Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в.





 

Эта тема посвящена западноевропейскому прикладному искусству XVII в. Это столетие в истории искусств называет­ся барокко. Как художественно-стилистическое направление барокко складывается в начале века в Италии и, по сути, яв­ляется неким продолжением эпохи Высокого Ренессанса. Но своего расцвета это направление достигает во Франции в се­редине XVII в. В это время Франция становится центром культуры и искусства, законодателем моды в различных видах искусства. А расцвет абсолютистской монархии во главе с ко­ролем Людовиком XIV сделал этот стиль лицом государства. Таким образом, барокко стал проникать как модное явление и в другие государства, причем с невероятной скоростью. К концу века барочные тенденции заметны по всей террито­рии Западной Европы, а в начале XVIII в. барокко становит­ся основным стилем и в России. Само слово «барокко» фран­цузского происхождения. Этимология его не ясна. Одни вспоминают о логической фигуре «барокко», приводящей к абсурду, другие — о «не вполне круглой» жемчужине, нося­щей это имя. В «Энциклопедии» это слово уже имеет значе­ние, близкое к тому, какое ему дается сейчас: «Барокко — в сфере архитектуры означает нечто странное. В высшей степе­ни или, если угодно, беспредельно странное... Понятие ба­рокко влечет за собой понятия чрезмерного и смехотворно­го...» То, что принято называть эпохой барокко, является, по сути, одним из периодов в развитии западной культуры, от­личавшимся богатейшим разнообразием выразительных воз­можностей. Это было время, когда народы Европы создавали художественные формы, наилучшим образом отвечавшие их собственным представлениям о мире, об искусстве. «Интер­национализации» искусства не препятствовали различия в ре­лигиозных верованиях. Разнообразие еще более усиливалось из-за непрерывно развивающегося международного общения. Расцвет художественного обмена приходится на первые деся­тилетия XVII в. Принцип барокко — неразрывное единство взаимоисключающих признаков и приемов, носящее назва­ние «антиномии искусства». В искусстве барокко чувствуется стремление выйти за рамки того организованного, но ограни­ченного пространства, которое было типичным для разум- но-ясного искусства Возрождения. Выражение в искусстве непреходящей гармонии, покоя и равновесия постепенно, начиная с XVI в., уступает место стремлению запечатлеть мгновение, бурное движение, отказаться от ясных границ. Вместо спокойствия — эмоциональный порыв, вместо ясно­сти и лаконичности — сложность, многообразие и пышная декоративность.

В XVII в. активно развиваются ремесла. Общее социаль­ное развитие претерпевает изменения. В этот период склады­вается новый класс — буржуа. Активные и заметные измене­ния характерны для Северной Европы, в основном, Фланд­рии, Нидерландов, Германии. Высшие слои бюргерства, связанные с торгово-промышленным предпринимательством, стали представлять собой мощную экономическую и общест­венную силу. Свой статус крупная буржуазия стремилась под­черкнуть и во внешних формах — костюме, укладе домашней жизни, роскоши убранства покоев и изысканности стола, ве­ликолепии выезда.

Во второй половине XVII в. происходило разложение мел­кого кустарного производства, цехового ремесла и домашних форм работы. Резко возросший спрос на готовые изделия, обусловленный развитием торговли, диктовал необходимость увеличения объема производства. Таким образом, появилась потребность в новой организации производства. Такое произ­водство, основанное на разделении труда, получило название «мануфактурного». Само слово «мануфактура» означает «руч­ное изготовление». Но мануфактура — это уже промышлен­ное предприятие со значительным капиталом и наемными рабочими, производящими продукцию на широкий рынок. В классической форме процесс развития мануфактур проте­кал в Англии, прежде всего, в текстильной промышленности, производстве бумаги и стекла. Во Франции рассеянная ману­фактура возникла на базе деревенской суконной и кожевен­ной промышленности, централизованная — в книгопечата- пи и, металлообработке, в которой значительное место зани­мало производство предметов роскоши; в шелкоткацком производстве чаще встречалась смешанная мануфактура. С XVI в. начался процесс постепенного сближения практиче­ских знаний, накопленных в процессе развития ремесленной традиции, с теоретическими интерпретациями природных процессов.

Именно в художественных мануфактурах (мебельных, тек­стильных, фарфоровых) проектирование становится специ­альной деятельностью. Созданию вещи предшествует созда­ние проекта — эскиза, который рисует художник и по кото­рому осуществляется производство. Однако в королевских мануфактурах XVI—XVIII вв. художник делал эскизы по зака­зам двора, с учетом его вкусов и потребностей, не особенно заботясь о технических возможностях осуществления этих проектов.

Орнамент. В своем стремлении к величию и пышности ба­рокко применяет декоративные элементы Возрождения, но создает и новые сложные, динамические и неожиданные композиции. Первыми шагами в области орнаментики было смещение, сгущение элементов уже известного архитектурно­го орнамента, отсюда пучки колонн, нагромождение раскре- пованных карнизов, изобилие раковин, маскаронов, карту- шей. В это время широко применяется мотив акантового лис­та. Он появляется и в орнаментальных рамках гравюр, украшает шелковые и бархатные ткани, гравируется и чека­нится в серебряных изделиях, вплетается в кайму шпалер вместе с цветами и плодами, режется из дерева в мебели, от­ливается в бронзе. Орнамент из цветов и плодов получил ши­рокое распространение. Цветы и фрукты сплетаются в насы­щенные гирлянды и букеты. Этот мотив получил распростра­нение в немецких резных шкафах, к концу XVII в. применялся в виде ажурных резных накладных гирлянд на огромных гамбургских и данцигских шкафах. Деревянная мо­заика из цветочных букетов украшает мебель Голландии и Фландрии. Появление более совершенных и разнообразных приемов фанерования, а также расширение круга используе­мых в мебели пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии — деревянной инкрустации. Широкое распространение получил и прием украшения на­кладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор. По мере развития стиля осваиваются новые от­делочные материалы: кость, панцирь черепахи, перламутр, фарфор.

При дворе Людовика XIV развивается парадное декора­тивное и прикладное искусство, отличающееся торжествен­ностью и сдержанной величавостью. Главой нового направле­ния в декоративном искусстве становится художник Шарль Лебрен, ведавший внутренней отделкой и убранством коро­левского дворца в Версале. Характерной особенностью деко­ра становится прием сочетания прямых и округлых линий, благодаря этому композиция приобретает особую подвиж­ность. В это же время появляются и другие новые мотивы: ромбовидная сетка, украшенная мелкими розетками, именуе­мая трельяжем; орнамент, имитирующий вырезанный зубца­ми и украшенный кистями занавес — ламбрекен.

Мебель. Архитектурная форма влияла и на стиль домаш­ней утвари, архитектонические формы внешней отделки фа­сада и внутренних стен повторялись на стульях, диванах, сто­лах и сосудах. Крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи барокко был фламандец Андре Шарль Буль (1642—1732). Он первый стал инкрустировать мебель черепаховым панцирем (техника «пике»), широко применять эбеновое дерево, слоно­вую кость, бронзу, олово. У Буля ведущим элементом орна­ментики были крупные симметричные мотивы стилизован­ной лозы. Самое главное новшество, появившееся в мебели этого времени, — требование удобства; отныне формы мебе­ли отвечают стремлению человека к комфорту, а сами их типы обретают большее разнообразие в соответствии с раз­личным назначением предметов. Одним из самых выдающих­ся созданий французских мебельщиков эпохи Людовика XIV стал сундук с ящиками, символически названный «комод» (от франц. Commode — удобный). Мастера, следовавшие прие­мам Буля, по характеру материала, которым они пользова­лись, были названы чернодеревцами; они работали в тесном сотрудничестве с маркетерами и бронзовщиками.

Поддерживаемые Кольбером текстильные мануфактуры, в особенности фабрики Лиона, славились производством рос­кошных тканей — парчи и шелка, затканных великолепными узорами в итальянском духе. В изготовлении кружев и зеркал французские ремесленники ориентировались на Венецию.

Керамика. Не менее интересные изменения происходят и и керамическом деле. В изделиях из фарфора в конце XVII в. постепенно исчезают китайские мотивы и орнаментика итальянского Ренессанса, сохранившиеся лишь в мануфакту­рах Невера. Керамические изделия, производимые в Руане, 11ачинают покрывать изящными узорами (с преобладающими мотивами ламбрекена) голубого или нескольких цветов. На фарфоровых мануфактурах Мустье в качестве образцов использовались орнаментальные гравюры Берена с гротеско­выми мотивами.

Голландии большую известность принесли два вида при­кладного искусства малых форм: изделия из серебра и фарфо­ра. Интерьеры скромных голландских домов с их классически­ми фасадами украшали роскошные предметы из серебра, вы­шедшие из мастерских Пауля ван Вьянена (1555—1614), Адама ван Вьянена (1565—1627) или Яна Лютмы (1585—1669). Вы­полненные в барочном стиле, истоки которого прямо восходят к искусству немецкого маньеризма, изделия голландских се­ребряных дел мастеров превосходили причудливостью своих форм все, что делалось в это время в остальной Европе.

Голландский фарфор стал называться делфтским, хотя фарфоровые изделия производились в разных городах стра­ны. Поначалу мастера подражали фарфору, привозимому из Китая, но к концу XVII в. делфтский фарфор приобрел соб­ственный стиль, отличительным признаком которого стало преобладание синего цвета, хотя иногда использовали поли- хромный декор. Помимо блюд и ваз, мастера делали панно из изразцов со сложными рисунками; они использовались для украшения домов не только в Голландии, но и в других стра­нах. Английская керамика с оловянной глазурью в духе гол­ландских изделий, производившаяся в течение XVII — XVIII вв., получила название «делфтские изделия». Позднее английская керамическая Ламбетская фабрика выпускала бо­лее утилитарные изделия — аптекарские кувшины, бутыли для вина, фляжки для воды. Широкую известность получила и керамика со свинцовой глазурью, легко окрашивающаяся в различные цвета. Своего расцвета она достигла во Франции в XVII в. — знаменитые тончайшие сосуды из Сен-Поршера и «сельские глины» — покрытые поливами декоративные блю­да Бернара Палисси.

Металл. Стилистические особенности барокко также рас­пространялись и на популярное в Западной Европе ювелир­ное искусство. Об искусстве золотых и серебряных дел фран­цузских мастеров этого времени позволяют судить лишь еди­ничные изделия, так как основная масса работ этого рода бесследно исчезла в результате переплавки.

С начала и до самой середины XVII в. главным формооб­разующим элементом ювелирных изделий является цветоч­ный мотив: подвески в виде цветка с лепестками-само- цветами; цепи, звенья которых напоминают целые гирлянды цветов; оправы с эмалевыми или черневыми растительными узорами или просто натуралистическое изображение цветов на плоских коробочках и медальонах. Сочетание белого фона со щедрым живым узором из роз, гвоздик, модных тюльпанов применяют мастера Дании, Голландии, Германии, закрывая гладкое золото более красивым и более дорогим, по их мне­нию, эмалевым ковром. Эмалями украшали и ордена. Цве­точный эмалевый орнамент присутствует и в конструктивной основе ажурных подвесок, на гладких или рельефных метал­лических оправах вокруг отдельных камней. Во второй поло­вине XVII в. эмаль в оправах отступает на второй план. Это связано с тем, что ведущую роль в декоре стали играть драго­ценные камни и, прежде всего, алмаз; граненый камень стал центральным акцентом украшений: отныне ювелиры главное внимание обращали на блеск и игру камней, на их взаимо­действие. Эта черта европейского ювелирного искусства поч­ти не имела аналогий в древней или неевропейской тради­ции. Веком цветка и алмаза считалось XVII столетие, которое стало началом Нового времени. Эпоха барокко заложила ос­новы для всех последующих художественно-стилистических направлений.








Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 585. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия