Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 5. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ





 


В рукописях, спасенных при падении Византии, в выры­тых из развалин Рима античных статуях перед Западом пред­стал новый мир — греческая древность; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы от­блеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть. Как в Византии, так и в средневековой Европе художник почитался ремесленником и сам скромно считал себя таковым; его место было на низших ступенях социальной иерархии, и личность его стушевыва­лась перед заказчиком, церковью или светской властью. Тво­рить по-своему каждому художнику стало возможным лишь со времен Возрождения, когда человеческая личность была высоко вознесена в общем сознании и творческая индивиду­альность художника стала привлекать внимание всех, кого радовало его искусство. Именно в эту эпоху безличное, по­корное общей единой направленности цеховое мастерство ус­тупило место индивидуальному творчеству. В это время не существовало разделения искусства на собственно искусство и искусство прикладное. И то и другое обозначались словом «ars». Разделение искусства на «чистое» и прикладное возник­ло значительно позже, только в век промышленного перево­рота. Художники подчинялись цеховой структуре. Иногда они не имели своих цехов: известны случаи, когда архитекто­ры и скульпторы входили в цех каменщиков, а живописцы — в цех аптекарей, поскольку им приходилось изготавливать и смешивать краски. Единство профессий художника и инже­нера сохранялось вплоть до эпохи Возрождения. Органиче­ская связь технического творчества с художественным была характерным признаком Ренессанса и определяла особенно­сти формообразования всей предметной среды. В это время формообразование носит уже рациональный, планомерный характер. Предметы зарождаются сначала на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам выполняются в ма­териале. В своем трактате «О зодчестве» Леон Батиста Аль- берти (1404—1472) сформулировал эстетическое кредо эпохи Возрождения — синтез красоты и пользы. Основная идея произведения, а также и главное требование к каждому сози­даемому объекту у Альберти — органичное соединение красо­ты и пользы, в котором польза осмысливает красоту, а красо­та одухотворяет пользу. Для эстетики второй половины XVI в. характерна идея противопоставления замысла произведения его художественному воплощению. Возникают понятия худо­жественного своеобразия, необычайности замысла, артистич­ности исполнения, подчеркивается роль фантазии и свободы творчества.

Орнамент. Свойственный ренессансному искусству инди­видуализм в контексте орнамента проявляется специфически, путем предельного усиления того личностного начала, которое было присуще римскому декору. Вследствие этого орнамент приобретает характер совершенно самодостаточный, становит­ся замкнутым в себе смысловым пространством, имеющим свои логические закономерности взаимодействий его элемен­тов. В то же время художественная самостоятельность орна­мента порождает необычайное разнообразие конкретных решений, мотивов. Он чрезвычайно насыщен по колориту, приобретает качества повышенной живописности, реалистич­ности, находясь под сильным влиянием изобразительного искусства. В композиционных структурах господствуют спо­койные, уравновешенные горизонтально-линейные и верти­кальные мотивы, а также полуциркульные, украшавшие мно­гочисленные тимпаны. В содержательном смысле ренессансный орнамент соединил и образно переосмыслил три главных компонента: римский, арабо-мусульманский и готический, из которых римский был основным, стилистически определяю­щим. Наиболее характерным типом декора эпохи Возрожде­ния является так называемый гротеск (от слова «грот»), полу­чивший свое наименование в связи с тем, что художники соз­давали его, изучая искусство древних римлян в раскопках. Влияние изобразительного искусства ярко проявилось и в том, что при всей раппортности, ясном симметрическом построе­нии композиций, имеют место черты индивидуальности ис­полнения конкретных элементов. Орнамент Ренессанса, нахо­дившийся под большим влиянием изобразительного искусст­ва, отчетливо выразил еще одну существенную сторону культуры эпохи, касающуюся ее нравственного состояния. В орнаменте наблюдается заметное вторжение эротического начала, характерного для «большого» искусства Возрождения. Также в орнаменте этой эпохи часто дает о себе знать и пря­мое влияние арабо-мусульманского искусства, в тесном сосед­стве с которым развивалась культура Ренессанса. Это влияние особенно характерно для более позднего периода Ренессанса, когда античные традиции в культуре начинают ослабевать. Де­кор теряет свою проантичную ясность, становится более слож­ным и насыщенным. Часто это насыщение достигается за счет заполнения свободного фона арабесковым мотивом, который сразу же придает орнаменту «ковровый» вид.

