Методыка рэдактарскай праўкі тэксту. Аб’ектыўная і суб’ектыўная праўка.
"Редактирование" произошло от латинского: redactus - приведенный в порядок. Редактирование, несмотря на непростую ситуацию: языковой беспредел, уход старой гвардии литературных редакторов, нечеткие требования к подготовке изданий…, имеет сегодня весьма широкое распространение в книгоиздании, периодической печати, на радио и телевидении, в системе служб научно-технической информации, рекламной информации, где соответствующая редакционная обработка - непременное условие эффективности и качества информационной деятельности.Приемы редакторской работы создаются и накапливаются разными путями. Особую группу среди них составляют приемы, имеющие целью соблюдение правил (правил области знания, которой рукопись посвящена, правил литературной работы, правил издательского оформления). Суть редактирования - сотворчество с автором, требующего глубокого проникновения в его замысел и постижения своеобразия его манеры письма. Задачи редакторского труда, какие стороны рукописи являются наиболее важными с точки зрения редактора: 1. Тема; 2. Разработка темы; 3. Литературная или стилистическая обработка текста. Методика исправления рукописи – система наиболее рациональных приемов, применяемых редактором в определенной последовательности при работе над текстом и другими специфическими формами представления информации (таблицами, иллюстрациями...). Предварительные замечания: 1. Политическое, научное и литературное редактирование как единый творческий процесс. Единство содержания и формы в различных произведениях нехудожественной литературы – это преимущественно соответствие языковых и стилистических средств, используемых автором, теме книги, ее содержанию. Смысловая и литературно-стилистическая обработка текста представляют собой не разрывный процесс. О пределах вмешательства редактора в рукопись: Редактор издательства должен считать первейшим правилом бережное отношение к авторской рукописи. Надо стремиться ограничиваться лишь неизбежными сокращениями, заменами, вставками. Правка должна быть квалифицированной, исполненной сознания высокой ответственности, точной и безболезненной. Особенно бережным должно быть отношение редактора к тонкой ткани художественного текста. Здесь искусство редактирования состоит в том, чтобы не редактировать: удержаться и не править. Править нужно лишь то, что абсолютно неправильно. И править притом не самому, а убедить автора в необходимости правки, став на его позиции и взглянув на рукопись его глазами. Применение различных видов правки при работе над текстом: Правка – одно из основных средств реализации творческих возможностей редактора. Она состоит из трех звеньев: восприятие, критика, коррективы. Основные задачи правки:- устранить погрешности, обнаруженные в ходе редакторского анализа, но сохранившиеся после доработки рукописи автором;- добиться четкости и ясности каждой формулировки;- проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;- устранить недочеты культуры, языка и стиля;- провести редакционно-техническую обработку рукописи;Основные правила исправления текста:- правка уместна лишь тогда. Когда редактор в состоянии в случае необходимости доказательно объяснить причину принятия того или иного решения (мнения и чувства в расчет не принимаются); - правка должна быть одноступеньчатой: исправляя рукопись нужно стремиться устранять все, даже мелкие недостатки сразу; - все поправки нужно вносить самым тщательным образом, они должны легко читаться и занимать на странице как можно меньше места; Виды правки:а) правку-вычитку; Приходится признать, что печатные СМИ не отличается высоким уровнем грамотности. К сожалению, грубые ошибки — стилистические, пунктационные, орфографические — встречаются на страницах наших газет. Бороться с этой проблемой должны в первую очередь корректоры. Самая распросраненная пунктационная ошибка – это запятые в предложениях содержащих синатксическое целое. Эти преложения являются, как правило, длинными, соответственно сложными (сложноподчиненными), поэтому журналисты часто ставят запятые, тире, двоеточия не там где нужно, либо совсем их не ставят. В таких предолжениях могут содержаться пунктационные ошибки на многие правила.
|