Студопедия — ГЛАВА 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА






 

История декоративно-прикладного искусства насчитывает не одну тысячу лет. Начало этого вида человеческого творчест­ва уходит в глубокую древность — за несколько десятков ты­сяч лет от нас. Все, что когда-то было сделано человеком и для человека, уже можно назвать предметами, изделиями приклад­ного искусства, ибо сущность этого вида творчества вытекает из самого названия «прикладное», т. е. «прикладывать». При­кладывать к человеку, к его нуждам и потребностям.

Несмотря на огромное количество времени, в котором су­ществует человечество, самой яркой и первой из известных на сегодняшний день цивилизацией Древнего мира является Древний Египет. 40 ООО лет разделяет росписи пещеры Ласко, сделанные доисторическим человеком, и первый предмет ис­кусства древнего царства Египта. Первый раздел учебного по­собия, посвященный декоративно-прикладному искусству Древнего мира и Западной Европы нашей эры, начинается с изучения декоративного искусства Древнего Египта, госу­дарств Месопотамии, а также острова Крит.

Для прикладного искусства Древнего мира, в который входят как Древний Египет, так и государства Древнего Вос­тока, от шумеров до персов, а также открытая Генрихом Шлиманом цивилизация средиземноморского острова Крит, характерны общие черты. Это простота геометрических форм художественных изделий и орнаментальных мотивов, их за­полняющих. Это использование разнообразных, но тем не менее простых материалов. Самыми распространенными были глина, камень, дерево.

История египетской цивилизации и культуры насчитыва­ет несколько тысяч лет. Ее корни уходят в так называемый бронзовый век. Название это следует из особенностей обра­ботки новых для человека материалов. В основном это брон­за, из которой отливали, а впоследствии чеканили изделия. Изначально все изделия, производимые в Древнем Египте, создавались для нужд человека в повседневной либо в загроб­ной жизни. Удивительно, но изделия, создаваемые для ис­пользования в стране «вечного покоя», поражают невероят­ным чувством меры, пропорциями и красотой. В то же время для жизни каждодневной изделия производились из доста­точно хрупких материалов: глины, дерева. Тем не менее древ­неегипетские мастера проявили себя и здесь. Это глиняная посуда, деревянные шкатулки и письменные приборы, стек­лянные косметические принадлежности и огромное количе­ство всевозможных женских украшений. Открытые человече­скому глазу сокровища гробниц фараонов заставили говорить о древних ремесленниках как о талантливых ювелирах. Золо­тые изделия, украшенные цветными пастами (эмальерное ис­кусство египтянам не было известно), поражают как разнооб­разием ассортимента, так и мастерством исполнения.


Керамика. В Египте процветало производство каменных сосудов. Каменные вазы находят в гробницах I династии. Уже в эпоху неолита распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенка­ми. Первоначальные сосуды имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеоли­те появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных ме­стностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В VI ты­сячелетии до н. э. в ряде регионов преобладает расписная ке­рамика, появляется лощеная керамика. В бронзовом веке в государствах Междуречья и Египте ремесленники начинают использовать гончарный круг, изготовление керамики стано­вится наследственной профессией. Благодаря открытию гла­зури, пористые сосуды становились водонепроницаемыми, а разнообразные цвета и способы украшения превращали кера­мические изделия в произведения искусства. Древний Египет является родиной фаянса. Именно там начинают впервые по­крывать керамические изделия глазурью, обжигая затем при высокой температуре. Египтяне именовали его tjehnet (бук­вально, «то, что светится, мерцает»), наделяя сакральным смыслом и включая в число ювелирных материалов наряду с необычайно ценимыми лазуритом и золотом.

Стекло. Не менее распространенным материалом в искусст­ве Древнего мира было и стекло. Наконечники стрел, ножи, из­готовленные первобытным человеком из природного вулкани­ческого стекла (обсидиана), были найдены в самых различных местах земного шара. Примерно за 1200 лет до н. э. уже была известна техника прессования стекла в открытых формах. Этим способом изготавливались вазы, чаши, блюда, кубки, цветные мозаичные украшения. Особенно распространенным было го­лубое и бирюзовое стекло, окрашенное медью. Зеленое стекло получали окрашиванием медью и железом. Синее стекло, окра­шенное кобальтом, появилось в Египте в начале нашей эры. При некоторых достижениях древнего стеклоделия техника его была примитивна. Высоких температур достигать не умели, плавку стекла вели в небольших глиняных тигельках, стекло получалось непрозрачным и в очень малых количествах. Чтобы прикрыть неприглядный вид изделий, прибегали к красителям и имитировали природные полудрагоценные камни. Ассорти­мент изделий ограничивался мелкими туалетными украшения­ми: бусами, серьгами, браслетами, застежками, амулетами, фла­кончиками для ароматических веществ. Непрозрачные древне­египетские сосуды украшались разноцветными стеклянными нитями: их наматывали на еще не остывшее изделие, а потом прочесывали, в результате чего появлялся орнамент, напоми­нающий перья. Другой способ декора состоял в инкрустации горячего изделия цветными кусочками стекла. Таким образом на стеклянные бусины наносились узоры в виде кругов, капель, спиралей и даже человеческих масок.