В эпоху Ренессанса в итальянский быт глубоко проникло настойчивое, упорное желание вмонтировать жизнь в воз­можно более красивую оправу. Это и лекарственные сосуды самой разнообразной формы, которые украшали аптеки дворцов и монастырей, огромные блюда и тарелки, которые выставлялись и в открытых буфетах, и во дворцах. Вся эта ут­варь изготавливалась в ряде городов, каждый из которых сла­вился своей особой манерой, — Фаэнце, Сиене, Кастель- Дуранте, Деруте, Губбио, Урбино. Ее расписывали известные художники, покрывали особым люстром.

Керамика. На интенсивное развитие керамики в эпоху Воз­рождения повлияли керамические изделия из арабских стран, особенно из мавританской части Испании. Под влиянием ис­панской керамики с оловянной глазурью в конце XIV в. в Италии стало развиваться производство подобных изделий, но уже под названием «майолика». В свою очередь, итальянская майолика оказала немалое влияние на развитие керамического промысла Германии XV в., а также Франции XVI—XVIII вв., где она стала называться «фаянс». Другим технологическим видом керамики того времени была каменная масса. Первен­ство в ее изобретении принадлежит немецким гончарам XIV в.

Италия же прославилась разнообразными и великолепны­ми образцами майолик. Вначале майоликами там называли только испанские фаянсы, импортированные в страну, но в XVI в. это наименование стало применяться и к итальянским фаянсам. Вначале большинство итальянских фаянсов служи­ли лишь декоративным целям, что отражалось в росписи по образцам гравюр. Декоративность и утилитарность соедини­лись в альбарелли — античных сосудах эпохи Возрождения. Особую, очень интересную группу итальянских майолик со­ставляли scudelle di donna da parto — «судки для рожениц» (комплект тарелок различного назначения), которые дарили молодым мамам, наполнив их ритуальными яствами, и блюда для подношения даров невестам — сорре matory, т. е. «любов­ные чаши». Во главе майоликового производства Италии вна­чале стояли города Тосканы: Фаэнца, Каффаджиоло и Сиена. И Фаэнце прославились керамисты Матгео ди Альвице и Ни­коло Пеллипарио, а также мастерская Казапиропа, где впервые применили новый способ — роспись sopra azzupo («по голубому»): рисунок желтоватыми тонами накладывался не на белую, а на окрашенную голубым глазурь. Мастерская Каффаджиоло была своего рода придворной мануфактурой Медичи, выпускавшей большие тарелки и блюда. Самостоя­тельным путем шла Сиена: помимо утвари там делали еще и изразцовые полы. Мастерская города Дерута завоевала известность, благодаря нежнейшему перламутровому оттенку своих изделий, а позднее перешла к синей растительности по белому фону. Важными центрами майоликового производства надо считать и Губбиа, где выпускались люстрированные фая нее с красноватым фоном, и Кастель-Дуранте близ Урби- по. После 1525 г. Урбино выдвигается на первое место и сохраняет главенство в течение всего XVI в. Из мастерской Урбино выходили изделия необычных форм: вазы с рельеф­ными масками и ручками в виде сатиров, огромные «трехло­пастные» холодильники (сосуды для охлаждения вина) на львиных лапах, фляги с ручками в виде переплетающихся 1меек, большие овальные блюда с горельефным декором. И XVI в. прославились и фаянсы Венеции, покрытые уни­кальной глазурью «смальтино» (smaltino). С Флоренцией свя­зана деятельность керамиста Луки делла Роббиа (1399 или 1400—1482). Он первым употребил технику глазурования в круглой скульптуре и рельефах.

Во Франции производство фаянса в XVI в. связывается, в первую очередь, с мастерской Сен-Поршера, производившей нысококачественные изделия (известные также как «фаянсы Генриха II») цвета слоновой кости из очень чистой и тонкой глины: кувшины, чаши, солонки, подсвечники с лепными ук­рашениями — фигурами, маскаронами (рельеф в виде маски), пилястрами. Символом французского фаянса по праву счита­ются изделия Бернара Палисси (около 1510—1589 или 1590). Он разработал собственную рецептуру белой эмали и создал многочисленные декоративные произведения, выдержанные как в натуралистическом, так и в мифологическом духе. Од­новременно во Франции развивается и другая технология — обжиг при низкой температуре с росписью по предваритель­но обожженной глазури.

Дерево. Большой интерес представляет ренессансная ме­бель. Ее характеризуют четкая форма, ясное построение и ак­тивное использование в оформлении архитектурных элемен­тов. Корпусная мебель решается как архитектурное сооруже­ние, как миниатюрный палаццо с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую составленную из архитектур­ных элементов мебель, в которой каждая часть является са­мостоятельной, независимой формой, называют архитекто­нической. Композиции строятся на красоте пропорций, чис­тоте контуров, ясности силуэта изделий. Развитие мебельного производства Ренессанса способствовало изобретению станка для выработки тонких листов древесины (фанеры). Оно от­крыло путь для широкого распространения техники фанеро­вания, а вместе с ней приема украшения изделий мебели ин­тарсией. Ярким образцом ранних декоративных решений мо­гут служить флорентийские сундуки из ореха XV в. — наиболее нарядные и богатые предметы не слишком еще многочисленной комнатной обстановки того времени. Ос­новной мотив орнамента располагался в центре прямоуголь­ной резной рамки. Вначале для нее часто использовался мо­тив характерной еще для Средневековья виноградной лозы, затем вливается античная архитектурная орнаментика — акантовый лист и акантовый завиток. Морская раковина так­же заняла свое место в декоре Возрождения. Античность при­несла в прикладное искусство не только отдельные мотивы, но и новые орнаментальные решения, порожденные новым восприятием классической архитектуры. Фигуры атлантов, кариатид, кронштейны, целые композиции, воспроизводя­щие античные антаблементы с архитравом, фризом, карни­зом, преображаются в декор.

Металл. Несомненного развития в эпоху Возрождения достигли мастера-ювелиры. В этом также видны следы любви к античному искусству. В Древней Греции знаменитые архи­гекторы, скульпторы были виртуозами обработки драгоцен­ных материалов. Мастерами эпохи Возрождения были созда­ны великолепные изделия: серебряные сосуды с рельефными многофигурными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни. В этих произведениях ювелирного искусства исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. Ювелирные и камнерезные изделия этого периода И стиля отмечены завершенностью композиций, фантазией, а их отделка — тщательностью проработки. В эпоху правления Медичи расцветает камнерезное искусство и искусство фло­рентийской мозаики. Во Франции прославилась школа ли- можской эмали. В Северной Европе, в частности, в Герма­нии, в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоцен­ных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов. Большой лю­бовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перла­мутром.

Стекло. Не менее развивающимся промыслом эпохи Ре­нессанса можно назвать стеклоделие. Одним из популярных центров этого вида творчества считается Венеция. Славу ве­нецианского дутого стекла — его называли «хрустальным», сравнивая с драгоценными кристаллами природного горного хрусталя, — составляли небывалые для тех времен легкость и прозрачность. Излюбленным приемом декора у венецианских стеклодувов была филигрань — рисунок из тончайших нитей, «паянных в толщу прозрачного стекла. Одной из самых тру­доемких, но вместе с тем поразительной по впечатлению признана техника миллефиори, когда в поверхность сосуда вплавляются крошечные пестрые стеклянные цветочки и эле­менты орнаментов так, что он предстает в виде сплошного райского цветника. Это искусство, возникнув в Египте, обре­ло недостижимое совершенство в руках венецианских масте­ров филиграни. Роспись и золочение, помимо художествен­ной ценности, имели и другую хитроумную цель: за краской и позолотой скрыты дефекты стекла — разнообразные вклю­чения и пузырьки. На стекло хорошо ложатся масляные крас­ки, но они нестойки, поэтому наиболее распространенным материалом служат эмали, или, как их еще называют, прижи­гаемые краски, разной степени прозрачности. После обжига они приплавляются к поверхности изделия. В XV в. мастерст­во венецианских стеклодувов поднялось на недосягаемую вы­соту. Тайна сотворения стекла хранилась на острове Мурано, в укромной морской лагуне недалеко от Венеции. Специаль­но созданный Совет Десяти держал прославленных мастеров как узников на острове, обеспечив себе тем самым полную монополию на производство стекла. В 1516 г. братья Андреа и Доменико из Мурано создали первое зеркало из цельного хрустального стекла: они разрезали вдоль еще горячий стек­лянный цилиндр и раскатали половинки на ровной медной столешнице. Получилось чистейшее блестящее зеркальное полотно. Особой разновидностью были восьмиугольные зер­кала. Оправленные в бронзу или обрамленные агломератным стеклом, окрашенным лазурью, покрытым позолотой или же простой белой эмалью с вкраплениями кораллов, они деко­рировались завитками, картушами и маскаронами.

Эпоха Ренессанса стала рубиконом между «варварским» средневековым миром и Новым временем. Эта эпоха заложи­ла основы культуры Западной Европы последующих несколь­ких столетий. Выработанная декоративным искусством новая стилевая форма распространилась на всю материально-худо­жественную культуру, включая и церковную сферу. Начиная с Возрождения, духовный мир отходит в сторону, искусство обращено к человеку и создается для него.

 








Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1252. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия