ВТОРОЙ РОДИНЕ
Путь изгнания мне судьбой отмерен, Но скажите, в чём моя вина, Что отец мой Родине был верен, Что я свято прошлому верна? Пал отец мой, воин государев, Распростёрлась надо мною мгла – В отблесках неугасимых зарев Сколько лет сироткой я жила! Русской бури путь зловещ и долог, Но меня, как тысячи других, Ты, Харбин, родной земли осколок, Защитил, укрыл от вихрей злых. Ничего родного не лишая, Ты меня, ребёнка, приютил, И росла я, выросла большая, Набралась необходимых сил. За годиной пронеслась година – Мирный труд, покой и благодать… В Харбине я вырастила сына, В Харбине похоронила мать. И теперь ни от кого не скрою, Милым городом покорена, Что мне стала Родиной второю Приютившая меня страна. Двадцать лет живу я русским бытом, Ту же душу русскую ношу, И на языке непозабытом Говорю и вот – стихи пишу. И в родном, в своём любимом храме, В тёплом блеске золотых огней Я ведь также плачу, как о маме, О России – мачехе моей! Елена Даль Из сб. «У родных рубежей 2». Харбин, 1942.
В окруженье кумирен и пагод, Как в ларце драгоценнейший клад, Как одну из российских загадок, Сберегли свой язык и уклад» Маргарита Таут
Источники и историография.
Моё исследование покоится на очень малом числе исторических работ, затрагивающих частично и вышеназванную тему. Все они вышли в последнее десятилетие и очень малым тиражом. Это подчеркнуто строго равноудалённая от сторон-участников книга Н.Е Абловой «КВЖД и российская эмиграция в Китае. Международные и политические аспекты истории (первая половина 20в.), М., 2005г. Это рассказ через архитектуру школьных и церковных зданий в книге Н.П. Крадина «Харбин – русская Атлантида», Хабаровск, 2001г. Это пронзительно личное написание семейной истории крупного советского педагога Слободчикова В.А. «О судьбе изгнанников печальной…. Харбин, Шанхай». М.,2005г. Не могу не упомянуть книгу уважаемого китаеведа Г.В. Мелихова «Белый Харбин: середина 20-х», М.,2003г. Культурную жизнь Харбина описывает большой сборник «Русский Харбин» 2-е изд., М., 2005г. под редакцией Е.П. Таскиной. Некоторые сведения можно почерпнуть в работе Е.Е. Аурилене «Российская диаспора в Китае. Маньчжурия, Северный Китай, Шанхай. 1920-1950-е гг.», Хабаровск, 2003г. Перестройка в нашей стране пробудила в моих земляках дремавшие силы к объединению. Бывшие репатрианты почувствовали потребность высказаться и быть услышанными. Сотни писем к землякам публикует газета «На сопках Маньчжурии», а более солидные воспоминания находят место на страницах альманаха «Русская Атлантида». Землячества проводят работу по восстановлению утраченных и созданию новых связей. Спустя 50 лет по возвращении в СССР около 1 млн. людей, имеющих кровное и духовное родство с русской эмиграцией на Дальнем Востоке тяготеет к теме землячества и восполнения нравственных и моральных затрат, привнесённых ими на акклиматизацию в советском обществе. Почти 15 лет моего детства и юности не было недели, чтобы я не слышал рассказы всё новых и новых земляков о прежней жизни в Китае, Монголии, Корее. Моя семья одной из первых выбралась в большой областной город на казахстанской целине и всякий земляк, задавшись целью побывать там и решить свои проблемы, искал пристанища. По закону русского эмигрантского братства я часто спал на полу с ещё пару часов назад незнакомыми людьми. И текли нескончаемые воспоминания. Моя мама просила меня не писать на тему эмиграции при её жизни. Я сдержал слово.
Русское образование в Китае.
Во время массовой эмиграции русских в Китай Маньчжурия подводила итог своему поступательному движению за очень короткий исторический период – за 25 лет. Но каких лет! Страна приобщилась за это время к европейской культуре. Председатель Общества КВЖД д-р Ван Цзинчунь в своём выступлении говорил о культурном! значении дороги. «Прогресс зависит от знания, а знание – от изучения», – отметил он. Газеты подчёркивали: современная Маньчжурия создана соединёнными усилиями двух дружно работающих на одной и той же территории народов, сохраняющих при этом в неприкосновенности своё национальное лицо. И это – факт, - почти небывалый в истории - залог дальнейшего развития края (газеты «Рупор», китайская «Гоцзи себао», «Заря», «Русский Голос»). Административный центр КВЖД Харбин создавал свой образ, собственный дух – мужества, стойкости, широкой предприимчивости, свою интеллигентность всё то, что позднее определило его лицо: целостного куска старой императорской России, чудом уцелевшего на китайской земле ещё в течение почти 28 лет после революции. Куска былой России, - как и прежняя Россия – открытого для всего мира, пользующегося всеми достижениями его прогресса и мировой цивилизации. Среди огромной массы людей, отторгнутых революцией и Гражданской войной, творческая и научная интеллигенция не затерялась, а наоборот, многое сделала для единения соотечественников, сохранения русского уклада и национальных традиций. Не случайно Харбин стал в Китае центром русской культуры. Подобного не существовало в других странах, где осели русские эмигранты. Об этом говорил, в частности, Николай Рерих при посещении Харбина в 1934 году. Сравнивая увиденное ранее в Париже, где сформировалась большая русская колония, он поразился тому, что обнаружил в Харбине:»…Я давно мечтал посетить этот единственный русский культурный центр. Я знал, что он в своём роде исключительный очаг, ни на что не похожий…» Несколько десятков тысяч людей, оказавшихся на чужбине в невероятно сложных условиях, переживших крах своего жизненного уклада, оторванных от Родины, сумели объединиться и создать центр привычной им, национальной по духу атмосферы. Они объединялись в землячества, создавали общества и кружки по интересам, профессиональные союзы, комитеты поддержки и взаимопомощи. Они думали о будущем – открывали школы, гимназии и институты, где обучали своих детей, создавали музеи, театры, устраивали всевозможные выставки и творческие объединения, противопоставляя безысходности беженства созидательную силу и вдохновляясь надеждой на возрождение России. Харбин, как город, построенный русскими, преемствовал и многие черты российской жизни и действительности того времени. Надо, прежде всего, указать на огромное внимание, уделявшееся в те годы правительством и общественностью России развитию в стране школьного образования и просвещения вообще. Сеть школ разных ступеней росла не только в европейской части России, но, что, особенно важно, и в таких её отдалённых районах, как Сибирь и Дальний Восток. Эту тенденцию усиленного внимания просвещению и культурной деятельности русские принесли с собой и в Маньчжурию. По числу начальных и средних школ Харбин первых десятилетий 20 века, сравнивая это число с общей численностью русского населения города, можно безошибочно поставить в первых рядах городов мира. Действительно, в городе быстро создавались десятки гимназий – мужских и женщин, реальные училища, ремесленные и разные профессиональные школы. В них ежегодно обучались тысячи юношей и девушек, однако, настоящим феноменом Харбин тех лет надо признать необычайно большое число, опять же по сравнению с общей численностью русских жителей города, высших школ, преимущественно специальных. Харбин уже в 20-х годах имел свой политехнический институт, Юридический факультет, Институт ориентальных и коммерческих наук, Педагогический институт, Горно-химический институт. Были созданы также Высшая Богословская школа (позднее Богословский факультет Института Св. Владимира), Высшая медицинская школа, Высшие медицинские курсы. И все эти школы создавались главным образом благодаря знаниям, труду и жертвенности сотен русских педагогов и профессоров, только что лишённых родных, обжитых и дорогих для них мест в России, но проявивших готовность продолжать свою работу на любимом и знакомом поприще в далёкой Маньчжурии. (Е.Шиляев. НСМ №104.2003г.) Ещё в 1920 г. в Харбине, почти одновременно, появились два специальных высших учебных заведения Политехнический институт и Юридический факультет. Через пять лет, в 1925г. возникли Ин-т ориентальных и коммерческих наук и Педагогический ин-т, за ними появились и другие высшие школы. Политех и Юридический ф-т пользовались поддержкой КВЖД, а также торгово-промышленных кругов. Между тем другие высшие школы Харбина в своей деятельности могли рассчитывать главным образом на финансовую помощь со стороны широкой общественности города и тех его торгово-промышленных предприятий, в которых были непосредственно заинтересованы в этих учебных заведениях, прежде всего как в питомнике кадров людей, знающих восточные языки, а также обычаи, нравы и характер восточных народов, чтобы с их помощью облегчить себе деловые связи с этими народами. Очевидно, это поддержка была вполне достаточной, чтобы обеспечить деятельность этих высших школ, по крайней мере, в первые годы их существования. С наплывом в Харбин беженцев из России, в частности, из Сибири и с Дальнего Востока, играл и другой важный вопрос, тормозивший до Октябрьской революции открытие высшей школы в Харбине – проблема обеспечения этой школы квалифицированными кадрами профессоров и лекторов. (Теперь этой проблемы не стало) Не испытывалось заметного недостатка и в студентах. Средние школы города ежегодно выпускали сотни, если не тысячи, юношей и девушек, значительная часть которых стремилась продолжать своё обучение. Становым хребтом экономики Северного Китая за всё время пребывания русских беженцев в этой стране была Китайская Восточная железная дорога (КВЖД). Подготовка кадров для такого колоссального хозяйства, а это многие десятки тысяч специалистов, велась полностью на месте. Начать с того, что дети железнодорожников получали среднее образование в железнодорожных училищах. По всей дороге, где жили служащие железной дороги, имелись школы – четырёхлетки, семилетки и десятилетки. Средние школы располагались в городах и крупных железнодорожных станциях. В г. Харбине были четыре железнодорожные школы. При школах имелись стадионы, оборудованные для крупных соревнований, зрительские трибуны, по две раковины для оркестров, баскетбольные и волейбольные площадки, теннисные корты, фруктовые сады, огороды, теплицы для тропических растений и живые уголки. В железнодорожных школах были по два физических кабинета, кабинет химии с лабораторией, кабинет естествознания и т.д. Богатые библиотеки, зимние залы физкультуры; мастерские: переплётная, столярная, пошивочная для девочек. В каждой школе были духовые оркестры. Этот перечень даёт представление о богатых возможностях школ КВЖД. Учебный отдел КВЖД в период с 1906 по 1917гг. ежегодно организовывал летние учительские конференции. Педагоги Харбина были объединены в Маньчжурское педагогическое общество и с 1913 по 1919гг. выпускали свой журнал «Просвещение в Азиатской России» Также существовал Союз учителей КВЖД. Десятки тысяч семей русских беженцев не могли связать свою судьбу со столь элитным предприятием, как КВЖД. Судьба разбросала их по маленьким посёлкам и городкам Китая, Внутренней Монголии и Кореи. Забота об обучении своих детей повсеместно подталкивала русских к созданию своих институтов сообщества. Так, в Шанхае действовали Общество друзей русской школы (председатель и основатель Н.Ф. Богунский (Шиманский) и Русское просветительское общество, В Тяньцзине возник Русский школьный комитет (председатель К.А. Парфирьев). Существовало Общество друзей русской школы в г. Дайрене. В маленьких населённых пунктах сообщества возникали вокруг известного педагога, общественного деятеля или церковной общины. Материальное положение таких школ не могло идти в какое-либо сравнение со школами КВЖД. Самым распространённым способом добывания средств для существования школ были благотворительные концерты, соревнования, выставки кулинарных достижений, карнавалы, шествия и взносы благотворителей. Замечу, кстати, в Маньчжурии не было ни одного ребёнка или подростка беспризорного. Все были пристроены в приютах, в домах-убежищах и т.п. (Шарохин Н.Г. Мой Харбин. «Русская Атлантида» №22, 2006г.). Из всех средних школ, как по постановке учебного дела, так и по оборудованию на первом месте стояли Коммерческие училища. Как правило, это были 8-классные училища с двумя приготовительными классами. Таким образом, продолжительность учения составляла 10 лет. При училищах, как правило, были актовый зал, церковь, библиотека, обсерватория, гимнастический зал, столовые и многочисленные кабинеты-лаборатории (географии, естествознания, физики, химии, товароведения и художеств). Химические и физические кабинеты ряда училищ представляли собой настоящие лаборатории, даже принимавшие анализы по поручению частных фирм (В.Шуйский.»Политехник»(Сидней).1979.№10). Учащиеся при прохождении теоретического курса должны были выполнять практические работы в лабораториях. Так, например, в кабинете естествознания помимо работ с микроскопом они сами делали вскрытие лягушек, рыб, голубей и кроликов. Затем следовало написание отчёта по проделанной работе. По товароведению проводился анализ тканей, бобов, варка мыла и т.д. Посещались заводы – сахарный, стекольный, кожевенный, маслобойный. В художественном кабинете находились копии известных скульптур, картин, орнаментов, бронзы. Учащиеся должны были не только уметь рисовать и лепить из глины, но и знать историю искусств. Учащихся дважды в год подвергали полному медицинскому осмотру. Из иностранных языков обязательными были английский и китайский и по желанию французский или немецкий. Согласно своего назначения в училищах преподавали не только товароведение, но и бухгалтерию, и корреспонденцию на английском и китайском языках. Особое внимание уделялось истории и торговле на Дальнем Востоке, для чего существовали такие предметы, как востоковедение и торговля Дальнего Востока. В женском училище в 8-м классе преподавалась педагогика, и ученицы давали пробные уроки в младших классах. Для развития инициативы поощрялись кружки самообразования, на которых учащиеся делали доклады на различные темы из области литературы, востоковедения, химии и пр. В 1935 году коммерческие училища были закрыты японскими властями. Добротную подготовку для дальнейшего получения профессионального образования давали реальные училища. Они просуществовали с 1916 по 1940 гг. С марта 1918 года при училищах работали родительские комитеты. Для всех учащихся была установлена школьная форма. Мальчики носили чёрные гимнастёрки с белым кантиком на воротничке и чёрные брюки, на ремне красовалась эмблема училища «РУ», на голове – школьные фуражки с зелёным околышем и значком училища. В зимнее время желающие могли носить форменные шинели с жёлтыми петлицами на воротнике и медными пуговицами в два ряда. Ученицы носили форменные платья тёмно-зелёного цвета с белым воротничком и чёрным фартуком в обычные дни и с белым – в праздничные. Головной убор девочек – берет со значком училища. Причёски, маникюр, косметика запрещались. Форма дисциплинировала учащихся. Уклад жизни в училищах был чисто русский, но это не мешало учиться вместе лицам различных национальностей. В обязательном порядке преподавался английский язык, в разные годы изучался китайский и (позже) японский. Преподавание всех дисциплин велось на русском языке по программе российских реальных училищ. В программе больше внимания уделялось техническим предметам, изучался анализ бесконечно малых, начертательная геометрия, но и изучались психология, логика и др.. Это облегчало выпускникам поступление в высшие учебные заведения мира. Учебная программа осуществлялась под наблюдением Педагогического совета, члены которых отличались бесконечной преданностью своему учительскому делу и работали по призванию. В училищах работали также различные кружки – физико-химический, литературный, математический и природоведческий, где можно было получить дополнительные знания. Большое внимание уделялось вопросам воспитательной работы. В её основу были положены девизы: «Долг и Мужество» и «Вера и Верность». Реалистов воспитывали в русском национальном духе, патриотами великой России, знакомили с историей и культурой России. Для проведения повседневной работы в каждом классе был классный наставник. Ежедневно он проводил беседы на различные темы со своими воспитанниками. Для поддержания дисциплины в каждом классе на весь учебный год назначались старшие по классу и их заместители из наиболее авторитетных учеников. Они носили отличительные знаки: небольшой щиток зелёного цвета на левом плече, обрамлённый золотистым щитком, с двумя жёлтыми полосками посередине у старшего по классу и одной полоской у заместителя.(П.П. Добрынин. «Русская Атлантида».2001.№5) Кроме того, на каждый день назначались два дежурных, которые следили за чистотой и порядком в классе. Благодаря такому устройству внутренней жизни учёба в училищах протекала спокойно: ученики уважали друг друга, помогали слабым, не давали в обиду младших. Неизгладимое впечатление производили марши училищ по городам в дни праздников. Ученики шли в школьной форме, под школьным знаменем, с духовым оркестром и барабанщиком впереди, исполнявшими марши Преображенского и Старого егерского полков, «Прощание славянки» (в эмиграции его называли «Добровольческий марш»), когда звучало: Мы дети России великой, Мы помним заветы отцов, Погибших за Родину нашу Геройскою смертью бойцов… (Заерко Н.И. НСМ №111 (июль-август) 2004г.) Особенно торжественно в училищах праздновались школьные праздники – Дни небесных покровителей учебных заведений. Так, 19 декабря отмечался день Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. При каждом училище было создано спортивное общество, богатые училища имели яхты, боты и байдарки. В училищах проводились школьные вечера, драматические кружки ставили пьесы русских классиков, выступали школьные хоры с репертуаром русских народных песен и были духовые оркестры. Устраивались популярные танцевальные вечера. Иногда они были платными, и все денежные сборы шли на оплату за обучение малоимущих учеников или на содержание летнего лагеря. Итоги учебного года подводились на выпускном вечере, к которому тщательно готовились. И это была красивая традиция. Одна из частей этого действа – передача школьного знамени. Знаменосцем по традиции был всегда ученик выпускного класса. В последний день занятий (сегодня это «последний звонок») происходила торжественная передача знамени ученику, назначенному педагогическим советом. Выходили шестиклассники (9класс) – мальчик и две девочки-ассистентки – и принимали знамя у такой же тройки семиклассников (10 класс). Происходило это в присутствии всей администрации, учителей и учащихся. В актовом зале – праздничное убранство. После молебна выпускникам вручали аттестаты и похвальные грамоты. Всё заканчивалось «белым балом». В этот вечер выпускники меняли школьную форму на строгие костюмы, а девушки были одеты в строгие по своему покрою бальные белые платья. В Северном Китае было несколько классических гимназий. Все они были частными учебными заведениями и делились на женские и мужские. Так, в женской гимназии М.А. Оксаковской воспитание девочек производилось на высоконравственных основах с элементами художественно-эстетических требований. В числе предметов учебного плана (кроме обычных) входили: Закон Божий, учение о праве и государстве, экономическая география, философская пропедевтика, востоковедение, физиология, латинский язык, английский язык и английская корреспонденция, гигиена. Отличительной особенностью Женской гимназии М.А. Оксаковской являлась и форма учениц выпускного класса: платья девочек были нежно-голубого цвета, фартучки в будние дни – чёрные, а во время школьных праздников и торжеств – белые. (Жорж Кожевников.»На сопках Маньчжурии».2000.№75) Девочки учились красиво танцевать бальные танцы – вальс, полонез, менуэт, котильон, мазурку, польку и др. Кроме того, ученицы обучались манерам: как подать руку на танец кавалеру, как раскланяться с приседанием и т.п. А женский хор гимназии включал произведения М. Глинки, П. Чайковского, П. Чеснокова и др. Кроме начальных школ, реальных училищ, гимназий, коммерческих училищ в Китае были Английский колледж, Колледж Святой Урсулы, франко-русский женский трудовой конвент сестёр францисканок Пресвятой Девы Марии, Русское католическое епархиальное училище для мальчиков-сирот, Русский католический лицей Святого Николая После 1945 года в Северном Китае произошли перемены в школьном образовании. Все средние школы были преобразованы. Появились 1, 2 советские полные школы. Позже произошла реформа и в области музыкального образования: была создана Советская высшая музыкальная школа. (Елена Таскина. НСМ №112 2004г.). 4 советские школы просуществовали в Китае до 1962 года.
|