Металл. Но самыми любимыми прикладными материала­ми были драгоценные металлы — золото, реже серебро. Их це­нили не только за легкоплавкость, но прежде всего за неверо­ятную цветовую красоту. Золото своим цветом напоминает солнце, а это светило в древних культурах было связано с вер­ховным божеством. Сила Бога эманировалась в цвет и сияние материала. Не случайно художественные изделия, выполнен­ные из золота или серебра, это, как правило, священные куль­товые предметы: амулеты, обереги, вотивы, защитные тотемы. Орнаменты, украшающие такие изделия, также глубоко символичны: ни одного случайного завитка, ни одной неучтенной точки. Такое педантичное отношение к орнаменту может го­ворить только об одном, а именно, что все эти хитросплете­ния, перекрестья линий нанесены со смыслом — божествен­ным, священным смыслом. Такое таинственное расположение мотивов напоминает язык жестов, беззвучный разговор людей. Навыки обработки драгоценных металлов уже в ранний пери­од железного века, т. е. 5000 лет назад, послужили зарождению ювелирного искусства. На Древнем Востоке, в Передней Азии и в Египте ювелирное дело достигло полного расцвета, когда наряду с многочисленными украшениями для простого люда по заказу представителей знати были созданы украшения, яв­лявшиеся произведениями ювелирного искусства. В древности в этом виде искусства доминировал «звериный стиль», причем наиболее распространены были изображения скачущих, борю­щихся зверей и птиц, фантастических существ. В Древнем Египте первые образцы «звериного» стиля относят к III тыся­челетию до н. э. Древнеегипетское ювелирное искусство отли­чалось любовью к ярким полихромным эффектам. В качестве материалов, помимо золота и серебра, главным образом ис­пользовались лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды. Применялась чеканка, гравировка, а также холод­ная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, широкое использование лазурита и техники хо­лодной эмали особенно характерно для изделий Месопотамии. Ювелирное искусство эгейской культуры, о чем свидетельст­вуют изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображе­ниями животных, найденные в Микенах и Трое, отличалось сдержанностью цветовых решений; применялись плоские многоцветные инкрустации, растительные и геометрические мотивы гравированных рельефов, слегка выступающих над по­верхностью металла и расположенных полосами.

Орнамент. Искусство Древнего Египта ярко демонстрирует ту истину, что основу орнамента составляют те же смысловые истоки, что и словесный миф и вся материальная культура. Одни и те же элементы или их комплексы, изображенные на плоскости стены, поверхности вещи или созданные в объеме, в одном случае предстают как письменные знаки, в другом — как мотивы орнамента, в третьем — как части или даже закончен­ные формы предметов, имеющих сакральный смысл. В слож­ных формах ваз, драгоценных подвесок, шкатулок, мебели — видны виртуозные художественные решения из множества по­добных знаков, делающих каждый предмет овеществленной ле­гендой о бытии, в которой переплетается множество мифов. Большинство дошедших до нас образцов орнаментики Древне­го Египта датируются Новым царством или еще более поздним временем. Но орнаментальное искусство сохраняет важнейшие художественные образы весь период своего существования, по­этому в канве позднеегипетского декора видны орнаментальные схемы, возникшие в различные периоды развития этой культу­ры, начиная с древнейших геометрических композиций. В от­личие от декора ваз, где круговая замкнутость подобного рода композиций возникает в связи с размещением орнамента по периметру сосуда — вместилища бытия, в стенописи этот круг разомкнут, и на первый план выступает идея бесконечности, как бы открытой в пространство. В таком орнаменте четко вы­деляются две группы. В одной в качестве главного мотива при­сутствует чередование полураспустившегося цветка и бутона. Во второй фигурируют некие «загадочные» элементы, часто чере­дующиеся с иероглифическими знаками. Эти две группы фор­мируют так называемый линейный орнамент. В культуре Древ­него Египта наиболее выразительной в стилистическом отно­шении является эпоха Эхнатона. Мировоззрение этого периода заставило поколебаться незыблемую дотоле твердыню египет­ского представления о мироздании. Из трех вариантов предше­ствовавшей данному орнаменту сетчатой композиции — с ме­андром, свастикой и спиралью — в данном типе орнамента выбран и развивается последний. Спираль — наиболее дина­мичная форма, отражающая идею внутреннего развития. Волю­та и S-образный завиток создают максимальное впечатление манерной утонченности, изысканности и изящного колебатель­ного движения. Обычно египетское декоративное искусство по своему характеру плоскостно, двухмерно. Но в этот период в нем словно проступает некий намек на третье измерение, глубину.

Колорит классического орнамента Месопотамии известен по глазурованной кирпичной облицовке, его характеризует оп­ределенная цветовая гамма, построенная на сочетании коричнево-охристых и сине-зелено-бирюзовых тонов с добавлением белого и черного. Если в египетском декоре в момент его рас­цвета возникает ощущение иллюзорной глубины, то дошедшая до нас орнаментика Месопотамии впечатляет своей выпуклой вещественностью. По своей ритмике орнамент Месопотамии очень прост. Главные его композиции — трехчастная, произ­водная от нее геральдическая и линейная или их синтез. Если египетский орнамент стремится заполнить всю поверхность, то в орнаменте Месопотамии присутствует довольно четкое деление на фон и изображение почти в пропорции один к од­ному, что придает орнаментальной ритмике еще более элемен­тарный вид. Большинство мотивов построено на сочетании простейших геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, полукруг. Также встречаются и композиции шахматного типа, идентичные египетским. Чрезвычайно популярный в орнамен­тике Месопотамии образ крылатого быка, символизирующего мощь, власть, силу, имеющего вместе с тем глубокие тотемные истоки, является основой самого эстетического идеала данной культуры. В целом, орнаментальное искусство Месопотамии не изобилует разнообразием мотивов и композиций. Тем не менее здесь сформировалась во всей полноте универсальная идея всей мировой орнаментики — трехчастная и связанная с нею геральдическая композиция, генетически опирающаяся на важнейший мировоззренческий образ древней культуры — Мировое Древо. Для минойского декора характерен принцип индифферентного отношения к той плоскости, которую он украшает: все стены одинаково равны, роспись не выделяет ни середины стены, ни углов: в ней нет композиционного цен­тра — она строится на ритмических повторах, на бесконечном развертывании рассказа. Благодаря уникальности экономико -политических обстоятельств, каноническая культура как неиз­бежный этап развития любой цивилизации здесь очень рано сменилась культурой, характерной для других регионов лишь в более позднем периоде. Это время, когда высокого уровня достигает эстетизация во всех сферах жизни: бытовой, риту­альной, художественной. Она характеризуется культом чувст­венности, молодости, повышенной феминизации. В изобрази­тельно-стилевом смысле это проявляется в пластической рас­кованности, асимметричности, в преобладании змеящихся, манерных ритмов и линий, в повышенно-декоративном звуча­нии всего изображаемого. В эгейском искусстве роль орнамен­та в интерьере минимальна. Наиболее характерен для него мо­тив ленточной спирали с розеткой в центре, а также историче­ски сменивший его линейный мотив розетки. Динамичную во времени картину орнаментального декора дает эгейская кера­мика. Здесь распространена форма сосуда в виде сидящей пти­цы с длинным поднятым кверху клювом. Сосуды аналогичной формы существуют до сих пор. Их форма идеальна для совер­шения возлияний, что еще более подчеркивает их ритуальное назначение в Древнем мире. S-образный элемент буквально пронизывает всю орнаментику предметного искусства Эгей­ского мира, являясь его главным элементом. Морская темати­ка отчетливо звучит в росписи большинства ваз так называе­мого «стиля камарес», с которым органично связана вазопись периода Старых дворцов. Период Новых дворцов характерен изменением орнамента: к водным мотивам добавляются цве­точные. А в росписях ваз так называемого дворцового стиля — последнего периода существования кносского искусства — на­блюдается процесс как бы обратный тому, что имел место при переходе к стилю периода Новых дворцов. Нарастает схема­тизм и условность мотивов. Декор здесь «украшает» сухую, объединенную с ним лишь по конструктивному принципу форму, он как бы расплывается по поверхности чисто декора­тивными узорами.

Таким предстает перед нами мир древнего человека. Мир, в котором сознание определяет форму всего того, что окру­жает человека, от священного алтаря и чаши для жертвопри­ношений до сосуда, из которого каждый день пили воду.



 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 591. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия