойства эстетической оценки более детально.

Субъективность эстетической оценки связана с общими свойствами оценочных предикатов, с одной стороны, а с другой с разными эстетическими предпочтениями говорящих. Известно, что оценка как тип предиката включена в контекст пропозициональной установки мнения, а последняя лишает высказывание пресуппозиции истинности. Из этого следует, что оценку всегда можно оспорить. Ср.: «― Я его так люблю, что у меня прямо сердце разрывается. А как он красив … ― Вполне обычная внешность, ― пожала плечами Валя. [Татьяна Тронина. Русалка для интимных встреч (2004)]. В структуре высказываний, содержащих такую оценку, могут быть и прагматические средства выражения «субъективности». Так, например, выказывания могут нести следы колебания в объявлении «эстетического вердикт», рефлексию субъекта по этому поводу.. Ср.: Он был красив, что правда, то правда, но, во-первых, одной красоты, кажется, мало, а во-вторых, в его внешности было что-то… не знаю, как сказать… что-то от Есенина с картинки. [Вера Белоусова. Второй выстрел (2000)]; «Пожалуй, он даже красив », ― почему-то опять подумала Валя. [Татьяна Тронина. Русалка для интимных встреч (2004)]

Оппозитивность оценок может быть выражена как в лексической антонимии – красивый-некрасивый, прекрасный- безобразный, так в структуре высказываний, связанных с речевыми актами оценки. Предыдущий контекст иллюстрирует и эту особенность. Оппозитивность эстетической оценки может быть связана также с противопоставлением разных признаков. Напр.: Она была по-настоящему красива, и ее строгая красота резко контрастировала с кукольным личиком голубоглазой красотки. [Татьяна Моспан. Подиум (2000)]. В этом высказывании видим противопоставление двух пар оценочных смыслов по-настоящему красива/кукольное личико и строгая красота/красотка. В первой паре имплицируется ряд противопоставленных признаков (природный / искусственный; безусловный, соответствующий канону, первичный/ вторичный, пошлый). Во второй паре оппозиция устанавливается в столкновении лексического значения одного слова и коннотации «насмешливость» – другого. Ср. также пример, в котором сталкиваются «эталонное» представление и «индивидуальное» проявление красоты: «Ему 50 лет. Он необычайно красив. Не в том смысле, что его портрет подходил бы к витрине парикмахерской или ателье готового платья, а красотой осмысленной думающего человека. [Эмма Герштейн. Мандельштам в Воронеже (по письмам С.Б.Рудакова) (1985-2002)].

Градуированность эстетической оценки предполагает меру проявленности «прекрасного» или «безобразного» в том или ином человеке,

Мера может быть разной, что фиксируют наречные квантификаторы признака: довольно/, необыкновенно /, очень красив(а), метафорические определения типа божественно, ангельски, дьявольски очень красив(а); Высокая мера признака может быть включена в риторический прием «утверждение через отрицание». Ср.: Тот мальчик, говоря объективно, не просто красив ― пленителен. [И. Грекова. Фазан (1984 )]; Мало, что человек красив до неприличия и вытворяет невероятные вещи, так он этого еще и не замечает! [Мариам Петросян. Дом, в котором... (2009)]; Илья очень, очень красив, даже более того [Татьяна Тронина. Русалка для интимных встреч (2004)];

Неэлементарность эстетической оценки проявляется в том, что достаточно часто она включается в ряд других оценок – этических, интеллектуальных, эмоциональных. В контексты такого рода, как правило, инкорпорированы модусы – либо восприятия, либо рассуждения. Особенно наглядно эта особенность проявляется в сопоставлении контекстов с предикатами общей эстетической оценки. К их числу мы относим устойчивое выражение «хорош(а) собой» и предикат красив/а.

В первом случае мы имеем особые контексты употребления общеоценочного предиката «хороший/хорошая», эстетическое содержание которой задается устойчивой формулой хорош(а) собой, а также детализацией впечатления, произведенного одним человеком на другого. Ср.: 1. Он был очень хорош собой ― сдержанный, прямоплечий, с прохладным взглядом, мыслящий категориями большого бизнеса, красавец, у которого все впереди. [Марк Зайчик. Долг Карабаса // «Звезда», 2001]; Не то чтобы ее наповал сразила красота пришельца, хотя, безусловно, он был хорош собой ― тонкие губы, правильные черты лица, нос чуть с горбинкой, черные брови. [Вадим Громов. Компромат для олигарха (2000)]; Привставший Маркин печально вздохнул: одна из женщин ему очень понравилась: лет двадцать восемь, по говору ― одесситка, чуть-чуть полновата, что придавало телу острую пикантность, хороша собой, и хотя она поругивала мужа за что-то, чувствовалось: все мужское в нем она признает как некую неотъемлемость. [Анатолий Азольский. ВМБ // «Новый Мир», 2001. Эти примеры показывают также, что детализация общей оценки, не привязанной только к телу, актуализирует в характеристике объекта восприятия именно телесный план.

В особенностях эстетического восприятия и его вербальной репрезентации может проявляться такое свойство эстетической оценки, как «конфликт оценок части и целого». Ср. Она была очень красива, эта женщина, но ноги ее, почти отделенные от туловища, жили своей, отдельной жизнью. [Владимир Березин. Свидетель // «Знамя», 1998 ]; Она была по-своему даже красива: хриплоголосая, в цветастых цыганских платьях, с чуть кривоватым боком и гривой угольно-черных волос. [Тамара Орлова. Путь Луны // «Октябрь», 2001]; Он был хром от рождения, но безусловно красив лицом и улыбкой. [Галина Щербакова. Митина любовь (1996)]. Во всех этих примерах прямо или косвенно речь идет о дефектах частей человеческого тела, противопоставленных красоте его иных частей. Семантическая уступительность синтаксического контекста переносит сообщение о красоте в позицию ремы, делая эту информацию главной в высказывании.

Приведенный материал позволяет предположить, что особенности представления эстетической оценки в языке связаны и с универсальными свойствами оценки (субъективность, градуированность), и с психологическими особенностями восприятия (неэлементарность) и с онтологическими особенностями объекта оценки, (конфликт эстетических оценок частей и целого). В разного типа контекстах могут проявляться либо отдельные планы этой обусловленности, либо «срабатывают» все факторы одновременно.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 474. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия